Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
презентация к уроку по теме
На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому.
Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности.
Решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка.
Для этого учитель должен иметь Базовые ИКТ компетенции.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Появление интерактивной доски в школе делает возможным внедрение ИКТ в процесс обучения. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения на всех возрастных этапах, так как предоставляет огромные возможности для использования наглядности при подаче материала, проведения ролевых и сюжетных игр, для быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе.
На практике мы часто обращаемся к созданию электронных презентаций по различным темам. Показ презентации на интерактивной доске не только экономит время урока, но и позволяет выполнять разного рода упражнения в ходе презентации.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено на развитие основных видов речевой компетенции, на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, навыков исследовательской деятельности и проектной работы, развитие творческой инициативы школьников.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе урока или мероприятия, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии.
Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности.
Решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка. Рассмотрим данные меры предметно:
- Всю документацию по предмету следует вести в электронном варианте, что облегчает правку, хранение и копирование. Следует использовать систему электронных дневников, когда каждый родитель сможет отслеживать все оценки своего ребенка в Интернете.
- При планировании образовательного процесса следует включать уроки с применением ИКТ на уроке, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски.
- Использование Интернета и электронных пособий при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней.
- Использование технологий дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться на личном сайте учителя, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога.
- Использование дистанционных методов повышения квалификации самого учителя, что особенно актуально для городов, в которых нет серьезных ресурсных центров.
- Использование электронных словарей, что значительно облегчает работу с текстом.
- Просмотр видео, аудио на английском в режиме онлайн, причем данные потоки информации невозможно найти на российском телевидении или радио.
- Использование различных социальных сетей для общения с изучающими тот или иной иностранный язык по всему миру, что обеспечивает как и улучшение языка, и понимание социокультурных особенностей той или иной страны.
- Использование различных индивидуальных обучающих программ, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами.
Для этого учитель должен иметь Базовые ИКТ компетенции.
Направления работы учителя с применением ИКТ
- Ведение документации.
- Мониторинг качества обучения.
- Использование ИКТ на уроке.
- Проектная деятельность учащихся.
- Дистанционное образование.
- Самообразование и саморазвитие.
- Воспитательная работа.
Существуют следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
- урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов;
- урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди;
- урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе;
- самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- диалоговый характер обучения;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Особенности методики
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. В функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. В функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
Преимущества использования ИКТ
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
- повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя;
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
- этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
- применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
- для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
- освоение учащимися современных информационных технологий;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
- Нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
- У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
- Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
- Отсутствие демонстрационного центра.
- Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
- Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
- Не хватает компьютерного времени на всех.
- В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
- При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
как фактор повышения качества обучения
Появление интерактивной доски в школе делает возможным внедрение ИКТ в процесс обучения. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения на всех возрастных этапах, так как предоставляет огромные возможности для использования наглядности при подаче материала, проведения ролевых и сюжетных игр, для быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе. Существующие сегодня СД-диски с различными обучающими программами позволяют выводить информацию в виде текста, со звуком и изображением. На этапе первичного введения и автоматизации новой лексики или грамматического материала целесообразно использование возможностей интерактивной доски, которая позволяет выполнить большое количество упражнений, не удаляя информацию с доски. Выведение информации с дисковых обучающих программ на доску позволяет улучшить качество контроля, объяснения неусвоенного материала, облегчает и делает яркими проведение конкурсов, викторин, игровых программ на уроках и во внеурочное время. С точки зрения санитарно-гигиенических требований применение интерактивной доски более эффективно и продуктивно, особенно на начальном этапе обучения, поскольку не у всех учащихся сформированы пользовательские навыки. Работая с ИД, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски графического и зрительного ряда; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов; возможность записи фрагмента урока; возможность работы на компьютере и навигации в Интернет, не отходя от доски, доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней и повышает их мотивацию в изучении иностранного языка, а также эффективность учебного процесса. Применение интерактивной доски значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся класса.
На практике мы часто обращаемся к созданию электронных презентаций как на уроках по различным темам, так и во внеклассной работе по предмету. Показ презентации на интерактивной доске не только экономит время урока, но и позволяет выполнять разного рода упражнения в ходе презентации. Например, при изучении в 3-м классе новой грамматической структуры «Ich will» с модальным глаголом её использование представляется очень целесообразным (Презентация). На первом слайде презентации предлагается новая грамматическая структура. Учителем объясняется значение выражения “Ich will” - «Я хочу» и предлагается употребить его с изученными раннее словами и выражениями, означающими действие героев учебника. При этом на слайдах написаны слова, сопровождающиеся картинками. Таким образом достигается сразу несколько практических задач: дети изучают новый материал, повторяют знакомые лексические единицы, читают, слушают произношение учителя, проговаривают хором и поодиночке. Домашнее задание закрепит изученное на уроке. Так как обучение в 3 классе ориентировано на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции - уровня начинающего, то оно предусматривает развитие у третьеклассников как закрепление словарного запаса первого года обучения, так и овладение новыми лексическими единицами и грамматическими структурами.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено на развитие основных видов речевой компетенции, на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, навыков исследовательской деятельности и проектной работы, развитие творческой инициативы школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе урока или мероприятия, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
singen
lernen
lesen
tanzen
der Mutter gratulieren
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам
Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...
Использование иформационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)
Самая основная и сложнейшая работа в обучении иностранному языку-этонаучить говорить на изучаемом языке,а для достижения этой цели необходимо создать сильнейшую мотивацию....
Обеспечение комплексного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку
Доклад подготовлен для выступления на Августовской секции ГМО учителей иностранного языка в 2014 году...
Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку"
Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку" предлагает использование приемов интенсивной методики,мнемотехники,игровой и здор...
Использование дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты, связанные с внедрением дистанционных образовательных технологий для обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.The paper presents issues associate...