Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка в начальных классах
статья

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

  РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ    

           АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

  Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я применяю на уроках в начальной школе такие средства как игра, драматизация ,метод проектов.

   Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые.

      Для введения и тренировки лексического и грамматического материала использую информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием текстов. В начальной школе  чаще всего использую сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение: текст должен быть интересен; содержать неизвестную, но актуальную информацию; уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст; незнакомые слова должны быть представлены в сносках; объем текста; шрифт; текст должен развивать кругозор и не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами; иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста; текст должен быть структурирован; содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  1. Определить по заголовку тему текста;
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  4. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

   Я соглашусь с тем, что изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучением грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. Важной задачей является, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. При объяснении грамматического материала обязательно использование наглядности. Грамматические структуры усваиваются как при выполнении упражнений на то или иное правило, так и в процессе речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Многократное использование грамматических структур с разной лексической направленностью приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться всё новыми и новыми грамматическими структурами, употребляя их в ответе, вопросе, рассказе, пересказе, не задумываясь над построением предложений или формами слов. Так закладываются прочные основы свободного владения языком.

        С первого года изучения английского языка, в начале урока обязательна фонетическая зарядка (например,стихотворение, песенка или рифмовка, содержащие изучаемую грамматическую структуру). Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур.

      В своей работе использую различные виды драматизации. Так как драматизация является одним из эффективных и доступных младшим школьникам видам творческой работы на уроках чтения. Она пробуждает воображение детей, создаёт условия для более глубокого проникновения в смысл художественного текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной читательской грамотности, даёт каждому ребёнку возможность выразить себя и понять другого, т.е. создаёт ту ситуацию успеха, которая помогает детям сделать процесс обучения осознанным, увлекательным, радостным. Я часто использую следующие приемы : «Пантомима», Ученики вытягивают листочки с ролями: снег, зима, кусты, деревья, избушка, три медведя, табуретка, миска, подушка, Санта Клаус. Рассказчик начинает свою сказку. Дети разыгрывают сценку с помощью пантомимы. И прием «Формальная драматизация» Учащиеся воспроизводят заранее выученные диалоги в театральных постановках, тем самым развивая память и внимание. Театральная деятельность стимулируют интерес к изучению иностранного языка, реализуется через внеурочную деятельность. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.

 Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...