Построение урока музыки с требованиями ФГОС
консультация по теме

Доклад на августовском совещании. Из опыта работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС.

Степанова Ю. А. учитель музыки МАОУ СОШ №2п. Новоорск

V Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. 

V Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

        V В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 4 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина 5-7 класс- Науменко Алев Кичак.  Программы составлены в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

        V Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

        Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:

        - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

        - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

    V Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка  религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

        V Третий год в нашей школе дети обучаются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализировав программу «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение программы, был сделан вывод, что эта программа соответствует современным требованиям.В этом году ФГОС коснулся 5 класса- это работа по учебникам «музыка» Усачёвой и Школяр. Так же вводится новый предмет «Искусство» в 8-9 классах.

V Ученики обеспечены учебниками и рабочими тетрадями, а учитель, кроме выше перечисленного, использует в своей работе хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала. Преподавание музыки в современной школе требует от учителя использование на своих уроках информационных компьютерных технологий (ИКТ).

V Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Они обеспечивают:  

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  •  формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

V Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. 

Они обеспечивают  учащимся возможность научиться:  

  •  принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
  •  прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
  •  предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  •  мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. 

V Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний  в области музыкального искусства.

Они обеспечивают учащимся умение:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

V Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.\

    V    Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, присуще именно ему, которое получаем путем разносторонних наблюдений. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.

         При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

      Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов;
способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
       

V В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

V Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа в школьной вокальной студии «Звонкий голосок».

  V    В заключении хотелось бы отметить, то, что не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были, лишь положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

Особенности построения урока с учетом требований ФГОС

Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования...

Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...