ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
учебно-методический материал
Обобщение педагогического опыта в использовании информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в школе. Определение основных задач и направлений использования ИКТ. Современные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, интегрированного обучения, проблемно-поисковая, игровая, проектной деятельности, обучения в сотрудничестве, перспективно-опережающего обучения, информационно-коммуникационные технологии в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечении индивидуальной дифференциации обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов, мотивации, стимулировании познавательной деятельности школьников, развитии их самостоятельности в овладении знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение педагогического опыта | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Основными задачами использования ИКТ на своих уроках я считаю:
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
- обеспечить визуализацию учебной информации;
- развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;
- развивать творческое мышление и уменьшать долю репродуктивной деятельности;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;
- развивать коммуникативные способности на основе выполнения совместных проектов.
Я использую компьютерные технологии по следующим направлениям:
- Тематическое планирование уроков
- Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
- Проведение уроков или элементов уроков
- Разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин
- Участие учеников в Интернет-олимпиадах, тестированиях.
- Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Современные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, интегрированного обучения, проблемно-поисковая, игровая, проектной деятельности, обучения в сотрудничестве, перспективно-опережающего обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуальную дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов, мотивации, стимулировать познавательную деятельность школьников, развивать их самостоятельность в овладении знаниями.
Используя указанные технологии, я строю общение с учениками. В этом я опираюсь на технологию личностно-ориентированного обучения и для себя определяю это так:
- ученик - основной субъект процесса обучения и воспитания;
-основная цель деятельности учителя – развитие индивидуальных способностей учащихся;
- опора на субъективный опыт школьников помогает организовать адресную помощь, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Технология обучения в сотрудничестве.
Использую фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы работы с учащимися организую учебную деятельность школьников так, чтобы раскрыть их субъективный опыт. Оставляя некоторые вопросы без ответов, побуждаю их найти ответы самостоятельно, используя базу школьной библиотеки, домашние библиотеки или сеть Интернет.
Работа со словом – важная часть изучения иностранного языка. Использую следующую технологию работы:
Знакомство с новым словом начинаем с определения его значения, нахождения его словоформ, подбором синонимов, антонимов, находим примеры его использования в словосочетаниях, в предложении, в тексте, составляем собственные предложения.
В процессе обучения использую речевые упражнения, которые делятся на две группы это:
1) условно-речевые упражнения - специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, однородность во времени.
2) речевые упражнения - пересказ текста своими словами, например, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование действий.
Соотношение упражнений подбираю индивидуально для каждого из учащихся.
Коррекция ошибок. При партнерских отношениях учеников и учителя важно исправлять фонетические, грамматические и речевые ошибки. Фонетические ошибки исправляем, отрабатывая звуки в течение определенного времени с помощью различных рифмовок, лимериков, скороговорок. Грамматические ошибки исправляем вместе с учениками после поставленной речевой задачи, что стимулирует учеников слушать друг друга, делать заметки, а за тем вспоминаем правило, исправляем неточности. Среди речевых ошибок исправляем те, которые мешают пониманию иноязычной речи с помощью общих, уточняющих вопросов, что также способствует развитию речевых навыков.
Пространство общения. В произвольной обстановке организую обучающее общение, тем самым уменьшается чувство скованности, убираются межличностные (ученик - ученик, ученик - учитель) психологические барьеры общения.
Создание ситуации диалога включает в себя:
диагностику готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта; установку на изложение своей и восприятие иных точек зрения; поиск опорных мотивов, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; переработку учебного материала в систему проблемных вопросов; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; проектирование способов взаимодействия участников общения, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.
Проектная технология в наибольшей степени повышает продуктивность обучения, так как нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и творчества учеников, поэтому я широко применяю их в своей работе. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:
1. Реферативные - учащиеся пишут рефераты по темам: «Традиции и обычаи», «Праздники», «Профессии», «Моя семья», «Английский алфавит».
2. Конструктивно - практические проекты: делают коллажи, ведут дневник наблюдения погоды, дневники просмотра телепередач.
3. Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения.
4. Информационные и исследовательские проекты, например: «London», «This is Great Britain», «English Writers» .
5. Издательские проекты: «Family Tree», «My ABC», «My Friend» и другие.
На уроках я использую элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр "снежный ком”, "азбука”, "отгадай героя ”, "отгадай слово”, "продолжи рассказ”, исправь ошибку, уроки - игры, ролевые игры, взаимоконтроль и самоконтроль.
На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на английский» и т.д.
На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.
Второй этап (уроки 2-8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I think so. Right. That’s true.)и несогласия (Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.) и обобщения сказанного (On the whole, In general). Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.
Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
Проблемно-поисковая технология.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков и т. д.
Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Предмет английский язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, при изучении темы «Субкультуры» в 10 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы и оценивали работу товарищей. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран и обобщен огромный материал, самими же учениками получены хорошие оценки.
Урок « Современное искусство» в 11 классе полностью строю на материале, собранном учащимися. Обычно, информацию готовят в парах. Один ученик готовит интересный теоретический материал, а второй – иллюстративный.
Игровая технология.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую - либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.
Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и затем перехожу к недостаткам. Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться. Например, игра «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д. Особенно ценным в игре «Что? Где? Когда?» я считаю подготовительный этап. В учебнике и книге для учителя дается огромное количество игр, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.
Технологии интегрированного обучения.
Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. Интегрированное обучение английского языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Вместе с учителями биологии, обществознания и географии провела следующие интегрированные мероприятия: интегрированный урок по английскому языку и биологии в 8 классе по теме: «Растения в государственной символике Великобритании»; география и английский язык - «Англо – говорящие страны» в 7 классе, английский язык и обществознание - «Молодежные субкультуры» в 10 классе; английский язык и литература - мероприятие по произведениям Л.Кэрролла в 6 классе.
Английские словарные диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. Интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, написание письма. При изучении тем много интересной информации остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем и обязательно оценивать работы по балам, по критериям оценивания раздела С1 - письмо. Когда у учеников накопится достаточно навыков по написанию писем, предлагаю написание писем с орфографическими и лексическими ошибками, а далее и задания повышенного уровня С2 - эссе.
Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету, не нанося вреда здоровью, а также развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни.
Использование мною в учебном процессе технологий даёт возможность привлекать аутентичный материал для изучения отдельных тем, развития разных видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения. На уроках и во время подготовки к урокам я пользуюсь такими Интернет-ресурсами, как
www.study.ru. (тесты, игры он-лайн, грамматика, лексика);
http://en.wikipedia.org. (социокультурная информация);
www.lang.ru. (детские песни, стихотворения, видео);
http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/ (тексты для аудирования, диалоги, тренировочные упражнения, фразовые глаголы, идиомы и др.).
На уроках используются программы Microsoft Word: приложения Power Point; Excel; Adobe Reader, Smart Board.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной деятельности
- позволяет успешно мотивировать учебную деятельность школьников;
- предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности, участия в олимпиадах и конференциях школьного, муниципального и регионального уровней по английскому языку;
- способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников.
Учитель английского языка МБОУ СОШ №4 г.Гулькевичи Т.В. Кубанцева
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г.ГУЛЬКЕВИЧИ
ИМЕНИ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА г.ГУЛЬКЕВИЧИ Е.С. СМЫКА
СЕМИНАР
по транслированию педагогического опыта
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Учитель Кубанцева Татьяна Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМпубликация - статья...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
«Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения»...
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко испол...
Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку
Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....
«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»
В ФГОС прописаны требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.В содержательном разделе данной программы имеется программа развит...
Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
В статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении иностранному языку в совре- менном вузе. Перечисленные средства ИКТ позволяют активизировать...