Программа дополнительного образования в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по английскому языку"
рабочая программа (9 класс)

Басырова Ирина Николаевна

Программа дополнительного образования в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по английскому языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика курса.
  3. Место курса.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
  5. Содержание курса.
  6. Тематическое планирование.
  7. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.
  8. Планируемые результаты.
  9. Библиография.

10. Приложение:

Тест № 1 – «Взаимоотношения с друзьями и в школе»;

Тест № 2 – «Досуг и увлечения молодежи»;

Тест № 3 – «Взаимоотношения в семье»;

Тест № 4 – «Досуг и увлечения»;

Тест № 5 – «Внешность»;

Тест № 6 – «Молодежная мода»;

Тест № 7 – «Карманные деньги»;

Тест №8 – «Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены»;

Тест № 9 – «Переписка»;

Тест № 10 – «Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка»;

Тест № 11 – «Страна/Страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности»;

Тест № 12 – «Страна/Страны изучаемого языка и родная страна»;

Тест № 13 – «Глобальные (политические) проблемы современности»;

Тест № 14 – «Технический прогресс»;

Тест № 15 – «Здоровый образ жизни»;

Тест № 16 – «Глобальные проблемы современности, права человека»;

Тест № 17 –«Страна/Страны изучаемого языка и родная страна. Города и села, достопримечательности».  

  1. Пояснительная записка

        Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для развития человека. Английский язык окончательно зарекомендовал себя в качестве международного языка. Знание английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения высоких академических и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего образования. Все это требует дополнительных подходов к изучению английского языка, способствующих развитию навыков и умений в письменной и устной речи.

        Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в старшей школе в области грамматики следующие:

- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III;

- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth;

- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;

- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive;

- знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций;

- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;

- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых числительных;

- систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).

Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не могут.

        Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики английского языка.

        Целью данной программы является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.

        Элективный курс грамматики английского языка имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
  • Развитие и воспитание у школьников понимания важности понимания иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им, дальнейшей самореализации и их социальной адаптации; формирование качеств гражданина и патриота; национального самосознания.
  • Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
  • Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве профессиональной деятельности.

2. Общая характеристика дополнительной образовательной программы

Особенности содержания курса обусловлены  спецификой развития школьников.

Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенностей учащихся. В ходе разработки методических приемов систематизации грамматических явлений на среднем этапе обучения английскому языку регулярно применяются тренировочные грамматические упражнения. Это позволяет образовать систему научных понятий и соответствующие им способы действий. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации внеурочной деятельности позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы. Развивая основы теоретического рефлексивного мышления у обучающихся, данный элективный курс способствует переходу от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития при постановке целей, поиске информации, осуществлении самоконтроля и оценки деятельности. Он дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные умения и навыки, учитывая уровень мотивации учащихся.

3. Место программы

        Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.        

Структура и организация обучения.

Курс рассчитан на 17 учебных часов по 1 часу в неделю.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

 интеграция основных речевых умений и навыков;

 последовательное развитие основных речевых умений и навыков;

 коммуникативная направленность заданий;

 контекстуальное введение грамматических структур и единиц;

 применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;

 соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Введение данного элективного курса позволяет увеличить количество учебных часов во внеурочное время для реализации индивидуальных потребностей учащихся, что позволит активно участвовать в рамках сетевого взаимодействия и в развитии «Научного общества» гимназии.

Формы проведения занятий

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
  • Работа в парах.
  • Индивидуальные консультации.
  • Самостоятельная работа.
  • Семинары в форме дебатов и дискуссий.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  1. Применение в обучении грамматическим явлениям иностранного языка творческого подхода (написание поздравлений, писем, личных отзывов, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации, без посредства постоянного обращения к правилам грамматики, иными словами – способствовать естественности грамматически верной коммуникации;
  2. Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
  3. Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала. 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами являются:

  • Формироваие осознания важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
  • Воспитание у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
  • Воспитание гражданских и патриотических чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
  • Формирование толерантного отношения к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
  • Развитие стремления к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами являются:

  • целеполагание во внеурочной деятельности: умение самостоятельно ставить познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение использовать социолингвистические аспекты формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции);
  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  •  умение быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предметными  результатами являются:

-  автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;

-  обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;

-  совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:

в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения;

в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;

в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;

в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;

в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.

