Статья "Чтение текста на немецком языке с общим охватом содержания"
статья

Основной задачей чтения сплошных текстов на уроках иностранного языка является не получение каких-либо знаний и способов их использования для решения задач, а знакомство обучающихся с какой-либо информацией по изучаемой теме, формирование навыков грамотного чтения через выполнение обучающимися соответствующих заданий. В данной статье рассмотрены некоторые примеры заданий, используемых в целях формирования навыков грамотного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение текста на немецком языке с общим охватом содержания

В качестве одного из результатов освоения ООП в рамках ФГОС рассматривается формирование навыков смыслового чтения как на родном, так и на иностранных язык.

В «Примерной основной образовательной программе основного общего образования» по​д смысловым чтением понимается:

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 Основанием для включения данного планируемого результата в стандарты нового поколения послужили результаты участия российских школьников в международной программе оценки грамотности чтения (PIRLS), которые оказались, по меньшей мере, настораживающими.

Под грамотностью чтения в данном исследовании понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Для выбора адекватных способов формирования грамотности чтения важно:

  1. понимать сущность каждого признака данного понятия;
  2. учитывать вид текста, в котором осуществляется работа в данный момент времени;
  3. учитывать вид чтения.

Рассмотрим сущность ключевых понятий.

Грамотность - овладение обучающимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества.

Понимание, рефлексия и использование - взаимосвязаны и обогащают друг друга: рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста и возможности использования его содержания человеком в различных ситуациях деятельности и общения.

Очевидно, что способы формирования грамотности чтения должны обеспечивать реализацию всех указанных признаков, что будет способствовать достижению такого планируемого результата, как умение «грамотности чтения».

В свою очередь данное умение складывается из совокупности ряда диагностируемых действий:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

- нахождение информации;

- интерпретация текста;

- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Письменный текст – печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык.

Выделяют два вида текста:

- сплошные (без визуальных изображений);

- не сплошные (с визуальными изображениями: диаграммы, картинки, рисунки, карты, таблицы, графики).

Еще одно условие, которое необходимо учитывать при выборе средств формирования умения «грамотности чтения» - виды чтения, которые чаще других человек использует в своей жизни:

- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

- чтение с целью освоения и использования информации.

Таким образом, способы формирования умения «грамотности чтения» должны обеспечивать формирование составляющих данное умение действий с учетом видов текстов и чтения. То есть в зависимости от того, какой текст перед обучающимся (сплошной или не сплошной) и с какой целью читается текст (литературный опыт или освоение и использование информации) должны выбираться и стратегии обучения грамотному чтению на уроках.

Возможность реализации разных стратегий чтения, на наш взгляд, заложена в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.

Одним из принципов компетентностно-контекстного образования является принцип психолого-педагогического обеспечения личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность, который предполагает мобилизацию всего потенциала активности обучающегося – от восприятия до мышления, действий и поступков, индивидуальных и/или совместных решений.

Согласно этому принципу содержание учебного предмета в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в общеобразовательной школе представляется не просто в виде абстрактной информации, которую нужно усвоить и воспроизвести, а в виде, с одной стороны, предмета учебной деятельности (что?), с другой - средства осуществления деятельности (как?).  Благодаря этому, личностно-смысловое включение обучающихся в учебную деятельность осуществляется не специальными методическими приемами, а самим способом представления учебного материала как ориентировочной основы деятельности.  

Данный принцип обеспечивает реализацию понимания, рефлексии и использования содержания текста как характеристик грамотности чтения.

Другой принцип компетентностно-контекстного образования, принцип последовательного моделирования в учебной деятельности обучающихся самостоятельной деятельности по решению задач и проблем означает воссоздание в образовательном процессе предметного и социального контекста деятельности как специфически человеческих форм активного отношения к миру и рефлексивного - как механизма развития деятельности. Это обеспечивает усвоение обучающимся учебной информации не для того, чтобы ответить учителю и получить оценку, а для того, чтобы стать компетентным человеком, способным решать задачи и проблемы на основе знания.

Данный принцип обеспечивает учет контекста деятельности, то есть вида текста и чтения и включения обучающихся в адекватную данному контексту деятельность по пониманию, рефлексии и использованию его содержания.

Таким образом, принципы компетентностно-контекстного образования, позволяют выделить три вида стратегии формирования умения «грамотности чтения» с учетом видов текста и чтения.  Для каждой стратегии в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания существуют соответствующие виды уроков.

1) Чтение не сплошных текстов с целью понимания и использования их содержания осуществляется на уроках введения нового знания на этапе учебной деятельности академического типа. Большая часть информации представляется учителем в форме визуальных изображений (таблицы, схемы). Главным механизмом понимания текстов на данном этапе выступает интерпретация их содержания в контексте использования. Контекст использования задается набором ключевых задач. Подобные тексты демонстрировались в предыдущих выступлениях коллег.  

2) Чтение сплошных научно-популярных текстов с целью понимания и использования их содержания осуществляется в процессе изучения каждой темы.

Основной задачей чтения сплошных текстов на уроках иностранного языка является не получение каких-либо знаний и способов их использования для решения задач, а знакомство обучающихся с какой-либо информацией по изучаемой теме, формирование навыков грамотного чтения через выполнение обучающимися соответствующих заданий.

Продемонстрируем реализацию данных приемов на примере текста.

