Выступление на семинаре, посвященном внеурочной деятельности.
учебно-методический материал
Предлагаю вашему вниманию текст моего выступления на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.
В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.
Достижению метапредметных и личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Небольшая наполняемость объединений (10-15 человек), разнообразные приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.
Большинство занятий должны проходить в виде сказок с игровым действием. Дети большие фантазеры. Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная,устные журналы, практические работы, кинолектории, творческая мастерская.
Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов. Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”.
Структура каждого отдельного занятия должна быть построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат. Это создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов: определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера; работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
1. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
2. предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
3. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
4. при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих работ.
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО"
Методическая разработка с презентацией...
Выступление на педсовете по внеурочной деятельности
Дополнительная общеобразовательная программа по физической культуре для детей младшего школьного возраста направлена на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение по...
Материал к выступлению на конференции: "Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами"
Выступление подготовлено к августовской конференции педагогов. Цель доклада: рассказать о деятельности УДОД, об организации внеурочной деятельности, воспитательного процесса, о формах и методах органи...
Выступление на августовской конференции. Внеурочная деятельность на базе школьного музея.
Использование школьного музея во внеурочной деятельности....
Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...
Выступление на семинаре, посвященное педагогическим технологиям.
Предлагаю ознакомиться с тезисами о технологиях обучения....
Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока"
Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока". Рассматривается этап "построение проекта выхода из затруднения"...