отчет об инновационной деятельности 2016-18 г.
проект

Верхотурова Анна Александровна

отчет об инновационной деятельности 2016-18 г. «Создание системы здоровьесбережения на занятиях английского языка». Срок реализации: сентябрь 2016 года – май 2018 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya.16-18_g.otchet.docx61.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

«Создание системы здоровьесбережения

 на занятиях английского языка»

Срок реализации: сентябрь 2016 года – май 2018 года

Автор проекта:

                                                                         Верхотурова Анна Александровна,

педагог дополнительного образования

Корсаков

2016

Пояснительная записка

Глубокие экономические, социальные и психологические изменения, затронувшие жизнь жителей России, неизбежно сказались на одном их здоровье, психофизиологическом и духовно-нравственном благополучии.

В семьях, которые в результате этих изменений переместились в группу «риска», во многом была утрачена жизненная перспектива, ценностно-смысловое отношение к жизни, а следовательно – и к здоровью. Как следствие – достаточно частый отказ от норм здорового образа жизни, снижение иммунитета, рост заболеваемости и даже смертности, сокращение средней продолжительности жизни. В особенности данная часть проблемы затрагивает детей, рождающихся и воспитывающихся социально-проблемной среде.

В той части общества, которая успешно адаптировалась к переменам, в семьях, которые принято относить к благополучным, особенности жизни в предшествующие 2 десятилетия сформировали культ успеха. Прежде всего – статусного и потребительского. В шкале ценностей этой части общества здоровье, здоровый образ жизни только начинают становиться подлинными жизненными приоритетами. Страх проиграть в конкурентоспособности формируется в детях, воспитывающихся в этой категории семей, начиная с раннего детства. В образовании особенно часто приходится сталкиваться с попытками субъектов образовательного процесса улучшить образовательные результаты не считаясь с ресурсами и возможностями организма, пренебрегая рисками сохранности физического, психологического и психического здоровья.

Дошкольное образование, решая задачу развития системы знаний и компетентностей обучающегося, зачастую, вне зависимости от намерений педагогов, само становится фактором, создающим дополнительные угрозы здоровью и психосоматическому благополучию ребёнка, как, впрочем, и самого педагога. За годы обучения возрастает количество детей, имеющих нарушения осанки и зрения. Нередки заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы.

В то же время не реализуется потенциал образовательной системы, как, возможно, главного и наиболее эффективного инструмента решения задач здоровьесбережения детства, а затем и общества в целом.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. В то же время, воспитать здорового ребёнка может только духовно и физически здоровый педагог в тесном контакте с семьёй обучающегося.

 Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. По данным российских педиатров, от 30 до 50 процентов дошкольников имеют проблемы с физическим или психомоматическим здоровьем. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2)психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

        В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья

        Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

        Показатели роста и развития

        Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

        Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

        Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

        Принятые в 2010 году Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, предусматривают требования к:

1) целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональной организации образовательного процесса;

4) организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) комплексного сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

7) мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в образовательную практику отечественных образовательных учреждений внедряются здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.  Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

        Идея инновации состоит в гармоничном развитии учащихся путем создания  системы здоровьесбережения.      

Замысел инновации заключается в том, что на занятиях  объединения «Занимательный английский» учащиеся погружаются в языковую среду путем участия в играх, коммуникативных ситуациях, инсценировках, пропевании песен, физкультминутках, глазной и дыхательной гимнастик, речевой ритмики, пальчиковых упражнений, ролевых играх. Все эти виды деятельности имеют важное оздоровительное значение. Во время участия в этих видах деятельности возникают положительные и отрицательные эмоции, и они могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор. Происходит психическое «закаливание» организма, предупреждающее нарушения нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребёнка. Деятельность - эмоции- здоровье – содержит глубочайшую связь, влияет на работу мозга, что улучшает его регулирующее воздействие на деятельность всех органов и систем, прохождение биохимических процессов, повышает работоспособность, улучшает настроение, медленнее наступает утомление. Таким образом, сами занятия несут здоровьесберегающую функцию.

Объектом инновации является здоровье  учащихся объединения «Занимательный английский».

Предмет инновации это система здоровьесбережения на занятиях английского языка.

Цель инновации заключается в гарантии сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни у учащихся в процессе создания системы здоровьесбережения на занятиях английским языком.

Задачи инновации делятся на 2 группы: задачи диагностико-внедренческого этапа, задачи аналитико-обобщающего этапа.

Задачи диагностико-внедренческого этапа:

        Диагностические:

- анализ состояния образовательного процесса с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся, их родителей и педагогов;

- изучение  опыта использования здоровьесберегающих технологий в обучении английскому языку;

-  разработка диагностических материалов;

- выявление конкретных затруднений.

Прогностические:

-разработка содержания диагностического материала для  детей  участвующих в инновационном процессе;

- выбор форм, методов и приемов ведения экспериментальной работы;

-отработка отдельных здоровьесберегающих технологий, форм и методов образовательной деятельности.

Организационные:

-создание нормативно-правовой базы эксперимента;

-разработка условий для реализации эксперимента;

- выявление возможных рисков и разработка компенсационных мер;

- разработка механизма реализации проекта;

-разработка программы;

- внедрение учебного плана;

-проведение наблюдения за детьми с учётом новых приоритетных критериев здоровьесбережения;

-системное использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

 -повышение валеологической компетентности субъектов образовательного процесса.

