Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка
статья
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Преподавание ИЯ в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только в сравнении с родной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Панькова Н.Н.
Любовь к отечеству это и есть то главное основание души любого истинного гражданина России, это и есть тот самый стержень, который объединяет страну, делает её великой, надежной и обязательно сделает ее процветающей.
В.В.Путин
Непростое время, которое мы с вами переживаем, внесло коррективы в содержание образования и способствовало появлению модели ученика, выпускника всех ступеней образования.
Во главу угла ФГОС было поставлено
- воспитание гражданина, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык , уважающего свой народ , его культуру и духовные традиции,
-осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-воспитание гражданина социально активного, уважающего закон, правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Проблема духовного, нравственно-патриотического воспитания звучит сегодня особенно актуально, в условиях становления патриотизма в качестве национальной идеи нашего общества. « У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил президент России В.В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров. А для того, чтобы его пробудить, а точнее внедрить сознание о патриотизме как национальной идее, нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» - заявил он. На наш взгляд, о патриотизме недостаточно говорить « на всех уровнях». Надо учить детей быть патриотами. Патриотизм должен быть сформирован на поведенческом уровне. Ведь если говорить ребенку, что надо уступать место пожилым людям в транспорте, заботиться о близких и о своем доме и школе, но при этом самому так не поступать, разве мы получим желаемый результат? Если твердить о патриотизме и мечтать о загранице, восхищаться уровнем жизни других стран, не попадем ли мы в ножницы? И конечно во всем важен личный пример педагога. «Педаго»г с греческого - ведущий ребенка. Чтобы стать ориентиром, человеком , которому верят и хотят подражать, чтобы иметь право вести за собой ребенка, нужно быть самому честным, справедливым, порядочным и достойным гражданином своего Отечества
Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое?
Это формирование у молодого поколения и у самих себя любви к родине, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости за малую родину, те места, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы для меня как для классного руководителя. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают не только семья, работа, но и служение Отечеству. Родина, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. В последнее время многие ругают недавнее прошлое нашей страны, кричат о покаянии. Я считаю, это неправильно.Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Преподавание ИЯ в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только в сравнении с родной культурой.
В учебниках нового поколения издательства «Дрофа» УМК «Rainbow» каждая тема включает в себя вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.
Наряду с изучением реалий англоязычных стран, мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи скептически. Однако, без знания традиций своей страны невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.
В каждом разделе есть информация о различных культурных памятниках России. Тексты и задания учебника связанны с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живём. Это позволяет создать на уроках ситуации, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина. У детей развивается чувство гордости, уважения, сопереживания; появляется желание изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Прочитав информацию о достопримечательностях нашей страны, учащимся предлагается сделать мини-проекты по выбранным темам.
Следует отметить, что использование на уроке проектной деятельности и ИКТ помогает организовать урок эффективно и интересно, делает его запоминающимся для участников этого процесса. Например, в 6 классе, изучая тему «Две столицы», учащиеся собирают информацию и готовят презентации о Москве и Петербурге, параллельно упоминаем и о героических страницах нашего города. По теме «Праздники в Великобритании» было проведено исследование наиболее популярных праздников в России и Великобритании. Учащиеся сравнили традиции празднования в двух странах, отметили особенности каждой страны. После изучения темы «Типичный английский дом», была проведена выставка работ «Типичные дома в России». Учащиеся не только рисовали и фотографировали русские дома, но и собрали много информации об архитектурных стилях в нашей стране.
В 8 классе мы познакомились со сценическим искусством театра и кино, с их историей возникновения, узнали много нового о ведущих театрах Москвы и своего города , сравнили правила этикета театра и кино в России и в странах изучаемого языка. Учащиеся пришли к выводу, что, не зная правил общения в других странах, можно прослыть невежественным и грубым.
Наряду с темой «Традиционная английская еда», мы проводим параллель с нашей русской кухней, изучая названия исконно русских блюд.
В 9 классе в разделе «Печатные страницы» знакомимся с историей ведущих библиотек мира, Государственной библиотеки имени Ленина и самой крупной библиотеки имени Асеева нашего города Курска.
Работая над темой «Символы Соединенного Королевства и Северной Ирландии», мы говорим и о символах России, сравниваем историю, например, государственного флага Соединенного Королевства и Российской Федерации, находим сходства и различия, сравниваем, обсуждаем.
На уроке происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют сходства и различия, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала, регионального компонента. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им использовать в беседе те факты и сведения, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем лучше они знают родную культуру, тем плодотворнее будет проходить работа по ознакомлению с иноязычной культурой.
Можно приводить много других примеров работы по патриотическому воспитанию школьников на материале УМК «Rainbow». Главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь выпускнику школы сделать правильный профессиональный выбор, уметь общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и воспитать достойного гражданина России, патриота своей страны, человека, который уважительно относится к истории, культуре, традициям других национальностей и стремится рассказать на иностранном языке об историческом и культурном наследии своей страны. Особенно важно использование регионального компонента, а это грамотный и заинтересованный учитель-предметник может делать практически на каждом уроке.
Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. ...
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка.
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка. Пояснительная записка Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает дв...
Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка
Одним из методов коммуникативного обучения иностранным языкам (цель которого имеет четыре функций: познавательного, ценностно-ориентационную, этикетную), в частности, немецкому, является проектн...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Все чаще возникает вопрос, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать ...
Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка
Статья содержит основные моменты по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся на уроках английского языка.Этому способствует коммуникативная направленность предмета,его обращенность к изучению б...
Программа гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка
Программа разработана с целью воспитания школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирования гражданской ответственности, любви к Родине, развития общегражданской идентичности чере...