Использование игр при развитии грамматических навыков учащихся
статья

В данной статье рассмотрено понятие "педагогических или дидактических игр", перечислены многочисленные функции игр и выявлены критерии отбора игр для развития грамматических навыков учащихся. Также в данной статье приведены примеры грамматических игр, которые можно использовать на уроке иностранных языков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филимонова Е.С.

Использование игр при развитии грамматических навыков учащихся

Процесс развития грамматических навыков требует больших умственных усилий и воспринимается учащимися без особого энтузиазма. Много раз повторять грамматические конструкции, закрепляя знание грамматических явлений, бывает скучно, что приводит к потере внимания и мотивации.

Использование игр в процессе обучения позволяют активизировать деятельность учащихся, сделать её интересной и увлекательной, вызывая при этом у них положительные эмоции.

«Игра» - это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Селевко, 2005, с.127).

Большая часть игр обладает следующим основными особенностями:

- они осуществляются по желанию детей, стремящихся получить удовольствие от процесса игры;

- их характер является активным, творческим с элементами импровизации;

- они эмоционально окрашены, так как они связаны с соперничеством;

- они имеют правила.

Но далеко не каждая игра может быть полезна в школе. Только те игры, которые являются целенаправленными с точки зрения методики и педагогики, в состоянии повысить эффективность уроков. Кроме того, в школе игра не может существовать в своём «чистом виде» без учителя, выступающего в роли организатора.

Дидактические или педагогические игры представляют собой «игры, проводимые в учебных целях, главными из которых являются формирование речевых навыков и умений, повышение мотивации к изучению языка, заучивание готовых фраз и ситуационных клише» (Азимов, Щукин, 2009, c.62).

Такие игры отличаются наличием ясно заданной цели обучения и выделенных в соответствии с ней результатов.

Игры выполняют на уроках иностранного языка различные функции:

- обучающую (игры развивают общеучебные и предметные навыки и умения, а также мышление, память и внимание);

- воспитательную (в ходе игры воспитываются такие качества, как взаимопомощь, вежливость, уважение других);

- развивающую (игры направлены на гармоничное развитие качеств личности учащегося);

- развлекательную (игры создают позитивное, весёлое настроение на уроке);

- коммуникативную (игры вызывают у учащихся стремление к взаимодействию и общению);

- релаксационную (игры позволяют учащимся отвлечься, расслабляют их нервную систему);

- психологическую (во время игр организм учащихся отдыхает и готовится к более эффективной учебной деятельности);

- мотивационную (игры увеличивают активность учащихся, мотивируют их на изучение материала);

- социализирующую (учащиеся, исполняющие какие-либо роли, входят в систему общественных отношений, постигают правила жизни в обществе);

- рефлексивную (в процессе игр происходит выработка самосознания и самооценки учащихся);

- диагностическую (учитель может увидеть, на что способны учащиеся, а также проследить, есть ли у них какие-либо отклонения от нормы в поведении);

- компенсаторную (игры позволяют восполнить нехватку практики и приближают работу в классе к ситуации применения иностранного языка в жизни);

- самореализации учащихся (они, играя, самовыражаются, проявляя свои силы, возможности и уникальные качества).

Место игровой технологии на уроке и время, которое преподаватель отводит на неё, обусловлены уровнем подготовки учащихся, осваиваемым материала, целями урока и условиями его проведения.

Отталкиваясь от классификации игр, преподавателю надлежит грамотно выбирать подходящие игры и сочетать их с иными формами учебного процесса.

Осуществляя отбор игр для развития грамматических навыков, необходимо исходить из следующих критериев:

1)        Соответствие игры возрастным и психологическим особенностям учащихся;

2)        Решение конкретной учебной задачи или конкретных учебных задач посредством игры;

3)        Четкое определение цели и места, этапа применения игры на уроке;

4)        Невозможность выхода игры за рамки предложенных в учебнике разговорных тем;

5)        Проведение игры на иностранном языке;

6)        Доступность и понятность учащимся правил игры, объясняемых на иностранном языке;

7)        Задействование всех учащихся в игре;

8)        Использование разных видов наглядности при проведении игры;

9)        Желательность выступления в роли ведущего одного из учащихся, несмотря на то, что организатором игры является учитель;

10)        Проведение контроля, коррекции ошибок учителем после поведения игры, а также определение им для себя степени достижения цели, поставленной в начале игры.

        Согласно вышеперечисленным критериям мною были отобраны следующие игры, которые можно использовать для развития грамматических навыков учащихся на уроках иностранного языка:

        «Морской бой» Основные правила учебной игры совпадают с классическими. Но в отличие от традиционного «Морского боя», в котором необходимо называть координаты цели по вертикали и по горизонтали, в учебной игре вместо координат игроки называют составленные по грамматическим правилам предложения. Учитель располагает «корабли» на поле, а задача учащихся – уничтожить их, называя «координаты», то есть предложения. Учитель корректирует неверно составленные предложения, однако не отмечает попадание в «корабль» на своем поле, даже если ученик целился в правильный квадрат. Учителю необходимо дать знать учащимся, является ли непопадание следствием ошибки или обычной неудачи. Если ученик и составил грамматически верное предложение и угадал координаты «корабля», то он ходит снова. Учителю желательно расставлять «корабли» на грамматических ячейках, вызывающих наибольшие трудности у учеников.

        «Грамматическое бинго/лото» Учащимся раздаются карточки с таблицами с грамматическими формами слов. Учитель называет слова в неопределённой форме. Учащиеся отмечают у себя на карточках соответствующие им формы. При этом называемых учителем слов должно быть больше, чем их форм на карточках у учеников. Побеждает тот, кто первым отметит все слова.

