Программа гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка
материал
Программа разработана с целью воспитания школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирования гражданской ответственности, любви к Родине, развития общегражданской идентичности через обучение иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика ‒ это наука не только об обучении, но и также о воспитании личности в детско-юношеском возрасте. В рамках образовательного процесса для обучающихся проводится немалое количество воспитательных мероприятий с целью гармоничного формирования и развития их личности. В настоящее время особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию школьников, так как именно подрастающее поколение будет определять пути развития государства в будущем. В этот период формируются и развиваются две социально важные роли личности ‒ гражданин и патриот. От того, насколько успешно обучающимися будут освоены эти роли, будут зависеть многие сферы развития государства и общества.
Гражданско-патриотическое воспитание ‒ это комплексный целенаправленный процесс формирования у учащихся любви и сопереживания к Родине, осознании своего места в обществе, а также развития активной гражданской позиции. Для осознания учащимися важности и необходимости такого аспекта воспитания используется комплексная система мероприятий по формированию необходимых знаний, навыков, умений. Это могут быть как тематические классные часы, так и походы в культурные учреждения, беседы, семинары, встречи с ветеранами, литературные и исторические гостиные и многое другое.
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках уроков иностранного языка позволяет школьникам взглянуть на уже известные сведения, факты под другим углом. Это способствует тому, что в процессе обучения иностранному языку учащиеся не только приобретают речевые навыки другого языка, но и приобретают новые знания, умения для формирования гражданско-патриотического потенциала, укрепляют эти знания и расширяют свой кругозор. Таким образом, учащиеся могут рассказывать и о культуре страны изучаемого языка, и о культуре своей Родины на иностранном языке, могут делиться этой информацией носителями других языков, больше общаться и проявлять интерес к изучению различных сфер науки и культуры как на родном, так и на иностранном языках. А это в свою очередь является основой для гражданско-патриотического воспитания, формирования личности и развития чувства любви к Родине.
Цель программы: воспитание школьников как граждан России, как патриотов своей страны, формирование гражданской ответственности, любви к Родине, развитие общегражданской идентичности через обучение иностранному языку.
Задачи программы:
- Формировать через призму иностранного языка представления и знания как о своей малой Родине, так и о России в целом, способствовать расширению этих знаний у учащихся;
- Развивать гражданственность учащихся, способствовать формированию гражданской ответственности;
- Обеспечивать активное участие учащихся в уроках и мероприятиях гражданско-патриотического плана на иностранном языке;
- Развивать и поддерживать в учащихся чувство патриотизма, любви к Родине.
Этапы программы
1 этап: подготовительный (организационный)
Задачи этапа:
- Изучение теоретической и нормативной базы по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка;
- Диагностика и выявление особенностей проведения уроков такой направленности;
- Анализ возможностей реализации программы в конкретном учебном заведении, подготовка условий для успешной организации работы;
- Подбор методологических приемов для проведения уроков гражданско-патриотического направления на уроках иностранного языка.
2 этап: практический (основной)
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка.
Задачи:
- Применение полученных в результате подготовительного этапа знаний и наработок по обучению иностранному языку в рамках гражданско-патриотического направления;
- Корректировка и обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- Активное участие и вовлечение учащихся в работу по гражданско-патриотическому воспитанию на занятиях по иностранному языку;
- Разработка собственных методических рекомендаций по проведению уроков иностранного языка по гражданско-патриотическому воспитанию;
- Соблюдение правил и норм проведения уроков, анализ и мониторинг процесса реализации программы.
3 этап: аналитический (заключительный)
Цель: анализ результатов реализации программы в учебном году
Задачи:
- Оценить эффективность введения программы в образовательную деятельность по критериям;
- Выявить проблемы и затруднения при реализации программы, найти пути решения и скорректировать программу на основе полученных выводов.
Критерии эффективности программы
- Активная работа и включенность обучающихся в мероприятия гражданско-патриотического плана;
- Положительная динамика развития гражданско-патриотического потенциала учащихся;
- Умение учащихся самостоятельно подбирать и интерпретировать необходимую информацию;
- Умение работать как самостоятельно, так и в группе, коллективе;
- Формирование и развитие у учащихся таких аспектов личности и ценностей, как:
- Любовь к Родине;
- Уважение окружающих людей, природы, культуры родного края;
- Общегражданская идентичность;
- Сопереживание ближнему;
- Активная гражданская позиция;
- Развитие речевых навыков на иностранном языке, укрепление общекультурных знаний;
- Готовность учащихся проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию или же помогать в их подготовке.
Ожидаемые результаты:
- На уровне образовательного учреждения:
- Введение программы гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка;
- Повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- Формирование методологической базы проведения уроков гражданско-патриотического направления;
- На уровне учеников:
- Расширение и укрепление знаний о Родине, Малой Родине, о правах и обязанностях гражданина, о патриотизме;
- Формирование у учащихся чувства любви к Родине, гордости за свою Родину, эмпатии, желании помочь ближнему;
- Активное участие в проводимых мероприятиях, желание много работать и узнавать новое;
- Желание продолжать работу над развитием гражданственности, патриотизма.
Социальная и воспитательная значимость реализуемой программы
Социальная значимость проводимой программы заключается в необходимости развития у современных учеников чувства патриотизма, гордости за свою Родину, активной гражданской позиции. Это необходимо для того, чтобы в будущем нынешнее поколение не допускало ошибок прошлого, развивало общественную деятельность, принимало активное участие в развитии государства и повышении национального самосознания.
Воспитательная же значимость отражает необходимость формирования осознания обучающимися ценностей, ориентиров для гармоничного формирования личности в различных аспектах. Только при комплексной работе педагога, совместной деятельности с детьми достижение этих целей будет реальным, что, в конечном счете, будет направлено на повышение гражданственности среди учащихся.
План мероприятий по реализации программы на учебный год
№ | Наименование мероприятия | Период исполнения |
1 | Разработка теоретического материала, приемов и средств проведения уроков иностранного языка, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся | Постоянно |
2 | Разработка сборника методических рекомендаций по проведению уроков иностранного языка гражданско-патриотического плана | Постоянно |
3 | Проведение тематических уроков на иностранном языке, посвященных различным аспектам гражданско-патриотического направления | В течение года |
4 | Организация и обеспечение активного участия конкурсов сочинений, стихотворений, рассказов на иностранном языке по гражданско-патриотической тематике | 2 полугодие |
5 | Организация и проведение конкурса чтецов на иностранном языке по стихотворения на военную тематику | 1 полугодие |
6 | Участие в общешкольных мероприятиях, связанных с гражданско-патриотическим направлением (День народного единства, день защитника Отечества, день России и т.п.) | В течение года |
7 | Проведение встреч с интересными личностями, носителями языка в рамках занятий по гражданско-патриотическому направлению | В течение года |
8 | Организация экскурсионной деятельности, посещение музеев, выставок, конференций в рамках обучения иностранному языку | 1 полугодие |
9 | Проведение междисциплинарных уроков с другим учителем-предметником, посвященных гражданско-патриотической тематике | 2 полугодие |
10 | Организация школьных праздников или активное участие в них (школьные спектакли, фестивали, выставки, конкурсы) | В течение года |
11 | Показ и обсуждение кинокартин, мультфильмов, документальных фильмов на иностранном языке на гражданско-патриотическую тематику | 1-2 раза в полугодие |
Тематическое содержание программы
Для начальных классов:
- My little homeland
- My family ‒ my fortress
- What do I know about my country?
- My favourite attraction of the city
- How I help around the house
- Family traditions
- My favourite holiday of the year
- Heroes of our country
- Who is a patriot?
- The capital of Russia is its heart
- Why is it important to help the younger and weaker ones?
- National symbols of Russia
Для средних классов:
- Guests from abroad in my city: guide of tourist attractions
- Outstanding personalities of Russia in the 20th century
- The history of my street
- I am a responsible Russian citizen
- How do I protect my motherland?
- If you help at home ‒ you help your country
- State symbols of my little homeland
- The history of a museum in my city
- Russian citizen in 50 years: what’s going to change?
- School education and I
- Russian regions and their history
- I do care about nature
Для старших классов:
- Russia 100 years ago
- Rights and obligations of a Russian citizen
- Horrors of the Great Patriotic War
- The idea of patriotism in fiction literature
- Breakthroughs of eminent scientists of my city
- Outstanding personalities of Russia in the 21st century
- Guide to the main attractions of Russia
- What does it mean to be a patriot in the modern world?
- 10 values of a Russian citizen
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка опирается на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...
Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка
Выступление на педсовете...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка.
Гигиеническое воспитание на уроках иностранного языка....
Статья «Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка» и презентация к ней.
Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко...