Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"
статья (5 класс)
В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на уроках окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру.
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включён в региональный компонент учебного плана обучающихся с расстройством аутистического спектра в 5 – 9 классах. Это дети, обучающиеся по адаптированным программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Форма организации уроков - фронтальная. Обучающиеся, осваивающие данные адаптированные образовательные программы, имеют сложные нарушения развития, в структуре которых сочетаются расстройства аутистического спектра и интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности. Одной из специфических особенностей данной категории обучающихся является серьёзное нарушение коммуникативного развития: существенная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; слабость или искаженность эмоционального реагирования; боязнь всего нового, в том числе установления новых контактов; грубое нарушение коммуникативной функции речи (понимание обращенной речи на бытовом уровне, ограниченное использование собственной речи).
Нарушения коммуникативного развития детей рассматриваемой категории вызывают трудности в организации учебного процесса, в усвоении учебного материала. Приобретаемые умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
С другой стороны, трудности возникают при создании самой программы обучения по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», составлении календарно-тематического планирования и отборе материала для уроков. Это вызвано отсутствием специализированного учебно-методического комплекса по данной учебной дисциплине. В настоящее время существуют рекомендации для массовых школ по программам обучения по этому предмету, но рекомендованных программ для контингента детей с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра нет.
Формирование коммуникативных навыков реализуется в ходе организации учебного процесса и способствует решению таких важных задач жизнедеятельности обучающихся, как:
- умение самостоятельно вступать в контакт, демонстрировать потребность в общении, проявлять готовность к взаимодействию, демонстрировать потребность в общении;
- умение сопоставлять и использовать средства вербального и невербального общения в соответствии с ситуацией, реагировать на обращение, удерживать зрительный контакт;
- умение выстраивать общение в соответствии с его мотивами, планировать акт общения, обращаться по имени, соблюдать очередность в диалоге;
- умение применять свои индивидуальные способности при решении совместных задач;
- умение оценивать результаты общения;
- умение слушать и понимать партнера по общению, согласовывать с его потребностями свои действия;
- умение договариваться, доверять партнёру, изменять свое коммуникативное поведение в соответствии с ответом партнёра;
- умение проявлять помощь и поддержку партнёру в процессе общения, решать конфликтные ситуации;
- умение правильно оценивать эмоциональное состояние партнёра и выстраивать своё поведение в соответствии с ним;
- умение делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером;
- умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу об окружающих;
- умение использовать нужные слова при обращении, просьбе, принимать помощь товарищей.
Изучение истории и культуры родного города расширяет представления школьников об окружающем социуме и о своём месте в нём.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам – одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с ОВЗ. Образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования и развивается в области формирования жизненных компетенций.
Изучение литературы по проблеме коммуникативного развития детей с расстройствами аутистического спектра позволило мне сделать вывод о том, что причиной трудностей в коммуникативной деятельности детей рассматриваемой категории является общее недоразвитие как моторных, так и психических функций, значительные отклонения в перцептивной сфере (от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом). Темп восприятия у таких детей замедленный, присутствует недостаточная дифференцированность воспринимаемого, слабое развитие фонематического слуха, недостаточная координация движений органов речи и т.д. Они могут не понять, не увидеть или не услышать важные детали для общего понятия. Общение со взрослыми и со сверстниками у детей рассматриваемой категории не только ограничено, но протекает без должной активности, вяло. Дети с расстройствами аутистического спектра крайне редко бывают инициаторами общения. Они не умеют слушать и понимать собеседника, поэтому, в каких-то ситуациях просто молчат, в других - отвечают невпопад или повторяют часть заданного вопроса. Такие дети чрезмерно отвлекаемы, им трудно сконцентрироваться на беседе, особенно при наличии побочных зрительных и слуховых раздражителей. Зачастую, они забывают, о чём только что говорили и перестают слушать собеседника. Мимика и жесты у них вялые, однообразные. Учитывая то, что коммуникативные действия – это действия, направленные на учет позиции собеседника, либо партнера по деятельности, действия, направленные на кооперацию, сотрудничество, можно сказать, что у детей рассматриваемой категории уровень владения коммуникативными навыками крайне низкий.
Наряду с нарушениями интеллектуальных механизмов развития, к проблемам в управлении поведением и потребностями ведут нарушения в эмоционально-волевой сфере, отсутствие у детей опыта межличностного общения в среде обычных людей, отсутствие потребности в таком общении.
Процесс овладения коммуникативными навыками детьми с расстройствами аутистического спектра является долгим и требует активной поддержки со стороны педагога. Вместе с тем, у детей имеются потенциальные возможности для развития общения, планомерная и систематическая работа даёт положительный результат. В процессе обучения развиваются способности ориентироваться в социальных отношениях, формируются умения включаться в них, развиваются умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих, воспринимать речь, умения подражать, соблюдать очередность в разговоре, умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Уроки «Истории и культуры Санкт-Петербурга» дают широкое поле для деятельности учителя, направленной на повышение уровня владений коммуникативными навыками у обучающихся с расстройством аутистического спектра.
Литература.
1 - Л.М.Шипицына. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.
2 - Шипицына Л.М,Защиринская О.В,Воронова А.П,Нилова. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г. – 384с.
3 - Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. 2011.
4 – Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
5 - Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта. / И. А. Емельянова // Образование и наука. 2008. №1. С. 87–94
6 - Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с.(18) 42
7 - Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
8 - Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
9 - Леонтьев, А.А. Психология общения. / А. А. Леонтьев. – 2-е изд., исп. И доп. – М. : Смысл, 2009. – 365 с.
10 - Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С. 143-146
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждае...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"
Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» и "ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" для обучающихся с расстройством аутистического спектра по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (Вариант 8.4)
Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации является одним из важных методов в работе с детьми с РАС. При использовании данной системы, ребенок, испытывающий тяжелые трудности к...
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра...