Моделирование языковой образовательной среды посредством современных образовательных технологий
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Изучение иностранных языков является одним из приоритетных и ресурсоёмких направлений в современном образовании. Каждому педагогу известно, что отсутствие языковой среды является одной из важнейших проблем в обучении иностранным языкам. Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к существенному понижению мотивации и восприятию иностранного языка как «неизбежной повинности». За десять лет педагогической деятельности мною был накоплен практический опыт эффективного моделирования языковой среды посредством современных образовательных технологий на начальном, основном и среднем уровнях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabova.nerastannoe_g._o._chehov.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование языковой образовательной среды посредством современных образовательных технологий
Рябова Ирина Анатольевна, учитель английского языка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нерастанновская средняя общеобразовательная школа, п. Нерастанное, г.о. Чехов, Московская область
Изучение иностранных языков является одним из приоритетных и ресурсоёмких направлений в современном образовании. Каждому педагогу известно, что отсутствие языковой среды является одной из важнейших проблем в обучении иностранным языкам. Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к существенному понижению мотивации и восприятию иностранного языка как «неизбежной повинности». За десять лет педагогической деятельности мною был накоплен практический опыт эффективного моделирования языковой среды посредством современных образовательных технологий на начальном, основном и среднем уровнях образования.
Активное и систематическое использование во внеурочной деятельности и внеклассной работе проектных, проблемных и игровых технологий позволило существенно повысить мотивацию обучающихся и улучшить показатели качества знаний по предмету.
Внеурочная деятельность по иностранному языку ведется мною в Нерастанновской средней общеобразовательной школе с 2009 года. На начальной ступени обучения занятия проводятся в активной игровой форме с привлечением большого количества дидактического материала: пальчиковые куклы, кукольный театр с мини-выступлениями на каждом уроке, лото, бинго, фонетические сказки, фонетические настольные игры. Данные виды деятельности позволяют обучающимся с легкостью преодолевать языковой барьер. На начальном уровне я активно использую в работе мини-проекты, позволяющие обучающемуся за 1-2 занятия самостоятельно создать продукт проектной работы. На практике я убедилась, что деятельностный подход в обучении позволяет задействовать все каналы восприятия ребенка, что, в свою очередь, облегчает усвоение нового языкового материала учащимися.
На среднем уровне обучения использование в работе проектных и проблемных технологий увеличило посещаемость занятий по внеурочной деятельности до 95%. Например, в рамках внеурочной деятельности по страноведению, обучающиеся работали над проектами по теме: «Достопримечательности Великобритании» с привлечением 3D моделирования как способа создания продукта. В результате в школе появилась выставка макетов достопримечательностей Лондона. Следует отметить, что в ходе работы над индивидуальными проектами обучающиеся не только изучили историю появления достопримечательностей и особенности архитектуры того времени, но смогли самостоятельно сориентироваться во время сборки моделей в расположении фасадов и других элементов зданий. Ведь теоретические знания, подкрепленные практическими навыками прочно закладываются в долговременную память учащихся.
Особенно интересны обучающимся кейсы. Подобные задания предполагают групповую работу. При решении кейса у ребенка нет возможности пассивно участвовать в решении предложенной задачи. Благодаря кейс-технологии обучающиеся учатся работать в команде, эффективно распределять обязанности в группе и достигать результата совместными усилиями. Например, благодаря кейсам, учащиеся пятых классов с легкостью ориентируются в 3D карте Лондона, вызывая у присутствующих на занятии педагогов и родителей удивление. Обучающие старшего уровня тоже с удовольствием работают с кейсами, так как подобные задания интересны и необычны для любого возраста.
В рамках предметного месяца организую общешкольные квесты и мастер-классы. Квесты, как одна из форм проблемного задания с элементами ролевой игры, не только любимы детьми, но и позволяют применить предметные знания обучающихся в реальных ситуациях, предусмотренных при планировании квеста. Так как квесты являются интересным, но достаточно затратным мероприятием, а проводить их хочется чаще, интересной альтернативой квестов стали для меня веб-квесты. Такие задания позволяют работать индивидуально и в группе, а ответ нельзя списать с Интернета. При решении веб-квеста учащийся работает с языковым материалом в интересной форме.
Ежегодно проводим предметные месяцы и готовимся к этому основательно. Каждый класс получает проектное задание, продуктом которого является представление страны в течение одного дня с проведением викторин и мастер-классов для других учащихся. Национальная музыка, костюмы, блюда, традиционные сладости – все это составляющие проектной работы с последующей реализацией. Учащимся интересно и желающих участвовать всегда много. Благодаря такой проектной деятельности дети не только изучают социокультурные реалии англо-говорящих стран, но и транслируют полученные знания другим учащимся.
Еще хотелось бы отметить важную роль применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. Использование в урочной деятельности таких приложений как Plickers и Kahoot позволило существенно сократить время, затрачиваемое на проверку знаний лексики или грамматики учащихся всего класса. С данными приложениями опрос всего класса с обработкой полученного результата занимает не более пяти минут.
В заключении мне бы хотелось подчеркнуть, что это мой персональной опыт решения проблемы отсутствия языковой среды в школе. На своем опыте я убедилась, что посредством современных образовательных технологий (проектных, игровых, информационных и технологии проблемного обучения), педагог способен самостоятельно решить эту проблему.
Список литературы:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998. - 256 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст]. – М.: АРКТИ, 2004-192 с.
- К. Мацкевич Технология интенсивного обучения иностранным языкам в старших классах средней школы. Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012г., 148с.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2018г. -192с.
- Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов.- Ростов н/Д: Феникс, 2015 г.- 141 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»
Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...
«Развитие высокотехнологичной образовательной среды посредством внедрения образовательного онлайн ресурса "ЯКласс" на уроках физики
Для современных детей навыки использования цифровых технологий становятся важным инструментом в достижении образовательных целей и развитии творческого потенциала. Сейчас цифровым технологиям уделяетс...
Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ...