Потенциал креативных упражнений для развития лексико-грамматических навыков учащихся
опыты и эксперименты
В современной отечественной и зарубежной лингводидактике активно используются модификации упражнений, широко описанных в классической методической системе. Речь идёт о так называемых креативных упражнениях, которые отличаются по способу их выполнения, что связано со смысловой обработкой информации и внесением новых творческих начал, активирующих воображение и фантазию учащегося.
Мною изучены работы лингводидактов, занимающихся разработкой креативного подхода в обучении. Особенно продуктивными, на мой взгляд, являются такие работы немецких лингводидактов, как «Grammatik kreativ“, „Grammatik sehen“, „Lern- und Sprachspiele im Deutschunterricht”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Потенциал креативных упражнений в развитии лексико-грамматических навыков учащихся».
Актуальность моей идеи обусловлена стремлением повышения качества образования в целом и обучения иностранным языкам в частности, а также стремительно меняющимися технологиями в современном мире, как следствие этому потребности активного внедрения современных образовательных технологий в обучение. Мне близка технология развивающего обучения, которая основана не на эксплуатации памяти, а на формировании механизмов мышления. С этой функцией отлично справляются креативные формы обучения, которые позволяют ученикам продвигаться к свободному владению языком более интенсивно.
Самой главной целью изучения иностранного языка на сегодняшний день является формирование коммуникативной компетенции. При ее формировании, важную роль играет лексико-грамматический компонент, который обеспечивает корректность и точность устного и письменного общения.
Формирование лексических и грамматических навыков является сложным процессом и включает в себя обучение умениям рецептивного и продуктивного характера.Рецептивные навыки реализуются в процессе аудирования и чтения.
Продуктивные навыки демонстрируются в процессе письма и говорения.
При обучении грамматике также уделяется внимание навыкам рецептивного и продуктивного характера.
Так, рецептивные грамматические навыки отвечают за узнавание и понимание грамматических явлений в письменном и устном тексте [Шатилов 1986, 118].
Продуктивные навыки реализуются в процессе письма и говорения и предполагают наличие у учащихся определенных умений. Их вы можете видеть на слайде.
Процесс формирования приведенных выше навыков имеет общие закономерности, что проявляется в поэтапности их развития. Так, обучение начинается с введения нового материала. За ним следует фаза тренировки. Завершающим этапом является активизация и употребление изучаемых явлений в речевой деятельности.
В современной отечественной и зарубежной лингводидактике активно используются модификации упражнений, широко описанных в классической методической системе. Речь идёт о так называемых креативных упражнениях, которые отличаются по способу их выполнения, что связано со смысловой обработкой информации и внесением новых творческих начал, активирующих воображение и фантазию учащегося.
Мною изучены работы лингводидактов, занимающихся разработкой креативного подхода в обучении. Особенно продуктивными, на мой взгляд, являются такие работы немецких лингводидактов, как «Grammatik kreativ“, „Grammatik sehen“, „Lern- und Sprachspiele im Deutschunterricht”. Некоторые варианты креативных приёмов и упражнений из данных пособий приведены на слайде.
В практической части исследования мною были разработаны уроки с использованием упражнений креативного характера и проведена их апробация в рамках опытно-экспериментального обучения.
Гипотеза моего эксперимента звучит так: Если в процессе обучения ИЯ использовать креативные упражнения, то процесс развития лексико-грамматических навыков будет более результативным.
Экспериментальной базой исследования является школа №15 г. Тюмени. Участниками эксперимента стали учащиеся 8-го класса.
Опытно-экспериментальное обучение осуществлялось поэтапно.
Для развития лексических навыков учащихся в экспериментальной группе использовались следующие варианты креативных упражнений:
- самостоятельно предложить дефиницию незнакомых лексических единиц, с соблюдением требований типичной словарной статьи
- “изобразить” значение лексической единицы (с помощью картинки)
- приём “пантомима”
- создать историю, используя как можно больше новых слов
Для формирования грамматических навыков в экспериментальной группе были выбраны следующие креативные упражнения
- визуализировать грамматическое правило
- составить историю с обязательным использованием глаголов, требующих sein
- передать содержание правила, используя приём “олицетворения”
На заключительном этапе опытно-экспериментального обучения были сопоставлены данные пред- и постэкспериментальных срезов с целью определения уровня сформированности лексико-грамматических навыков в экспериментальной и контрольной группах.
Для объективной обработки полученных данных я использовала методы статистики, в частности Т-критерий Стьюдента.
Оси значимости на слайде иллюстрируют результаты контрольной и экспериментальной групп. Результат контрольной группы выделен синим цветом, а экспериментальной - красным.
Для наглядности хочется представить результаты в процентах. Обратите внимание на диаграмму: здесь представлены результаты контрольной и экспериментальной групп при работе над лексикой. Контрольная группа улучшила результаты теста на 74%, а экспериментальная (т.е. группа в которой я применяла креативные упражнения) на 172%. То есть на 98% лучше.
При работе над грамматикой результаты следующие: контрольная группа написала итоговый срез на 26% лучше стартового теста, а экспериментальная на 94%.
Учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень сформированности лексико-грамматических навыков. Таким образом, гипотеза подтвердилась: урок с использованием креативных упражнений способствует повышению результативности при развитии лексико-грамматических навыков.
Я считаю, что дидактический потенциал упражнений креативного характера определяется следующими особенностями: креативные упражнения и приемы повышают результативность и качество образования. У учащихся повышается мотивация и растёт интерес к изучению ИЯ.
Также креативные упражнения:
1) позволяют устранить абстрактность материала благодаря использованию воображения и фантазии учащихся,
2) они создают у учащихся прочную ассоциативную базу и тем самым помогают избежать механического запоминания
3) элемент занимательности той формы, в которой подаётся материал, способствует активизации внимания и памяти при работе над языковыми явлениями,
4) использование принципов наглядной грамматики, визуализации, приёмов театрализации создают особый эмоциональный фон, что положительно влияет на результат восприятия и усвоения материала.
Практическая значимость данного исследования видится в возможности использования описанных креативных упражнений и приёмов в учебном процессе. Такие упражнения подходят для работы в классе, для факультативных занятий, для открытых уроков иностранного языка, а также для самостоятельной работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник интерактивных упражнений для совершенствования лексико-грамматических навыков
Медиапособие для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине БД.03 Иностранный язык (английский)...

You are what you eat! Упражнения для совершенствования лексико-грамматических навыков.
Spotlight 7; Module 9; Упражнения для отработки лексико-грамматических навыков по теме "You are what you eat"....

6 класс. Module 9. Food and refreshments. Упражнения для совершенствования лексико-грамматических навыков.
Дополнительные упражнения для отработки лексико-грамматического материала по теме "Food and Refreshments". Spotlight 6, Module 9. Лексика: Еда, напитки, емкости и упаковки, меню в ресторане,...

Система упражнений для развития лексико- грамматических навыков при подготовку к ЕГЭ по английскому языку
Система упражнений для развития лексико- грамматических навыков при подготовку к ЕГЭ по английскому языку...

«Использование ИКТ для развития лексико-грамматических навыков учащихся на уроках английского языка»
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости изучения иностранного языка. Это очевидно: надписи на этикетках, продуктах, реклама, а интернет просто переполнен фильмами, песнями, роликами на анг...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...