Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка
статья на тему

В статье отмечается роль информационно-коммуникационных технологий в развитии ИТК-компетентности учащихся. Указываются формы развития универсальных учебных действий с применением ИКТ; приёмы для деятельностного обучения учеников. Определено, что преимуществом использования ИКТ является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и обучающегося, что помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся,навыков аудирования, говорения, чтения; совершенствование письменной речи; воспитание творческой  социально-активной личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

Статья на тему:

«Информационно-коммуникационные технологии

на уроках иностранного языка»

                                     

 Составитель:

                                     Ишарнова С.И.,

                                      учитель иностранного языка

Новокузнецк, 2015

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров.

            Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 
           Данная технология также позволяет формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы.

Обучение иностранному языку с использованием ИКТ отличается рядом преимуществ:

-интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

-ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

-индивидуализация обучения;

-возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

-компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:

-объективность отметки;

-обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить общение.

При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

При проведении уроков иностранного языка используются мультимедийные презентации, что позволяет реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе. Мультимедийные презентации применяются на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений. Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемого материала.  Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, текст, анимацию, видео и звук. Доказано, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации, что позволяет использовать из вне зависимости от учебного предмета на любом этапе урока. Подробнее можно представить возможности использования мультимедийных презентаций на уроках:

Возможные этапы урока, формы работ, в которых используются мультимедийные презентации.

Возможности мультимедийной презентации

Организационный момент, целеполагание.

Позволяет учащимся самостоятельно формулировать цели предстоящей работы, повышает интерес к теме, предмету, мотивирует на результат.

Актуализация знаний.

Проведение устных упражнений.

На основе знаково-символических средств дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

При проверке фронтальных самостоятельных работ.

Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.

При проверке домашних работ.

Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов. Развивает ИКТ-компетенции учащихся.

При выполнении заданий обучающего характера.

Помогает составлять план выполнения заданий и контролировать промежуточные и окончательные результаты самостоятельной работы.

Всё это создаёт благоприятные условия для формирования у обучающихся познавательных, регулятивных УУД.

        В информационном обществе главными стали не только знания, а умения ими пользоваться. ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

       Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

       Развитие УУД с применением ИКТ может происходить в следующих формах: 

1) использование готовых электронных продуктов (развитие познавательных УУД)

 2) использование мультимедийных презентаций (позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов) (развитие личностных, познавательных, коммуникативных УУД); 

3) использование ресурсов сети Интернет (развитие коммуникативных УУД); Интернет может стать помощником и при обучении школьников письму. Идеально подойдет для этой цели общение по переписке с носителем языка. Более того, можно улучшить навыки произношения, разговаривая с иностранным другом при помощи программы Skype. Общаясь в виртуальной реальности, ребенок использует свои навыки владения иностранным языком, устанавливает дружеские контакты и изучает, таким образом культуру другой страны

Таким образом информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся и делает занятия более интересными, развивает познавательную активность учеников, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе. Если использовать в образовательном процессе новейшие достижения в области информационных технологий, это поможет ученику в развитии умений мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, сформирует основы творческого не шаблонного мышления, послужит развитию детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.

             ИКТ позволяют использовать следующие моменты для деятельностного обучения:

-замена фронтального устного опроса на опрос в режиме on-line или использование системы контроля и мониторинга знаний позволяют значительно сократить время данной формы контроля знаний и получить более объективные результаты, так как каждый ученик получает возможность ответить на все вопросы, а учитель проследить за ответами каждого из учеников;

- использование интерактивных презентаций максимально активизирует деятельность учащихся. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, картинки, схемы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.  Особенно это важно для учащихся 5, 6 классов;

-для старших школьников использование на уроках ИКТ является стимулом к получению более глубоких знаний;

 - информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых, позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например, на сайтах, в тематических блогах, при совместной работе, по средствам сервисов Интернет-браузеров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных школ. Создаваемые на сайтах персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, результаты конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад. Также можно проводить тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки. Решая их в классе, ученики получают помощь и консультацию учителя. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

-формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,

-совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,

-пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

-знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Таким образом, использование ИКТ позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи; воспитание творческой и социально-активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка.

Особую актуальность тема информационно-коммуникационных технологий на уроках приобретает в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модерниз...

Информационно-коммуникационная технология на уроках иностранного языка

Использование компьютерной технологии в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов  является одной из наиболее актуальных. Использо...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...

Статья . Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является одним из важнейших аспектов в оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс ...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"

Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения...