Интегрированный урок : русский язык и немецкий язык
план-конспект урока (5 класс)

Симикина Светлана Александровна

Тема урока: «Путешествие по городу Морфем»

Цели урока:     обобщить и закрепить изученный по теме материал; рассмотреть особенности определения морфем слова в русском и немецком языках;

-развить навыки морфемного разбора слова, навыки перевода слов с русского на немецкий язык;

-заинтересовать учащихся изучением языка, воспитать бережное отношение к дому.

Форма проведения: путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.urok_rus_-nem.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Новореченмский»

Интегрированный урок

русского и немецкого языка.

5 класс.

«Путешествие по городу Морфем»

Составили:

Учитель немецкого языка

Учитель русского языка – Симикина С.А.

2018 – 2019 уч.г.

Интегрированный урок русского и немецкого языка. 5 – 7  кл.

Тема урока: «Путешествие по городу Морфем»

Цели урока:- обобщить и закрепить изученный по теме материал; рассмотреть особенности определения морфем слова в русском и немецком языках;

-развить навыки морфемного разбора слова, навыки перевода слов с русского на немецкий язык;

-заинтересовать учащихся изучением языка, воспитать бережное отношение к дому.

Форма проведения: путешествие.

Наглядность: презентация по теме, путевые листы, карточки со словами пословицы.

  1. Организационный момент

У :Здравствуйте, ребята! Садитесь! ( приветствие на немецком языке) Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня вы будете не просто учениками 5-7 кл., а станете настоящими путешественниками.

Ребята, вы любите путешествовать? Да!

  :Ну что ж, тогда нам с вами пора в дорогу. А как вы думаете, куда мы отправимся?( демонстрирует видео). Перед нами город, это немецкий город. И мы сегодня тоже будем путешествовать по городу, по удивительному и очень красивому городу – городу Морфем. Слышали о таком городе?

  :Этот город есть во всех языках мира. И сегодня мы будем говорить о морфемах на русском и немецком языках. А я буду вашим экскурсоводом. Ребята, а что такое морфемы? Какие морфемы вы знаете?

2. Орфографическая минутка.

  У :Ребята, прежде чем  отправиться в город Морфем, мы проведем небольшую орфографическую разминку

Вставьте недостающие буквы и переведите слова на немецкий язык ( Слайд)

Вел..сипед,

 кв..ртира,

горо..ской,

м..газин,

к..мпьютер,

здра..ствуйте,

 тел..фон.

У: Ребята, вы готовы к путешествию. Сейчас мы раздадим вам путевые листы – ваши билеты на рейс. А еще в городе Морфем вы должны будете отгадать самую главную загадку. Что в этом  городе  является самым главным для каждого жителя? Подсказки вы будете искать сами, когда будете выполнять наши задания.

У :Итак, в полет.       РАКЕТА

К запуску ракеты приготовились!

(Хлопают в ладоши)

Пристегнуть ремни

(Есть пристегнуть ремни!)

Включить двигатели!

(Есть включить двигатели!)

5,4,3,2,1 Полетели!

  1. Улица Окончаний

У :Вот, ребята,  перед нами

 Улица Окончаний!

Все их тут не перечесть,

Ведь у слов окончания есть!

Задание. Что образуют окончания? – Формы слов

А что такое формы слов?

А все ли слова имеют окончания? Наречия не имеют. Почему?

Цепочка окончаний.(Слайд)

Образуйте множественное число существительных и переведите на немецкий язык данные слова.

Парк-парки, в парке.(П.п)

Машина-машины, в машину( В.п)

Дом-дома, около дома( Р.п)

Театр-театры. в театре(П.п)

Двор-дворы, во дворе (П.п)

Замок-замки, в замке (П.п)

У : Молодцы, ребята! У вас первая подсказка. Это слово - Крепость.

Наше путешествие продолжается.

Едем автобусом ( на нем яз)

  1. Площадь корней.

У :Ребята, перед нами площадь Корней!

А вот и площадь Корней,

Проходите сюда побыстрей,

Здесь разные корни живут

Значенья свои берегут!

Ребята, что заключается в корнях ( ЛЗ слова)

Разминка

Найти лишнее.

Левый, лев, налево

Цель, целина, целинный.

Образуйте однокоренные слова.

Дом

Домашний

Домовой

Домофон

Домработница

Вод

Вода

Водяной

Водный

Водопровод

Водосток

Снег

Снежинка

Снеговик

Снегопад

Снеговик

Снегоход

По ЛЗ определить значение слов

Stellen Sie ein Wortfeld zusammen

Die Stadt,  das Haus, der Schnee

У :Молодцы, ребята! И второе слово у вас тоже есть. Это слово – Мой.

