Активные методы и приемы обучения на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Кожевникова Юлия Викторовна

Активные методы и приёмы обучения- это то, что побуждает обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы и приемы обучения

 на уроках  английского языка.

     Предлагаемые методы и приемы обучения рассчитаны на творческий подход обучающихся к материалу, а не на механическое запоминание его, а также создают оптимальные условия для самостоятельной работы (ролевые, деловые и другие игры).  Поэтому обучащиеся работают с учебными текстами, в которых представлены различные точки зрения на проблему. При этом поощряются оригинальные суждения обучающихся.

     Под активными приемами обучения подразумеваются игры и все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся:

  • Ролевые, деловые и настольные игры,
  • Работа в малых группах,
  • Различные виды дискуссий,
  • Работа с источниками,
  • Творческие проекты.

На практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как наличие человеческой практики;
  • игротерапевтическую:  преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую:   выявление отклонений нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • социализации:  включение   в систему общественных отношений;
  • функцию коррекции:  внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Данная технология имеет целый спектр ориентаций:

  • дидактические:

расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;  развитие общеучебных умений и навыков;  развитие трудовых навыков.

  • воспитывающие:

воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • развивающие:

развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умение находить оптимальное решение, развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие:

приобщение  к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, стрессовый контроль; саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

     Главный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема, таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом. Этот процесс, независимо от его названия, будет требовать ряда действий и запланированных ресурсов, которые будут использованы в определенной последовательности для достижения комплекса целей, и именно этими целями должен определяться выбор соответствующих учебных методов. 

     Хотя традиционными методами обучения и преподавания - такими как лекции, чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа - можно успешно помогать обучающимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, ими трудно помочь обучающемуся изменить его установку или поведение. Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и нищету или рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело - испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Обучающиеся могут критиковать бедняков за пассивность, за отсутствие инициативы; однако если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, отнесутся к ним с большим сочувствием и пониманием. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью. 

    Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путём специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации. Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология, экономика, политика, менеджмент, география - все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение. 

     Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, суворовцам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации. Чтобы помочь обучающимся развить навыки межличностного общения, учителя прибегают к практическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и продажи, личные отношения; а также групповые — комиссии, переговоры, общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек.

    Преимущества ролевой игры:

  • Помогает ученику выразить скрытые чувства. 
  • Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы. 
    Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. 
    Дает возможность поупражняться в различных типах поведения. 
    Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального. 
  • Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.  
  • Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие. 
    Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику. 
    Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп. 
  • Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями. 
  • Изменяет установки. 
  • Учит контролировать чувства и эмоции. 
  • Ролевая игра: позитивная и безопасная при работе с установками и чувствами.

     Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует обучающихся и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. При хорошей организации и проведении ролевой игры она неизменно нравится участникам, так как они втягиваются в нее и долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие другие знания, которые они приобрели иными способами. Мотивирующий аспект ролевой игры и моделирования является стержневым и отмечается всеми преподавателями, специалистами по тренингу и прочими пользователями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета.

Активные методы и приемы обучения географии средствами информационной среды предметного кабинета. http://www.ipksko.kz/index.php/proekty-filiala/64564364  ...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов поз...