Sport spielt eine sehr große Rolle in unserem Leben. In der ganzen Welt liegen heute Gesundheit und Fitness in Trend. Sport ist eine Quelle der Gesundheit, eine Form der aktiven Erholung.

Viele Jugendliche treiben Sport. Sie joggen, schwimmen, laufen, fahren Rad, spielen Tennis, Fußball oder Volleyball. Einige Menschen treiben Sport, um gesund zu sein, andere Menschen machen Sport professionell. Sport macht unseren Körper stärker und formt auch unseren Geist und Charakter.  

Auch in Deutschland ist Sport eine sehr beliebte Freizeitgestaltung nicht nur bei den Fernsehübertragungen am Bildschirm, sondern auch in den fast 80000 Vereinen. 12 Millionen Menschen treiben Sport. Die Dachorganisation des Sports ist der Deutsche Sportbund. Fußball ist in Deutschland besonders beliebt. Fußball wird in Tausenden von Amateurvereinen gespielt.

Sportarten wie Tennis, Autorennen, Radrennen und Golf finden immer mehr Anhänger. 

Sehr beliebt sind auch Wassersportvereine, dazu gibt es Angebote für Behinderte. 

Es gibt auch neue Sportarten und Sporttechnologien: Flyboard, Lasersportplätzen usw.

Steffi Graf, Boris Becker, Michael Stich haben Tennis zum Volkssport gemacht.

Der Name des Autorenners (Formula-1) Michael Schuhmacher ist in der ganzen Welt bekannt.

Was mich angeht, treibe ich Freizeitsport. Im Sommer schwimme ich, fahre Boot, spiele mit meinen Freunden Fußball. Im Winter fahre ich oft ins Gebirge. Dort kann man gut rodeln, Schi und Schlittschuh fahren. Morgens mache ich Frühsport, oft jogge ich im Park.

Ich bin der Meinung, Sport muss die Menschen gesund und kräftig machen und dabei auch viel Freude bringen.

Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла.

  1.  Прочитайте текст, определите главную тему.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.
  4. Придумайте заголовок.

Умение находить информацию в тексте.

Ответьте на вопросы (часть из которых формулируется в синонимической форме):

  1. Warum spielt Sport eine große Rolle in unserem Leben?
  2. Welche Sportarten sind heute unter den Jugendlichen besonders populär?
  3. Welche Rolle spielt Sport im Leben der Deutschen?
  4. Wo können die Deutschen Sport treiben?
  5. Wieviel Millionen Menschen treiben in Deutschland Sport?
  6. Was kannst du über die Hauptorganisation des deutschen Sportes sagen?
  7. Was gibt es Neues heute im Sport?
  8. Welche berühmten Sportler Deutschlands kennst du?
  9. Welche Sportarten ziehst du vor?

Умение интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл.

  1. Was ist das Hauptgedanke des Textes? Begründe das. (обоснуй основную мысль текста)
  2. Vergleiche das sportliche System in Deutschland und in Russland. (сравни спортивные системы Германии и России)
  3. Fußball ist in Deutschland und in Russland populär. Stimmt das? (верно ли, что футбол – один из любимых видов спорта в России и Германии, почему?)
  4. Letzte Zeit erfährt man über neue Sportarten. Sage deine Meinung dazu. (выскажи свое мнение о новых видах спорта и спортивных технологиях)
  5. Was meinst du: ist Sport ein wichtiger Teil unseres Lebens? (выскажи свое мнение о роли спорта в нашей жизни)

Рефлексия на содержание и форму текста.

  1. Was kannst du noch etwas Neues zu diesem Problem sagen? (Что еще ты можешь сказать по этой проблеме?)
  2. Ist die Information im Text interessant für dich? (Что в тексте оказалось для тебя особенно интересным, с чем ты можешь поспорить?)

3.   Begründe deine Meinung zu diesem Text. (выскажи свое мнение о тексте)

4.  Wo kannst du diese Information benutzen? (где ты можешь использовать полученную информацию?)

5. Stelle den Plan zusammen und sprich vom Problem des Textes. (составь план и выскажись по проблеме текста)

3) Чтение сплошных художественных текстов с целью приобретения читательского литературного опыта на иностранном языке осуществляется через формирование способности художественного восприятия литературного текста. Чтение таких текстов на уроках немецкого языка тоже возможно, но сам разговор об этой стратегии есть отдельный вопрос предполагающий использование средств методики преподавания литературы.

В заключении хочется отметить, что сформированное умение «грамотности чтения» и будет обеспечивать способность к смысловому чтению любых видов текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом "Schuleraustausch" немецкий язык 8 класс

В данной разработке представлен алгоритм  работы над текстом, включающей 3 этапа. Последовательность заданий логически выстроена, позволяет к концу урока выполнить  пересказ текста ( по опор...

Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"

Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...

Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 9-11 классов

Данное методическое пособие предназначено для учащихся 9-11 классов и составлено в соответствии с учебной программой по изучению немецкого языка как второго иностранного языка в общеобразовательном уч...

Тексты на немецком языке для чтения и перевода.

Тексты на немецком языке на разные темы. Можно использовать для чтения и перевода....

Аннотация к тексту по немецкому языку

Аннотация к тексту по немецкому языку...

Творческий перевод текста с немецкого языка на русский язык "Nina"

Творческий перевод текста с немецкого языка на русский язык "Nina"...

Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» основного общего образования

Рабочая программа к учебному курсу немецкий язык как второй иностранный для 5 и 9 классов разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по немецкому языку как второй и...