5.  Переулок суффиксов.

У : А впереди у нас Суффиксов переулок

Ах, какие же они разные,

 Эти суффиксы распрекрасные,

И без них нельзя нам никак

Вот  знакомый, ребята, вам знак!

 

- Суффиксы похожи на домики, а для чего служат суффиксы?

Сейчас мы с вами тоже попробуем побыть домиками

Один ряд берут суффиксы, второй корни.

  1. Образуют слова: 

Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дом

Кошка

Корабль

Желтый

Серый

Суффиксы. Указывающие на профессии и род занятий людей

Камень

Грузить

Танцевать

Буфет

Компьютер

- В немецком языке суффиксы также играют важную роль, с помощью суффиксов образуются новые слова:

Суффикс– in – является суффиксом женского рода и служит для названия профессии женского рода,

Образуйте слова с данными суффиксами:

Der Arbeiter,

 der Angestellte,

der Lehrer

, der Verkäufer,

der Arzt

 и переведите полученные слова на русский язык.

У : Молодцы, ребята, и у вас еще одна подсказка. Это слово –Дом.

Физминутка на немецком языке.

6. Проспект приставок.

У : А перед нами приставок ряд,

И как торжественно стоят,

Чтоб были новые слова,

Приставки нам нужны всегда

Определить в тексте приставки, определить значение

  1. А)Вы получите тексты, из них необходимо выписать все слова с приставками и перевести их. 

Выбрать приставки из текста. Вставить пропущенные орфограммы.

Подул свежий ле..кий ветерок. В чистом небе по..вилось маленькое темное облачко. Оно разрасталось очень быстро. Грозно зашумело поле. Ветер ..гибал рож.., но она выпр..млялась. .Теперь каждый колосок жил своей жизнью. Он выпр..млялся, звенел и дер..ко смотрел в лицо страшному небу.

Б) Приставки придают лексическое значение, уберите приставку и переведите полученное слово на немецкий язык:

- bekommen- получать

-erfahren- узнавать

-besprechen- обсуждать

-beschreiben- описывать

- verstehen- понимать

-übersetzen- переводить

У : Ребята, вы получаете еще одно слово –   Моя.

7. Парк основ.

У : Ребята, мы с вами попали в самое красивое место города – Парк Основ

Самый старинный Парк Основ,

Увитый зеленью садов,

Морфемы соберутся вместе

Чтобы стоять на нужном месте.

Ребята. Что входит в основу слова?

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в
тетрадке все встречали
Вся  же – в дневнике я и в журнале. 
(Оценка)

Разобрать по составу:   парашютист, подводная, улыбается.

Основа слова важна и для немецкого языка, давайте вспомним как спрягаются глаголы в немецком языке. Проспрягайте, пожалуйста следующие глаголы:

Machen, spielen, bauen, wohnen, lachen,  kommen,

У : Ребята, вы собрали все слова пословицы.

Ребята, посмотрите что у нас получилось, а теперь, давайте переведем ее на немецкий язык.

У : Ребята, мы не случайно нашли эту пословицу именно здесь в парке основ. Ведь в жизни каждого человека главным является его дом.

Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы с вами не только повторили пройденный материал, но и узнали много нового и интересного. Каждый язык имеет свои особенности. Что общего в морфемике русского и немецкого языка? Чем они отличаются? А теперь хотелось бы спросить вас,   понравилось ли вам  наше путешествие. Сейчас вы можете отправить нам СМС сообщения. У каждого из вас есть телефончик. Напишите нам о том, понравился ли вам урок?

( Зачитывает несколько СМС)

У . : Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Интегрированный урок в 10 классе (немецкий язык и русский язык) «Работа юных филологов»

Интегрированный урок в 10 классе(немецкий язык + русский язык)«Работа юных филологов»...

Интегрированный урок русского языка и английского языка 6 класс.

Информационная карта урока№ Описание Тип урокаУрок применения знаний и умений Класс6б ТемаНеопределенные местоимения Образовательная программа, автор  Определение ме...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...

Интегрированный урок русского языка и английского языка на тему «Модные слова».

Цели и задачи урока: Образовательные: 1) Познакомить учащихся  с понятием заимствованные слова;2) Показать и научить какими путями они из одного языка проникают в другой;3) Познакомить с наи...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...