Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"
статья по английскому языку
В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района
Санкт-Петербурга
«Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка».
подготовила
учитель английского языка
Агеева Марина Михайловна
г. Санкт-Петербург
В условиях современного общества проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно, на сегодняшних школьников ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом, направленность образовательного процесса на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей школьного образования.
Высокий уровень конкурентоспособности - важнейшее требование учащегося как будущего специалиста, который, по сути, определяет степень его профессиональной компетентности.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается. Результаты социологических опросов практически подтверждают необходимость проведения такого рода инноваций в школе и прежде всего тех, которые интегрируют ее в социокультурную сферу, поскольку именно здесь учащиеся испытывают наибольшие затруднения.
Поскольку основной целью обучения иностранным языкам является развитие у учащихся способности к межкультурной коммуникации и к использованию изучаемого языка как инструмента этой коммуникации школьников, с уверенностью можно заявить о том, что этот предмет – один из важнейших в школьной программе, способствующий формированию коммуникативной и информационной компетенции учащегося, а значит, требующий особого внимания в отборе методов и средств его преподавания. Процесс приобретения учащимися личного опыта общения с чужой лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия, поэтому методическим стандартом обучения иностранным языкам, безусловно, является коммуникативно-ориентированный метод, который наиболее приближенно к реальным условиям моделирует процесс общения. Обеспечить в школе условия, которые будут способствовать реализации этого метода достаточно сложно. Но с расширением сферы применения информационных технологий появились новые и более эффективные способы решения вышеуказанной задачи. Многие авторы, разрабатывающие данную проблему, отмечают, что компьютер - это наиболее подходящее средство в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. Использование ИТ на уроках иностранного языка - очень важная часть системы, которая необходима для развития интереса к изучаемому языку и собственно информационным технологиям, за счет расширения представлений о сферах применения компьютера и методах информатики.
С использованием новейших разработок в области обучения иностранным языкам, основанным на использовании технологии мультимедиа, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь можно с уверенностью сказать, что даже в условиях обучения иностранному языку в стенах класса, то есть, строго говоря, искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, естественного общения.
Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения английскому языку:
- Создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации изучения английского языка.
- Методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории: возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения. Доказано, что скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера повышается в 2-3 раза.
- Технические преимущества обучения иностранному языку при помощи компьютера: возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо.
- Повышение профессионального уровня учителя иностранного языка.
Опираясь на опыт работы методического объединения учителей английского языка в ГБОУСОШ №81, хотелось бы выделить следующие варианты применения средств новых информационных технологий в процессе обучения иностранному языку:
1 Использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка.
Программа «Merits» используется на уроках английского языка. Преимущества данной программы: довольно удачный выбор тем, соответствующих уровню развития детей, перекликающихся с основной школьной программой, поэтому при изучении таких сложных и при этом довольно скучных тем, как «Экологические проблемы», «Научно-технический прогресс» данная программа позволяет повысить качество усвоения материала за счет привлечения интереса учащихся. Недостатки программного продукта «Merits» в сложной для усвоения лексике, нехватке упражнений на закрепление лексики и грамматики, практическом отсутствии упражнений на развитие коммуникативных навыков, поэтому программа используется на уроках фрагментарно. Кроме того, на уроках английского языка используются такие готовые обучающие программы, как Oxford Platinum: программа, предоставляющая возможность развития диалогической речи и формирования фонетических навыков через прослушивание, разучивание и драматизацию речевых ситуаций, приближенных к жизни; Diamond English: учебник, содержащий в себе большое количество интересных текстов страноведческого содержания и игр на закрепление лексики; English for children: игровая программа, облегчающая изучение английского языка на начальном этапе обучения и позволяющая нарастить объем лексического материала в процессе игры. Вышеперечисленные программы неуниверсальны, но являются отличными помощниками в организации индивидуальной работы на уроке, самостоятельной работы во внеурочное время и, безусловно, очень нравятся детям.
2. Использование инструментальных программных средств (ИПС) - справочников, словарей, программ проверки правильности орфографии - для выполнения студентами самостоятельных творческих заданий, переводов по домашнему, аналитическому чтению и других работ, а также для преподавателя, в качестве инструментального средства для создания тестов, обучающих программ, автоматизации процесса обработки результатов учебного процесса и т.д.
Не секрет, что наши дети зачастую обращаются к различным электронным словарям и справочникам для выполнения домашних заданий, и мы выражаем свое негодование по этому поводу. Эти же инструментальные средства могут служить нам помощниками и на уроке и, особенно, при организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, отличным подспорьем в усвоении правописания английских слов может послужить орфографический тренажер, используемый в 4-7 классах. Учитель создает свой список слов по изучаемой теме, вставляет его в тренажер и учащийся может тренировать правописание слов и дома, и на уроке. Электронные словари и справочники же незаменимы в процессе ведения исследовательской работы учащихся, поскольку дают возможность различного перевода одного и того же слова и интерпретации материала, усвоенного на уроке, и разнообразят деятельность учащегося при выполнении домашних заданий.
3. Проведение текущих и итоговых тестовых занятий (по темам, разделам, курсам) с использованием диагностических, тестовых программ по лексике, грамматике.
Используемая программа Tester эффективна на уроках английского языка, так как позволяет проверить и оценить уровень усвоения материала через тест, сэкономив при этом время. Эта программа особенно востребована в старших классах в процессе подготовки к итоговому контролю, и также может использоваться в самостоятельной работе учащихся.
- Применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования.
