Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»
материал

Дамбаева Дарима Владимировна

Доклад подотовлен к НПК преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия  "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского образования и практического здравоохранения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»

Дамбаева Д. В.

Республиканский базовый медицинский колледж им.Э.Р.Раднаева

      Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения, навыки, но и общие и профессиональные компетенции.

      Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью.

      Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

         Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

         Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

     Борис Иосифович Хасан, доктор психологических наук, отмечает, что компетенции -  это цели, поставленные перед человеком, а компетентности – это результаты, а мера их достижения – это и есть показатели компетентности.

     Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

-Технологий;

-Содержания образования;

-Стиля жизни;

-Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

     Компетенции делят на профессиональные и общие. Общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, взаимодействовать с людьми, решать проблемы в социально-профессиональных ситуациях, использовать информационные ресурсы, выступать перед аудиторией и т. д.
     Под профессиональной компетенцией понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной  деятельности, с использованием знаний, профессионального и  жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

      Профессиональная компетентность  медицинского работника среднего звена, формируется уже  в стенах учебного заведения, а выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в профессиональной  деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.    
      Разница между профессиональными и общими компетенциями заключается в том, что общие компетенции, в отличие от профессиональных, не зависят от знаний и умений определенной дисциплины и не привязаны к нему.

     В данной работе я бы хотела сделать анализ того, как и какие   общие и профессиональные компетенции формируются на уроках латинского языка, проведённых  с помощью компьютерной программы «СМТ-ТЕСТ»

     В Республиканском базовом медицинском колледже уже не первый год проводится компьютерное тестирование знаний студентов по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией», что позволяет сделать какие-то выводы и подвести итоги.

    Программа по данному предмету рассчитана всего на 52 часа для специальности «Лечебное дело», а объём информации довольно большой и  занятия отличаются высокой интенсивностью.  К тому же, этот предмет изучается, когда студент ещё не адаптирован к условиям и требованиям среднего профессионального учебного заведения. Всё это отражается на качестве знаний по данному предмету.  Поэтому для оптимизации процесса обучения преподавателями иностранных языков Раднаевой Ц.Б., Батаевой Л.Г. и Дамбаевой Д.В. были разработаны тесты, охватывающие весь объём изучаемого материала. Программа «СМТ-ТЕСТ» позволяет применять тестовые задания в двух режимах: обучающем и зачётном. Тесты в обучающем режиме сопровождаются комментариями. Студент имеет возможность самостоятельно проверить уровень усвоения им определённой темы и выявить ошибку.

     Рассмотрим сначала преимущества такого тестирования:

-индивидуализация процесса обучения;

-полный охват всех обучающихся при проверке правильности усвоения изучаемого материала;

-осознанный подход к запоминанию терминоэлементов и других лексических единиц при использовании обучающих тестов.

   Следует отметить, что тестирование является только одним из этапов занятия и не заменит полноценного урока. Кроме того, его применение  нецелесообразно на всех занятиях,  так как тестирование знаний по отдельным темам не всегда приводит к  целостному восприятию материала и умению применять знание отдельных правил на практике.  

    Формирование всех, предусмотренных ФГОС для специальности «Лечебное дело», общих и профессиональных компетенций возможно только в рамках целого курса обучения. Нашей же целью являются только те, которые формируются на этапе проверки знаний с помощью СМТ-тест. Рассмотрим общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

На  уроках  латинского языка эту компетенцию я стараюсь привязать ко всем темам, объясняя как важно быть грамотным специалистом, постоянно развиваться  и понимать всю ответственность выбранной профессии. Примеры из жизни очень хорошо активизируют и стимулируют студентов к учебе, заинтересовавшись, обучающиеся сами начинают приводить примеры.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

Для успешного прохождения теста необходимо уметь найти, обработать и усвоить необходимую информацию.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В век информационных технологий любой студент должен уметь пользоваться компьютером, уметь работать с  программами для успешной учёбы. Программа «СМТ-ТЕСТ» сама по себе является этим средством.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Хотя использование компьютерной программы «СМТ-ТЕСТ» индивидуализирует процесс обучения, но обсуждение возникающих вопросов и взаимопомощь на этапе обучающего режима приветствуется.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Тестирование проходит в компьютерном классе, поэтому перед занятием преподаватель проводит инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, проводятся перерывы на проветривание кабинета. Всё это дисциплинирует и приучает студента грамотно организовывать своё рабочее место.

     Комплексное тестирование служит для выявления следующих характеристик владения латинским языком: владение семантической валентностью слов и структур языка; умение правильно переносить характеристики сочетаемости на новые и незнакомые языковые единицы; навыки владения падежными формами; практическое владение категорией рода; знание особенностей вида в данном языке; представление о параметрах наклонений, их особенностях; представление о валентности предлогов и умение реализовывать их функции; знание общепринятых аббревиатур.

    Формирование вышеперечисленных навыков и умений способствуют развитию языковой и речевой культуры студента, обогащают словарный запас и в русском языке, повышают общую языковую и речевую грамотность, что в целом способствует формированию общих компетенций.

    В плане достижения учебных целей, все эти компетенции также необходимы студенту медицинского колледжа для умения правильно оформить те части рецептурного бланка, которые заполняются на латинском языке и для овладения профессиональной терминологией. Здесь и формируются практические компетенции: ПК 1.7. ПК 3.7. ПК 4.9. ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию. Грамотное ведение документации это одна должностных обязанностей медицинского работника любого звена.

      Очевидно, что формировать общие и профессиональные компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические познавательные процессы, социально-личностные установки, волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие другие.

Библиографический список

  1. Савина О. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов медицинских колледжей [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 6-7. — URLhttps://moluch.ru/conf/med/archive/119/5559/.
  2.  СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК современного российского профессионального образования авт.-сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков / ФИРО. М., 2010. Вып. 1

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Контроль знаний при помощи компьютерной программы

Преимущества компьютерных программ перед традиционными методами обучения, контроля знаний и умений....

«Проблемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов»

Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов....

Презентация "Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе обучения латинскому языку с помощью СМТ-тест программы"

Презентация подготовлена к научно-практической конференции преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского об...

«Дифференцированный подход в обучении информатики и ИКТ» «Создание тестов и других материалов для контроля знаний при помощи компьютерной программы»

В последние годы большое внимание уделяется применению компьютеров в процессе обучения, как в средней, так и в высшей школе. Это средство обучения раскрывает резервы учебного процесса и личности учащи...