        «Грамматическое домино»

        Учащимся раздаются карточки с началом и окончанием предложений. Первый учащийся зачитывает начало предложения, правильно раскрывая скобки, и выкладывает карточку на стол. Тот, у кого оказывается карточка со второй частью данного предложения, подкладывает её к первой карточке, также раскрывая скобки, и т.д.

        Игра с карточками Преподаватель готовит две группы карточек. На одних написаны личные местоимения и существительные, на других – глаголы в инфинитиве. Учащиеся делятся на две команды. Представители команд выходят к доске поочерёдно и тянут по карточке из обеих колод. Их задача – согласовать глагол с местоимением и существительным. Если глагол поставлен в правильную форму, то ученик забирает карточки, если – нет, то карточки возвращаются в колоды. Выигрывает команда, у которой по окончанию игры окажется больше карточек.

        «Грамматический филворд» Такой филворд составляется из словоформ тренируемого грамматического явления, причём, после того учащиеся найдут словоформы, им предлагается вставить их в предложения.

        «Грамматический кроссворд» Такой кроссворд составляется из словоформ тренируемого грамматического явления.

        «Крестики/нолики» Рисуется на доске поле 3 на 3. В каждой ячейке пишутся слова, которые необходимо будет поставить в нужную форму, или короткие предложения со словами в скобках, которые также необходимо будет поставить в нужную форму. Ученики делятся на две команды. Каждая команда по очереди пытается выполнить предложенную грамматическую операцию. При правильном ответе ячейка закрывается крестиком или ноликом соответственно.

        Настольная игра «Квест» Предлагается поле с дорожкой, состоящей из ячеек с разными грамматическими заданиями. Учащиеся бросают кубик и ходят, но их ход засчитывается только при условии, что они верно выполнили грамматическое задание.

        «Грамматическая сетка» На доске рисуется прямоугольная таблица с ячейками, в каждой клеточке пишутся местоимения, глаголы, существительные. Учащиеся должны составить как можно больше предложений, пользуясь только данными лексическими единицами.

        «Корректор» Ученики по отдельности, в парах или в группах должны найти все грамматические ошибки в тексте.

        Игра с мячом «Назови пару». 1) Учащиеся формируют две команды. Представитель первой команды называет личное местоимение и бросает мяч игроку другой команды, который должен назвать подходящую форму глагола. Если он не отвечает или называет ошибочную форму глагола, то команда не получает балл. Побеждает команда, набравшее большее количество баллов. 2) Учитель называет личное местоимение и бросает мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет нужную форму глагола и кидает мяч обратно учителю. Игра проводится в быстром темпе. Ошибившиеся участники могут быть исключены из игры.

        «Крокодил»

        Ход: К доске выходит один из учеников и показывает то, что он делал вчера / в выходные / в каникулы (активизация прошедшего времени) или то, что он собирается делать сегодня вечером / в выходные / в каникулы (активизация будущего времени). Для упрощения задачи преподаватель может заранее подготовить карточки, на которых будут написаны те действия, которые ученики должны будут изображать. Задача класса – назвать показанное действие, поставив глагол в правильную форму, например. Тот, кто угадывает, показывает следующим.

         «Кто? Что? Как?» Учащимся предлагается список вопросительных слов, с которыми им необходимо придумать вопросительные предложения. Сделав это, они должны проанкетировать друг друга и рассказать об одном самом интересном факте, который они узнали.

        «Отпуск мечты» Ученики выбирают одно из трёх предложенных мест отдыха, один из трёх летних месяцев и один из трёх предложенных типов отеля. Но они могут уехать в отпуск своей мечты, только если найдут кого-то ещё, кто выбрал те же самые три элемента. Чтобы найти свою пару, они должны задавать друг другу вопросы в будущем времени.        

        «Читаем мысли» Один учащийся начинает условное предложение, а другие заканчивают его, стараясь отгадать то, что было задумано. Тот, кто отгадал или назвал самое близкое по смыслу окончание, начинает говорить следующее предложение.

        «Если бы…» Первый участник говорит участнику рядом с ним, что бы он сделал, если бы, например, он устроился на хорошую работу. Второй участник должен использовать конец сказанного предложения, чтобы составить собственное предложение и так далее.

Ролевая игра «Детектив» Учащийся, выполняющий роль детектива, должен выяснить алиби своих одноклассников и найти преступника.

Таким образом, целенаправленное и уместное использование игр при развитии грамматических навыков учащихся позволяет сделать процесс овладения иностранным языком активнее, интереснее и эффективней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,2) не имеют навыков работы...

Методические рекомендации по использованию разработанной системы оценивания рецептивных лексико-грамматических навыков учащихся

Практическая значимость состоит в том, что предлагается конкретный материал по контролю сформированности языковых навыков в виде разработанного комплекса тестовых заданий , который в дальнейшем может ...

«Использование ИКТ для развития лексико-грамматических навыков учащихся на уроках английского языка»

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости изучения иностранного языка. Это очевидно: надписи на этикетках, продуктах, реклама, а интернет просто переполнен фильмами, песнями, роликами на анг...

Развитие грамматических навыков учащихся посредством применения компьютерных технологий

Для реализации речевого взаимодействия школьников необходимо использовать ИКТ, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером. Использование компьютерных технологий помогает:-при...

Методическая разработка на тему «О развитии технических навыков учащихся по классу баяна в ДМШ и ДШИ: значение, навыки и методы развития»

Слово техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле технику можно определить как предельную то...