Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока"
методическая разработка по биологии

Короткова Екатерина Николаевна

Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся  на разных этапах урока".  Рассматривается этап  "построение проекта выхода из затруднения" на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_organizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательной деятельности

учащихся  на разных этапах урока:

4. Этап построение проекта выхода из затруднения.

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Цель этапа

Приёмы

УУД

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания или умения помогут им решить затруднение.)

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить,

какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знания или способа действий)

выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

(6 кл. «Вегетативные органы растений». Какая часть растения  самая важная? (деление на группы, которые характеризуют разные вегет.органы, их функции и доказывают их важность, подчёркивая единство всех органов)

  • Использование загадок, пословиц, поговорок

 (5 кл. «Деление клетки». Объясните смысл поговорки «От осинки не родится апельсинка» ( что такое наследственная информация, где хранится, этапы деления клетки)

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. (7 кл. «Класс Насекомые» фотографии ракообразных, паукообразных, НАСЕКОМЫХ.

Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:
-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

  • Использование художественной литературы

7 кл. «Отряд таракановые» Оцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и извёстку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щётки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..». Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?

Личностные:
- формирование  и развитие познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирование границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

Учитель биологии Короткова Екатерина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока

использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...

Сообщение на тему: «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе».

  Одна их важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе её развития, заключается в том, чтобы воспитать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний, научить пополня...

Конструктор урока. Этапы приёмов на разных этапах урока.

Использование разных игр и приёмов на разных этапах урока английского языка...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться ...

Статья "Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе"

При обучении учащихся методисты и учителя должны дать ответ на вопрос: как заинтересовать учащихся, как взять для начала материал, который «затронет» души учащихся, заденет ребёнка за живо...