Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"
статья по английскому языку

Агеева Марина Михайловна

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageeva-statya_na_nsportal.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района

Санкт-Петербурга

«Использование современных информационных технологий  как фактор  воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка».

подготовила

учитель английского языка

 Агеева Марина Михайловна

г. Санкт-Петербург

          В условиях  современного общества проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.

Высокий уровень конкурентоспособности - важнейшее требование учащегося как будущего специалиста, который, по сути, определяет степень его профессиональной компетентности.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается. Результаты социологических опросов практически подтверждают необходимость проведения такого рода инноваций в школе и прежде всего тех, которые интегрируют ее в социокультурную сферу, поскольку именно здесь учащиеся испытывают наибольшие затруднения.

Поскольку основной целью обучения иностранным языкам является развитие  у  учащихся  способности  к  межкультурной коммуникации  и  к  использованию  изучаемого  языка  как  инструмента  этой коммуникации школьников, с уверенностью можно заявить о том, что этот предмет – один из важнейших в  школьной программе, способствующий формированию коммуникативной и информационной компетенции учащегося, а значит, требующий особого внимания в отборе методов и средств его преподавания.  Процесс  приобретения  учащимися  личного  опыта  общения  с  чужой  лингвокультурой  требует  создания  ситуаций  практического  использования  языка  как  инструмента  межкультурного  познания  и  взаимодействия, поэтому методическим стандартом обучения иностранным языкам, безусловно, является коммуникативно-ориентированный метод, который наиболее приближенно к реальным условиям  моделирует процесс общения. Обеспечить в школе условия, которые будут способствовать реализации этого метода достаточно сложно. Но с расширением сферы применения информационных технологий  появились новые и более эффективные способы решения вышеуказанной задачи. Многие авторы, разрабатывающие данную проблему, отмечают, что компьютер - это наиболее подходящее средство в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. Использование ИТ на уроках иностранного языка - очень важная часть системы, которая необходима для развития интереса к изучаемому языку и собственно информационным технологиям, за счет расширения представлений о сферах применения компьютера и методах информатики.  

С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь можно с уверенностью сказать, что даже в условиях  обучения иностранному языку в стенах класса, то есть, строго говоря, искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, естественного общения.

Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения английскому языку:

  1. Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка.
  2. Методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории:  возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения.  Доказано, что скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза.
  3. Технические преимущества обучения иностранному языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо.
  4. Повышение профессионального уровня учителя иностранного языка.

Опираясь на опыт работы методического объединения учителей английского языка в ГБОУСОШ №81, хотелось бы выделить следующие варианты применения средств новых информационных технологий в процессе обучения иностранному языку:

1 Использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка.

Программа «Merits»  используется на уроках английского языка.  Преимущества данной программы: довольно удачный выбор тем, соответствующих уровню развития детей, перекликающихся с основной школьной программой, поэтому при изучении таких сложных и при этом довольно скучных тем, как «Экологические проблемы», «Научно-технический прогресс» данная программа позволяет повысить качество усвоения материала за счет привлечения интереса учащихся. Недостатки программного продукта «Merits» в сложной для усвоения лексике, нехватке упражнений на закрепление лексики и грамматики, практическом отсутствии упражнений на развитие коммуникативных навыков, поэтому программа используется на уроках фрагментарно. Кроме того, на уроках английского языка используются такие готовые обучающие программы, как Oxford Platinum: программа, предоставляющая возможность развития диалогической речи и формирования фонетических навыков через прослушивание, разучивание и драматизацию речевых ситуаций, приближенных к жизни; Diamond English: учебник, содержащий в себе большое количество интересных текстов страноведческого содержания и игр на закрепление лексики; English for children: игровая программа, облегчающая изучение английского языка на начальном этапе обучения и позволяющая нарастить объем лексического материала в процессе игры. Вышеперечисленные программы неуниверсальны, но являются отличными помощниками в организации индивидуальной работы на уроке, самостоятельной работы во внеурочное время и, безусловно, очень нравятся детям.

2. Использование инструментальных программных средств (ИПС) - справочников, словарей, программ проверки правильности орфографии - для выполнения студентами самостоятельных творческих заданий, переводов по домашнему, аналитическому чтению и других работ, а также для преподавателя, в качестве инструментального средства для создания тестов, обучающих программ, автоматизации процесса обработки результатов учебного процесса и т.д.

Не секрет, что наши дети зачастую обращаются к различным электронным словарям и справочникам для выполнения домашних заданий, и мы выражаем свое негодование по этому поводу. Эти же инструментальные средства могут служить нам помощниками и на уроке и, особенно, при организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, отличным подспорьем в усвоении правописания английских слов может послужить орфографический тренажер, используемый в 4-7 классах. Учитель создает свой список слов  по изучаемой теме, вставляет его в тренажер и учащийся может тренировать правописание слов и дома, и на уроке. Электронные словари и справочники же незаменимы в процессе ведения исследовательской работы учащихся, поскольку дают возможность различного перевода одного и того же слова и интерпретации материала, усвоенного на уроке, и разнообразят деятельность учащегося при выполнении домашних заданий.

3. Проведение текущих и итоговых тестовых занятий (по темам, разделам, курсам) с использованием диагностических, тестовых программ по лексике, грамматике.

Используемая программа Tester эффективна на уроках английского языка, так как позволяет проверить и оценить уровень усвоения материала через тест, сэкономив при этом время. Эта программа особенно востребована в старших классах в процессе подготовки к итоговому контролю, и также может использоваться в самостоятельной работе учащихся.

  1. Применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования.