Наиболее часто используемой программой, используемой учителем на уроке является программа Microsoft Power Point, позволяющая создать серию слайдов различного информационного содержания и избежать использования дополнительных наглядных средств. Преимущество данной программы в том, что она привлекательна и для учителя, и для ученика, проста в обращении и может использоваться в различных формах уроков (стандартный урок, урок-конференция, урок-путешествие). На базе школы №81 формируется банк презентаций-планов уроков. Отличным подспорьем в использовании проектной технологии может выступать эта же программа как инструмент по составлению проектов учащихся. В феврале текущего года в школе в рамках недели английского языка прошел конкурс учебных проектов учащихся, в котором с большим желанием приняли участие 10 учащихся 8-11 классов, получившие первый опыт публичного выступления на английском языке.
В стадии освоения находится очень привлекательная программа Microsoft Office Publisher, позволяющая создать электронную публикацию, и в конце учебного года союз учителей английского языка и учащихся школы №81 выпустили первый номер газеты на английском языке. Такая форма работы развивает творческий потенциал учителя и ученика, улучшает навыки работы на компьютере, обогащает словарный запас учащихся и формирует навыки письменной речи.
5. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Основные направления работы с Интернетом при изучении иностранного языка:
- Получение необходимой для создания проекта информации. Поиском и обработкой информации учащийся и учитель занимается во внеурочное время, а результаты представляет в привлекательной, удобной для него форме.
2. Создание блогов. Блог (от англ. «web.blog» сетевой журнал событий) – это вебсайт, основное содержание которого – это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных, которые публикуются в открытом доступе и к которым можно оставить комментарий. Увлеченность блогами так велика, что в 2003 году их даже объявили отдельным жанром сетевой литературы. Нельзя не воспользоваться популярностью и простотой создания таких веб-сайтов, так как это и способ издания работы учащегося, и доступное средство коммуникации (каждый может высказать свое мнение и предложения по затрагиваемому вопросу). Причины, по которым стоит использовать блоги.
Блоги стоит внедрять в учебный процесс:
- чтобы обеспечить дополнительную практику письма и чтения для учащихся;
- чтобы ознакомить учащихся с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной информации по изучаемой теме. Интернет имеет изумительное множество ресурсов, которые являются потенциально полезными для наших учащихся. Посредствам предложенной преподавателем проблемы, ученик находит эффективное решение проблемы с помощью Интернет ресурсов;
- чтобы увеличить чувство сплочённости в классе. The Class blog способствует чувству сплочённости между членами одной группы в том случае, когда ученики делятся информацией о себе, своих интересах, и комментируют то, что другие ученики пишут;
- чтобы привлечь застенчивых учащихся к участию в данной работе. Есть предположение, что ребята, которые являются тихими в классе, могут проявить себя, когда дана возможность высказаться в блоге;
- чтобы стимулировать обсуждение во внеурочное время. Блог может быть идеальным местом для обсуждения, как в классе, так и вне класса. И то, что ученики пишут в блоге, может использоваться для обсуждения в классе;
Использование блогов в проектной деятельности не только способствует совершенствованию навыков работы в интернет, но, в первую очередь развивает коммуникативные и творческие способности учащихся.
- Организация общения учителей и учащихся с жителями англоговорящих стран посредством электронной почты и средств синхронной коммуникации ( чатов, форумов, программ Skype, ICQ).
Современный подросток под общением подразумевает не только живой контакт, но и общение в сети Интернет, и поэтому такой способ изучения языка для него очень привлекателен. Грамотный подход учителя к использованию этого средства общения очень важен, потому что в ходе синхронного и асинхронного общения выполняются следующие задачи:
1) освоение правил телекоммуникационного этикета, принятых в Интернет
2) формирование навыка и умения чтения
3) совершенствование навыка аудирования
4) создание совместных творческих проектов
5) формирование у учащихся устойчивой мотивации к изучению английского языка
6) поддерживание и налаживание деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах.
7) активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера
В заключение хотелось бы сказать следующее: по поводу эффективности применения информационных технологий обучения существует довольно разнообразные мнения. Начиная от неэффективности использования до многократного увеличения эффективности по сравнению традиционными методами.
Вот некоторые цифры: Доказано, что знания с помощью информационных технологий усваиваются на 40-60% быстрее, чем по традиционной методике. По другим данным, обучение, базирующее на информационных технологиях снижают стоимость на 30-40%, а продолжительность на 20-40%. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить результативность обучения по дисциплинам гуманитарного цикла в среднем 0,22 балла (4,4%), по дисциплинам общепрофессионального цикла 0,15 балла (3,0%), а «сохраняемость» знаний, умений и навыков на протяжении месячного срока выше на 2,4% .
Эта статистика говорит о том, что компьютер, безусловно, не заменит живого человеческого общения, но поможет оптимизировать учебный процесс, сделать урок интереснее и насыщеннее. А успешное усвоение учащимися школьного курса иностранного языка оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения учащихся и на воспитание личности. В процессе овладения иностранным языком происходит как реализация целей и задач обучения языку (в том числе для достижения общеобразовательного стандарта), стоящих перед школой, так и общедидактических задач по формированию личности 21 века
Список использованной литературы
- Самсонова Надежда Николаевна - Использование современных информационных технологий на уроках английского языка/http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2901
- Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени. ИЯШ, №5, 2005
- Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
- Расулова М. Ж. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка / Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 91-92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА" НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассмотрена одна из современных педагогических технологий - "Языковой портфель ученика". сформулированы цели, принципы, концептуальные основы технологии....
Применение новых информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-541628-1418157919.jpg)
Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.
Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1158932-1568100336.jpg)
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1373910-1640192421.jpg)
Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка
В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695569-1445772051.jpg)
Статья на тему "Формирование мировоззрения и развитие личности на уроках иностранных языков"
Воспитательный аспект является основным в прцессе обучения иностранному языку....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/12/picture-910608-1623485846.jpg)
Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"
Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...