Задачи аналитико-обобщающего этапа:

- проведение диагностических мониторингов, заполнение оценочных таблиц наблюдения;

-подведение итогов и системное осмысление результатов реализации программы;

-постановка новых стратегических задач в области здоровьесбережения;

- отслеживание, корректировка и обобщение результатов;

-осуществление рефлексии процесса и результата;

- создание условий для использования современных здоровьесберегающих технологий;

- оформление результатов работы системы здоровьесбережения;

- отчет по организации инновационной деятельности на сайте www.nah-dom.edusite.ru ;

- создание методической копилки на  сайте педагога на платформе https://infourok.ru ;                                                                         -публикации, выступления на методическом совете, педсовете, конференции;                                                                                        - разработка документации и методических рекомендаций;

- совершенствование системы информационного обеспечения в аспекте повышения сохранности психосоматического и валеологического здоровья;

Оздоровительные:создание здоровой, комфортной и безопасной образовательной среды.

Развивающие: раскрытие способностей каждого ребенка.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, таких как ответственность, самостоятельность, инициативность.

Гипотеза инновации-внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Диагностическим инструментарием инновации являются: наблюдение (оценочная таблица), беседы, мониторинг успеваемости, тестирование, анализ посещаемости.

Инновационный проект реализуется в 2 этапа:

Этап 1.Диагностико-внедренческий (2016 – 2017 г.г.).

Этап 2. Аналитико-обобщающий (2017 - 2018 г.г.).

Теоретические основы здоровьесберегающих технологий

«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку, это связано со спецификой занятий по иностранному  языку. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на занятиях здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

        аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

         экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

        физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общуюработоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

В разное время разработкой проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые.

В настоящее время особое внимание уделяется «здоровьесберегающим технологиям», которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. Таким образом, «здоровьесберегающие технологии» представляют совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов и объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Педагогические ошибки или неправильно выбранные педагогические технологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений, в результате чего наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации учебной деятельности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы и несформированность навыков общения, что негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.

Среди многочисленных факторов риска, негативно воздействующих  на здоровье учащихся, следует отметить перегруженность программы, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся и отсутствием индивидуального подхода, авторитарный стиль преподавания, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, а также низкий уровень культуры здоровья учащихся и их неграмотность в вопросах здоровья.

Правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока иностранного языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении иностранному языку.

По мнению Бродкиной Г.В. «технологичность и  педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание  интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность». Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние  характеризуется как стабильно комфортное  и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.

Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.

В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:

1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий –«Не навреди!» (Nonocere!). Важно дать ребенку максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.

3. Принцип минимакса: заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум.

4. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку на уроке.

5. Принцип вариативности: означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Перечисленные дидактические принципы лежат в основе     здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, ребенок будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.       Функциями здоровьесберегающих технологий являются:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

         диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

         адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения. 

Приемы «Здоровьесберегающих технологий»

Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

По мнению Абрамовой И.В., учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых.

Специфика предмета иностранный язык  требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.  К ним относятся:

    доступность и посильность;

    учет возрастных особенностей учащихся;

    направленность обучения на развитие учащихся;

    активность учащихся;

    опора на сильные стороны личности учащихся;

    индивидуализация обучения;

    деятельностный характер обучения;

    оздоровительная направленность обучения.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Частные:

1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;

2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Физкультминутки - этонесложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, ониблаготворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.

Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.

Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в формеигры.

Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры.  Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.

Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку. 

Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.

Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.

Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной.

В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.

  

 

Практические результаты диагностико-внедренческого этапа инновационного проекта

В ходе  первого этапа инновационного проекта изучен и проанализирован опыт использования здоровьесберегающих технологий в обучении английскому языку, проведен анализ состояния образовательного процесса с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся, их родителей и педагогов,  разработана таблица наблюдений, разработано содержание диагностического материала для  детей  участвующих в инновационном процессе, выбраны основные формы, методы и приемы ведения экспериментальной работы, создана нормативно-правовой базы эксперимента, разработаны условия для реализации эксперимента, разработана программа проекта.

Первый этап также включал в себя изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы, выявление основных противоречий и проблем здоровьесбережения дошкольников в системе образования.

Продуктом реализации первого этапа также является создание копилок психологической, педагогической и методической литературы по проблеме; разработанная модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий на занятиях английского языка.

Второй этап инновации не может быть осуществлен в связи с уходом педагога в декретный отпуск.

        

Литература

1.       Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

2.        Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

3.     Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

4.     Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

6. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.

7. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

8. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

9. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87. 

10. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

11. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

12. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.

13. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

14. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.

15. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.

16. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.

17. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

18. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.

19. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45. 

20. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

21. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред.  Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

22. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

 

Электронные ресурсы

1.     Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003

2.     Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm

3.     Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/

4.     Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

5.     Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

6.     Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

7.        Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

                                   Информационная карта инновац...

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Использование  народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей школьного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированност...

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Отчетоб инновационной деятельности за 2016 годучителя татарского языка и литературыпервой квалификационной категории,к.филол.наукИнсафутдиновой Миляуши Тальгатовны Информационная карта инновацион...

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности учителя высшей квалификационной категории татарского языка и литературы Фазуловой Гульнары Ильдусовны МБОУ «Муслюмкинская СОШ» Чистопольского муниц...

Отчет по инновационной деятельности за 2016 год

§  -В наше время отчетливо наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью молодых людей, выпускников наших школ ориентироваться в нем, поэтому перед нами стоит задач...

Н.Ф.Багавиева Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Профессиональная позиция педагога - это динамическая характеристика личности, характеризующая устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально- оценочных отношений к себе, профессиональной д...

Отчет об инновационной деятельности 2016-2017.

Отчет об инновационной деятельности за 2016-2017г.г....