Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся в системе СПО: английский язык
статья

Вавилова Нонна Юрьевна
Изучение английского языка в системе СПО должно быть связано с будущей профессией обучающихся и обеспечить формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим методическим принципом, который следует учитывать и реализовывать в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vavilova.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся в системе СПО

Вавилова Нонна Юрьевна,

преподаватель английского языка Новороссийского колледжа строительства и экономики (ГАПОУ КК «НКСЭ»)  

      Английский язык в СПО изучается как обязательный предмет в течение всего курса обучения. Изучение английского языка должно быть связано с будущей профессией обучающихся и обеспечить формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим методическим принципом, который следует учитывать и реализовывать в учебно-воспитательном процессе. 

Профессионально-ориентированный подход в обучении английскому языку осуществляется в процессе различных видов деятельности: чтения, устной речи, переводов технических текстов. При этом важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. С этой целью необходимо проводить отбор лексического материала и подбирать тексты профессиональной направленности с учетом специализации.

Содержание всего курса английского языка направлено на формирование необходимых навыков работы с технической литературой по профессии, на формирование базового словарного запаса, овладение английской технической терминологией, на преодоление трудностей перевода, приобретение разговорных навыков. В изучении английского языка важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами, так как обучающиеся читают и переводят профессионально направленные тексты, выполняют тематические проекты, ищут дополнительный материал в журналах, в учебниках по специальным дисциплинам, используют Интернет - источники, готовят резюме для устройства на работу на английском языке.

Применение современных образовательных технологий, таких как проектная технология (метод проектов), игровые технологии, групповые технологии, технологии коммуникативного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии приводит к повышению успеваемости, качества знаний, мотивации студентов к обучению и, в конечном итоге, формированию ОК и ПК у студентов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную и групповую в течение определенного отрезка времени, позволяет мне стимулировать речевую деятельность студентов, дает возможность вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Студенты с 1 курса систематически выполняют проекты, например: «Дом моей мечты», «Путешествие по странам и городам», «Моя будущая профессия», «Роль компьютера в моей жизни», «Знаменитые люди» и защищают их на занятиях. Результаты использования метода проектов позволяют мне назвать его одним из самых эффективных для обучения иностранному языку студентов СПО.

Использование игровых технологий позволяют осуществлять дифференцированный подход к студентам, вовлекать каждого в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. С их помощью я решаю какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Применение игрового метода на учебных занятиях дает мне возможность обобщить и закрепить навыки и умения по дисциплине, получить глубокие и прочные знания английского языка.

 Одним из преимуществ групповых технологий является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости. Групповое обучение предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, творческих способностей. Студенты, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. На занятиях я также применяю методику работы студентов в парах - при изучении текстового материала, решении коммуникативных задач, активизации лексического и грамматического материала.

  Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре - обучение на основе общения - позволяет овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку.

            Технология дифференцированного обучения включает такие организационные формы, при которых каждый студент работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. В своей работе я опираюсь на принцип дифференцированного подхода, который предусматривает использование заданий дифференцированной степени сложности, поэтому на каждый урок создаю дидактический материал разной сложности.   Использовать такие задания можно на разных этапах занятия, а так же при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Все это дает ощутимый образовательный результат.          

             Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время являются информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности мной используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point,  видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.

Профессиональная направленность уроков английского языка и применение вышеперечисленных технологий позволяют мне
использовать оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами, обеспечивают прочное формирования профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК), способствуют подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

Литература:

1.Мандель, Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 260 с.

2.Булыгина Ю. В. Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 12-15.

3.Пряникова О.В., Ищанова В.В. Формы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями [Электронный ресурс] /  О.В. Пряникова , В.В. Ищанова    // Научная Идея. – 2019. – № 1(7). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Модель формирования общих и профессиональных компетенций при освоении ПМ.03 Выполнение работ по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Презентация модели формирования общих и профессиональных компетенций у студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятель...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения.

Сообщение по теме "Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения"....

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»

Доклад подотовлен к НПК преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия  "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского образования и практического здр...

Презентация "Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе обучения латинскому языку с помощью СМТ-тест программы"

Презентация подготовлена к научно-практической конференции преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского об...