Наиболее часто используемой программой, используемой учителем  на уроке является   программа Microsoft  Power Point, позволяющая создать серию слайдов различного информационного содержания и избежать использования дополнительных наглядных средств. Преимущество данной программы в том, что она привлекательна и для учителя, и для ученика, проста в обращении и может использоваться в различных формах уроков (стандартный урок, урок-конференция, урок-путешествие). На базе школы №81 формируется банк презентаций-планов уроков.  Отличным подспорьем в использовании проектной технологии может выступать эта же программа как инструмент по составлению проектов учащихся. В феврале текущего года в школе в рамках недели английского языка прошел конкурс учебных проектов учащихся, в котором с большим желанием приняли участие 10 учащихся 8-11 классов, получившие  первый опыт публичного выступления на английском языке.

В стадии освоения находится очень привлекательная программа Microsoft Office Publisher, позволяющая создать электронную публикацию, и в конце учебного года союз учителей английского языка и учащихся школы №81 выпустили первый номер газеты на английском языке. Такая форма работы развивает творческий потенциал учителя и ученика, улучшает навыки работы на компьютере, обогащает словарный запас учащихся и формирует навыки письменной речи.

5. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

 Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Основные направления работы с Интернетом при изучении иностранного языка:

  1. Получение необходимой для создания проекта информации. Поиском и обработкой информации учащийся и учитель занимается во внеурочное время, а результаты представляет в привлекательной, удобной для него форме.

2. Создание блогов. Блог (от англ. «web.blog» сетевой журнал событий) – это вебсайт, основное содержание которого – это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных, которые публикуются в открытом доступе и к которым можно оставить комментарий. Увлеченность блогами так велика, что  в 2003 году их даже объявили отдельным жанром сетевой литературы. Нельзя не воспользоваться  популярностью и простотой создания таких веб-сайтов, так как это и способ издания работы учащегося, и доступное средство коммуникации (каждый может высказать свое мнение и предложения по затрагиваемому вопросу). Причины, по которым стоит использовать блоги.

Блоги стоит внедрять в учебный процесс:

  • чтобы обеспечить дополнительную практику письма и чтения для учащихся;
  • чтобы ознакомить учащихся с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной  информации по изучаемой теме. Интернет имеет изумительное множество ресурсов, которые являются потенциально полезными для наших учащихся. Посредствам предложенной преподавателем проблемы,  ученик находит эффективное решение проблемы с помощью Интернет ресурсов;
  • чтобы увеличить чувство сплочённости в классе. The Class blog способствует чувству сплочённости между членами одной группы в том случае, когда ученики делятся информацией о себе, своих интересах, и комментируют то, что другие ученики пишут;
  • чтобы привлечь застенчивых учащихся к участию в данной работе. Есть предположение, что ребята, которые являются тихими в классе, могут проявить себя, когда дана возможность высказаться в блоге;
  • чтобы стимулировать обсуждение во внеурочное время. Блог может быть идеальным местом для обсуждения, как в классе, так и вне класса. И то, что ученики пишут в блоге, может использоваться для обсуждения в классе;

Использование блогов в проектной деятельности не только способствует совершенствованию навыков работы в интернет, но, в первую очередь развивает коммуникативные и творческие способности учащихся.  

  1. Организация общения учителей и учащихся с  жителями англоговорящих стран посредством электронной почты и средств синхронной коммуникации ( чатов, форумов, программ  Skype, ICQ).

Современный подросток под общением подразумевает не только живой контакт, но и общение в сети Интернет, и поэтому такой способ изучения языка  для него очень привлекателен. Грамотный подход учителя к использованию этого средства общения  очень важен, потому что в ходе  синхронного и асинхронного общения выполняются следующие задачи:

1) освоение правил телекоммуникационного этикета, принятых в Интернет

2) формирование навыка и умения чтения

3) совершенствование навыка аудирования

4) создание совместных творческих проектов

5) формирование у учащихся устойчивой мотивации к изучению английского языка

6) поддерживание и налаживание  деловых связей и контактов  со своими сверстниками в англоязычных странах.

7) активного  вовлечения  учащихся  в  языковую  среду  и  преодоления  языкового  барьера

   В заключение хотелось бы сказать следующее: по поводу эффективности применения информационных технологий обучения существует довольно разнообразные мнения. Начиная от  неэффективности использования  до многократного увеличения эффективности по сравнению традиционными методами. 

 Вот некоторые цифры: Доказано, что знания с помощью информационных технологий усваиваются на 40-60% быстрее, чем по традиционной методике. По другим данным, обучение, базирующее на информационных технологиях снижают стоимость на 30-40%, а продолжительность на 20-40%.  Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить результативность обучения по дисциплинам гуманитарного цикла в среднем 0,22 балла (4,4%), по дисциплинам общепрофессионального цикла 0,15 балла (3,0%),  а «сохраняемость» знаний, умений и навыков на протяжении месячного срока выше на 2,4% .

Эта статистика говорит о том, что компьютер, безусловно, не заменит живого человеческого общения, но поможет оптимизировать учебный процесс, сделать урок интереснее и насыщеннее. А успешное  усвоение  учащимися  школьного  курса  иностранного  языка  оказывает  глубокое  воздействие  на  формирование  мировоззрения  учащихся  и  на  воспитание  личности.  В  процессе овладения иностранным языком  происходит  как  реализация  целей  и  задач  обучения     языку  (в  том  числе  для  достижения  общеобразовательного  стандарта),  стоящих  перед     школой,  так  и  общедидактических  задач  по  формированию  личности  21  века

 

 

Список использованной литературы

  1. Самсонова Надежда Николаевна - Использование современных информационных технологий на уроках английского языка/http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2901
  2. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени. ИЯШ, №5, 2005
  3. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
  4. Расулова М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка / Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 91-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....

Применение новых информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка....

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...

Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"

Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....

Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"

Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...