Основные принципы осуществления внеклассной работы в младших классах.
материал
Основные принципы осуществления внеклассной работы
в младших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_osushchestvleniya_vneklassnoy_raboty.odt | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы осуществления внеклассной работы
в младших классах.
В основе организации внеклассной работы по иностранному языку в начальной школе лежат те же общедидактические принципы и специфические методические принципы работы по иностранному языку, что и в организации внеклассной работы в средних и старших классах общеобразовательной школы:
общедидактические принципы:
- научности
- доступности
- систематичности и последовательности в обучении
- связи теории с практикой
- сознательности и активности
- наглядности
- преемственности и перспективности
специфические методические принципы работы по иностранному языку:
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип коммуникативной активности учащихся.
- Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся
- Принцип преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка
- Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
- Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
- Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Возрастные особенности младших школьников безусловно накладывают особенности на формы и методы реализации этих принципов.
Принцип коммуникативной направленности
Данный принцип имеет важнейшее значение для реализации главной цели обучения - формирования умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме. Задания для начальной школы имеют коммуникативную направленность и включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения младших школьников. Они создают для учащихся возможность общаться на темы, связанные с личными интересами учащихся и их ближайшим окружением. В отборе тематики учебного материала учтены интересы детей младшего школьного возраста и межпредметные связи начальной школы.
Учебные материалы и система заданий организованы таким образом, чтобы обеспечить создание различных ситуаций общения, интерактивные формы взаимодействия учащихся в парах, малых группах, всей группой, а также речевое партнерство учителя и учащихся в благоприятном психологическом климате. При минимуме освоенных младшими школьниками языковых средств даже условно-речевые задания обязательно включают коммуникативные задачи, которые варьируются применительно к одному и тому же языковому материалу с тем, чтобы обеспечить некоторую новизну при многократном его повторении.
Коммуникативный подход диктует также определённые правила знакомства с языковыми единицами. Для введения слова, словосочетания, грамматической формы или конструкции следует находить такие ситуации общения, ситуационные контексты, которые могут наглядно продемонстрировать функцию данной языковой единицы, обеспечить понимание её значения и показать её реальное употребление в речи.
Принцип устного опережения
Организация учебного материала предусматривает развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности, при этом на первом году обучения во 2 классе выделяются два этапа в реализации ведущего принципа обучения. На первом этапе основное внимание уделяется устной речи, ведущим принципом обучения является принцип устного опережения. Дети в данном возрасте легко воспринимают услышанное, без труда усваивая не только отдельные звуки, слова, но и целые речевые образцы, поскольку у них развито подражание в целом и звукоподражание в частности. У детей младшего школьного возраста по-прежнему активно происходит процесс овладения родным языком, освоение которого также начиналось на устной основе. Формирование навыков чтения и письма на данном этапе может вызывать трудности и на родном языке, не говоря уже обо всех сложностях овладения письменной речью на иностранном языке, где требуются дополнительные усилия для понимания значений слов и запоминания их звуковых образов.
Принцип устного опережения в значительной мере сохраняется и на последующем этапе обучении иностранному языку в начальной школе: новый учебный материал сначала предъявляется в звучащей форме, и от учащихся в первую очередь требуется освоение речевых образцов и оперирование ими в устной речи, однако постепенно на первый план выдвигается принцип интегративного развития коммуникативных навыков.
Принцип интегративного развития коммуникативных навыков
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. На втором этапе по мере овладения звукобуквенными соответствиями иностранного языка параллельно с развитием навыков аудирования и говорения начинается обучение чтению и письму, т.е. с данного этапа начинается реализация принципа интегративного развития коммуникативных навыков. Принцип интегративного развития коммуникативных навыков реализуется также и во взаимосвязанном обучении аудированию, говорению и чтению. На основе звучащих текстов в исполнении дикторов-носителей иностранного языка последовательно развиваются навыки чтения, а в ряде заданий акцент делается на тренировке навыков говорения. Аудиотексты выполняют не подсобную роль «справочника по произношению» (который учитель использует или не использует по своему усмотрению), а создают реальную языковую среду обучения младших школьников.
Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры
Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. Изучение иностранного языка позволяет расширить социальный опыт общения учащихся. В проигрывании ролевых ситуаций они могут «примерять на себя» различные роли, в том числе и роли взрослых. Особое внимание в работе с младшими школьниками следует уделять ознакомлению с существующими нормами вежливого поведения в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми.
Принцип диалога культур
Реализация цели приобщения детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка осуществляется через знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы стран изучаемого языка. Для младших школьников выбран прямой приём: переписка между персонажами (российскими, австралийскими, британскими, американскими, германскими, французскими сверстниками), которая позволяет наглядно сопоставлять схожие типовые ситуации в каждой из культур.
Принцип дифференциации требований к подготовке учащихся
В обучении иностранному языку в начальной школе был учтен существующий в системе образования запрос на разработку педагогических технологий, основанных на дифференциации требований к подготовке учащихся. Проведено разграничение учебного материала, позволяющее выделить уровни актуального развития и ближайшего развития.
- Уровень актуального развития задает границы исполнительской компетенции учащегося и позволяет определить действия, которые обучающиеся при переходе со ступени начального образования на следующую должны выполнять практически автоматически.
- Зона ближайшего развития определяет перспективные действия, находящиеся на стадии формирования и выполняемые при участии учителя или совместно со сверстниками, а также знания и умения, являющиеся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.
Реализация принципа связи обучения с жизнью позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа для младших школьников использование тем „Я и моя семья“, „Мир моих увлечений“, „Я и мои друзья“, „Моя школа“, „Мир вокруг меня“, „Страна изучаемого языка“ обеспечивает необходимый уровень отработки предъявляемого языкового, речевого, социокультурного материала в сбалансированной системе с учетом возрастных особенностей.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности. Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.
Не следует забывать релаксирующего значения игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.
Целесообразно также ставить специальную задачу более эффективного воздействия на коммуникативное развитие этих учащихся в целом средствами иностранного языка и иноязычного учебного общения. В таком случае действительно будет реализована воспитывающая, развивающая, общеобразовательная функция иностранного языка как учебного предмета, особенно в наиболее сензитивный, т. е. чувствительный, к усвоению языка из всех периодов обучения — дошкольный и младший школьный возраст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа по внеклассной работе 5 класс(баскетбол)
Примерная программа по внеклассной программе(баскетбол)...
Внеклассная работа по английскому языку как одна из основ реализации основных принципов обучения ИЯ на начальном этапе .
Мой педагогический стаж составляет 16 лет, 11 из которых я тесно работаю с младшими школьниками в рамках профильного – гимназического обучения. Позволю себе на основе одного из внеклассны...
Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Основные принципы работы с текстом"
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе« Основные принципы работы с текстом » Создана на основе образовательной программы основного общего...
внеклассная работа 2 класс
внеурочка 2 класс...
Анализ внеклассной работы 7 класс
Анализ внеклассной работы за 2018-2019 учебный год...
Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Письмо – одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, в...