Использование веб-квест технологии на уроках английского языка
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рябова Ирина Анатольевна

Веб-квест (webquest)  в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах.

Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся  дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются  преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo28.08.2018g._veb-kvestyryabova_i_a.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Нерастанновская средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района

Московской области

Выступление на ММО

учителей иностранных языков:

«Использование веб-квест технологии  на уроках      английского языка»

(выступление на ММО учителей иностранных языков)

                                                       Педагог:   Рябова И. А.   МКОУ Нерастанновская СОШ

                                   

                                                      Руководитель ММО: Буравлёва Валентина Михайловна

28 августа 2018 г.

г.о. Чехов

Содержание

Введение. Актуальность темы…………………………………………………...….3

  1. Основная часть………………………………………………………………….
  1. . Понятие «веб-квеста» в педагогике ……………………………………….4
  2. . Классификация и типы веб-квестов……………………………………….5
  3. . Структура веб-квеста………………………………….…………………….8

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Приложение №1. Памятка по созданию веб-квеста……………….…………….12

Приложение №2. Проектирование веб-квеста…………………..………………13

Введение.  Актуальность темы.

Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности  педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образованию.

Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет.

Информационные технологии помогают создать новую обучающую  окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными  принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания.

Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. Преподавателями  уже накоплен определенный опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего – это использование Интернета при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа.

Исследовательская методика с трудом “вписывается” во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение иностранному языку называется веб-квест.

  1. Понятие  «веб-квеста» в педагогике.

QUEST - в переводе с английского означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; а также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest)  в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах.

Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся  дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются  преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.

По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. В целях повышения мотивации  при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников.

 Основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

 Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge),профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

  1. Классификация и типы веб-квестов.

Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными. Б.Додж выделяет 3 принципа классификации веб-квестов:

1.  По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2.  По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3. По типу заданий, выполняемых учащимися:  пересказ (retelling tasks),  компиляционные (сompilation tasks),  загадки (mystery tasks),  журналистские   (journalistic tasks),  конструкторские  (design tasks),  творческие (creative product tasks),  решение спорных проблем (consensus building tasks),  убеждающие  (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks),  научные (scientific tasks).

Задания на пересказ (retelling tasks), являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:

• формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;

• учащиеся свободны в выборе того, о чём рассказывать и как организовывать найденную информацию;

• учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.

Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести её к единому формату. Финальная компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Например, это может быть кулинарная книга, составленная из рецептов, собранных в Интернете, буклет, альбом с открытками для туристов и т.д.

Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета.

В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре репортажа, интервью или другого журналистского жанра.

Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определённой цели в определённых рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определённой семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и т.д.

Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания  какого-либо  продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и т.д.).  Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются  более свободными  и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся

Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus  building  task)  предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.

Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чём-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть письмо, статья, пресс-релиз, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и т.д.

Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self- knowledge  tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов. Такие проекты встречаются редко, но примеры всё же существуют, например, веб-квест “What will I be when I graduate from the  university?”, направленный на изучение студентами ресурсов  Интернет, связанных с будущей карьерой.

Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.

Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из огромного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе.

Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения студентов и учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Следует помнить о том, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении иностранному языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграция веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:

  • является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
  • сопровождается тренировочными лексико-грамматическими  упражнениями  на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. 

Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.

При организации самостоятельной работы учащихся Интернет используется при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом «вписывается» во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, её обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время.

  1. Структура веб-квеста.

Веб-квест состоит из следующих разделов:

Введение – краткое описание темы веб-квеста, описание главных ролей участников.

Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.

Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, инструкции, бланки и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.

Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение – итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы.

Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания  веб-квеста.

Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Заключение.

Сегодняшние цели образования заставляют выбирать методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование современных информационных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении, и в усовершенствовании  знаний.

Технология веб-квестов ориентирована на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые способности, оаределяющие качество современного образования.  

Она направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения учащихся в процессы, способствующие развитию их информационных и коммуникативных умений.

Применение веб-квестов на уроках английского языка имеет ряд преимуществ:

  • обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;
  • развивает коммуникативную компетенцию;
  • дает возможность осуществить индивидуальный подход;
  • мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;
  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
  • помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;
  • организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования;
  • способствует принятию самостоятельных решений;
  • развивает критическое мышление.

Список литературы:

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

4.Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. 1995-1997. http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

5. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.

http://www.ozline.com/learning/webtypes.html

6. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997- 2001.

http://www.ozline.com/learning/theory.html

7. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001. http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html

8. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html

9. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/8

10. Доклады конференции. Технология Веб-квест. «Плюсы» и «минусы» http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=10038&showentry=3371

Приложение №1.          Как создать веб-квест?

(пошаговая инструкция)

  1. Определите тему.
  2. Выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста. Для начинающих можно

использовать презентацию в формате Power Point на своей страничке сайта.

  1. Придумайте задания. Выберите форму, в которой ученики получат задание:
  • презентация (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt).
  • в виде текста (напр. программа Word – расширение .doc).
  • визуальный материал. (картинки, фотографий и т.д. в виде архива – расширение .zip, .rar).

4.  Продумайте систему оценивания.

5.  Подберите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.

6.  Разместите веб-квест на сайте.

На сайте Zunal WebQuest Maker – FREE (http://www.zunal.com/) можно создат свой веб-квест абсолютно бесплатно. Для этого необходимо зарегистрироваться  (создать логин) на сайте. Веб-квест создаётся поэтапно.

Страниц (этапов) семь:

  1. Title – стартовая страница.
  2. Introduction – вступление.
  3. Tasks – общие задачи.
  4. Process.- процесс работы.
  5. Evaluation – критерии оценивания.
  6. Conclusion – вывод.
  7. Teacherspage – страничка для учителя

Краткое описание содержания каждой страницы.

Title  -  На стартовой странице  пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (указывается  класс), затем выбирается  тематическая  принадлежность квеста (напр. English language…) В конце пишутся ключевые слова, чтобы  облегчить поиск (WEATHER FORECAST).

Introduction - Во вступлении указываются темы заданий.

Tasks - На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Определяется количество человек в группе. Указывается задание и источники информации. Источники информации  могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текта или презентации).

Process - В разделе процесс работы, даются конкретные задания.

Evaluation - Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности  задания. Как пояснение к оценкам пишется комментарий.

Conslusion - Вывод  о проделанной работе, включает в себя информацию о приобретенных навыках.

Teacher’s page - На страничке учителя следует разместить рекомендации по использовании веб-квеста.

Когда все страницы заполнены. Веб квест готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.

Успехов в работе!

Приложение №2.

Проектирование (этапы)  Web-quest для учителя английского языка

№ п/п

Этапы выполнения

Условия выполнения

Подготовительный этап

1

определить тему

- соответствовать требованиям ФГОС;

- содержать задание, которое будет способствовать развитию мышления учащихся;

- содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по теме урока, освоением которых со стороны учащихся вы не полностью удовлетворены;

2

выбрать сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста

В сети Интернет можно найти огромное количество веб-сайтов для создания веб-квестов. Можно использовать конструктор JIMDO, который рассчитан на новичков, прост в обращении, есть подсказки, работает техническая  помощь, много настраиваемых шаблонов. Изменять сайт можно из любого места, где есть выход в сеть. Доступно всем. Русский интерфейс.

3

придумать задания

- согласно классификации задач веб-квестов, предложенной Берни Доджем;

- выберите форму, в которой ученики получат задание:

  • задания выстроены поэтапно.
  • прослеживается определенная последовательность.
  • нельзя перейти к следующему этапу, не выполнив предыдущий.

4

придумать систему оценивания

- количество баллов, начисляемых за тот или иной вопрос;

- в случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ, если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот неполный, неточный.

5

найти источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов

Приложение 1

6

опубликовать веб-квест в сети Интернет, создав свой сайт.

- приблизительный план;

-основная информация.

Основной этап - работа учащихся

1

ознакомление с размещенным на сайте веб-квестом

Какая проблемная задача, задания для самостоятельной работы, критерии оценивания и ссылки на Интернет ресурсы;

2

распределить роли

- в группе, команде и т.п.

-материалы и задания между членами группы для выполнения проекта;

3

подготовиться к выступлению

 представить результаты работы в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе и т.д.

4

Рефлексия

Самооценка качества работы над проектом,  самооценка работы в группе, самооценка успешности, критерии оценивания проекта, критерии оценивания продукта.

Приложение 1

1. Веб-квесты  http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4              2. Веб-квесты по английскому языку http://творческиеработы.рф/webquest


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование веб-квеста для развития информационно-коммуникативной компетенции на занятиях английского языка

В статье рассматриваются способы использования учебных Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов. Описыв...

Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности.

Мотивация учащихся в течении всей жизни очень важна для обучения будущего и мы должны принимать новые возможности познания мира.Веб-квесты-это уникальная возможность использования сети интернет,в ходе...

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"

Презентация к выступлению на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Использование веб-квестов на уроках английского языка"...

использование веб- квест технологии для развития исследовательских и творческих навыков на уроках английского языка

В работе рассказывается. как создать веб-квест и использовать его для развития творческих способностей детей...

Интеграция вопросов сохранения и укрепления здоровья на урокаханглийского языка

«Здоровье- это не все, все без здоровья -это ничто». С этими словами известного древнегреческого философа Сократа трудно не согласиться. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье....

Развитие творческих способностей учащихся, как одно из условий личносто-ориентированного подхода к обучению на урокаханглийского языка

          Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие...