Статья "Приёмы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью на уроках и во внеурочное время"
методическая разработка
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_kommunikatyvnyh_navykov._v_shkole_8_vida_variant2.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью на уроках и во внеурочное время.
В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети
испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально - трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитие.
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей. При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)
Непосредственная работа по формирование коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности, во время внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игровых приемов.
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности. Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи-словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника. Педагог на начальном этапе выступает в качестве «кукловода», затем дети начинают проявлять некоторую самостоятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный всплеск стимулирует коммуникативную активность.
Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся. При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: игра «зеркало» - копирование мимики с картинки,анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на ней героев;постановка групповых или индивидуальных «живых картинок» (отрывок из сказки, запечатленный в позе, выражении лица), произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной интонации, мимики, жестов, движений.Такие формы как чтение по ролям и драматизация в развернутой форме детям с глубокой умственной отсталостью не доступны. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка. Формированию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми . Внимательное заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Используемая литература:
1.Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.
2.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 2005. 112 с.
3.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
4.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство- Пресс» 2004г.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
3.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.
4.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
5.Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
6. Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
7.Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
10.Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г.
11.Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 2006г.
12. Сваталова Т.А. Коммуникативная компетентность педагогов дошкольного образования. – Челябинск 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час о дружбе в 6 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости
На классном часе использованы коррекциооные игры и задания. Классный час проведён с использованием интерактивной доски. Материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанник...
Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".
На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...
Дидактические игры на развитие коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.
Дидактические игры....
Организация работы тьютора с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости ( интеллектуальными нарушениями)
Данная презентация раскрывает цели, требования и основные направления работы тьютора. Динамика деятельности ребенка фиксируется специалистом в Дневнике наблюдений обучающегося. Данный материал будет п...
Выступление на педагогическом совете «Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости»
Методическая разработка...