5. Содержание курса

        Курс создан на основе «Сборников тренировочных и проверочных заданий по английскому языку». Они позволяют организовать подготовку к ГИА по английскому языку (в новой форме) и составлены с учетом современных требований Стандарта и Примерных программ по английскому языку. Представленный курс является практико-ориентированным и дает возможность достичь «допорогового» уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2).

        Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ГИА, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений. Задания варьируются по содержанию и формату, и хотя некоторые из заданий имеют уровень повышенной сложности, все они соответствуют требованиям «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».

6. Тематический план

Тема

Содержание

Цели

Форма

контроля

1

Имя существительное.

2ч.

Множественное число существительных.                              (Существительные, употребляемые только в единственном числе. Существительные, употребляемые только во множественном числе.)  Собирательные существительные (синтаксические сочетания существительных как единое целое и как группа индивидов)

Развитие грамматических навыков говорения (множественное число существительных). Развитие умений и навыков устной речи, аудирования.

Устное практическое задание.

Тренинг.

2

Три вида артиклей.

2ч.

Артикли в английском языке (форма, смысл). « Нулевой» артикль. Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи.

Устное практическое задание.

3

Имя прилагательное.

2ч.

Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. Прилагательные, не употребляющиеся в функции определения. Обозначение меры (возраст, рост, размеры). Субстантивируемые прилагательные.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.

Письменное тестовое задание.

Задания в формате ОГЭ.

4

Наречия.

2ч.

Классификация наречий. Отрицательные и полуотрицательные наречия. Особые случаи употребления наречий.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации.

Устное практическое задание.

5

Глагол.

2ч.

Основные формы глагола. Фразово-предложные глаголы. Разделяемые и неразделяемые фразовые глаголы. Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания.

Устное практическое задание.

Задания ОГЭ.

6

Виды вопросов.

Порядок слов в предложении.

1ч.

Порядок слов в  вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы. Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском.

Развитие грамматических навыков говорения    (составление всех типов вопросов).

Устное практическое задание. Устный тест-самоконтроль.

7

Настоящее время глагола.

2ч.

Образование времен группы Present. Особенности перевода предложений.

Отличие предложений в  значении двух времен группы Present.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола.

Устное тестовое задание.

Задания ОГЭ.

8

Прошедшее время глагола.

2ч.

Образование времен группы Past.

Особенности перевода предложений. Структура I used to в разных значениях. 

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков монологической  речи (пересказ в прошедшем времени).

Устное тестовое задание.

Тренинг.

9

Будущее время глагола. Способы выражения будущего времени.

2ч.

Формы будущего времени в английском языке. Способы выражения длительных действий в будущем.

Способы выражения будущих договоренностей.

Выражение будущей вероятности или предположений в английском языке.

Способы выражения обещаний и угроз, отказов и согласия, решимости и пожелания.

Способы выражения завершенности в будущем.

Способы выражения повторных и нерегулярно возобновляющихся действий в будущем.

Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации.

Устное тестовое задание.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1. Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

2. Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).

3. Проектная деятельность.

4. Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.

5. Тестовые задания.

6. Зачет в письменной форме.

7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения дополнительной образовательной деятельности:

1. книгопечатная продукция: нормативная и методическая литература, методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки по иностранному языку в 8 - 9 классах основной школы, книги для чтения на изучаемых языках, пособия по страноведению, контрольно – измерительные материалы, двуязычные словари;

2. экранно – звуковые пособия;

3. демонстрационные печатные пособия;

4. информационно-коммуникационные средства;

5. рациональная планировка кабинета иностранного языка.

8. Планируемые результаты

Коммуникативные умения

Говорение. Чтение

Выпускник получит возможность научиться:

• читать тексты с соблюдением норм произношения, правил чтения, интонации; отвечать на поставленные вопросы.

Говорение. Монологическая речь

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать картинку по предложенному плану;

• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

Аудирование

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

Чтение

Выпускник получит возможность научиться:

• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с рус-ским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

Письменная речь

Выпускник получит возможность научиться:

• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;

• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Языковая компетентность (владение языковыми средствами)

Орфография

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.

Фонетическая сторона речи

Выпускник получит возможность научиться:

• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

• различать на слух британские и американские варианты английского языка.

Лексическая сторона речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;

• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);

• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;

• распознавать в речи предложения с конструкциями as ... as; not so ... as; either ... or; neither ... nor;

• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II— If I were you, I would start learning French);

• использовать в речи глаголы во временным формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;

• употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;

• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.

Использованные источники:

1. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 -9 классы»: проект. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010г. – (Стандарты второго поколения).

2. Спецификация и кодификатор КИМов ОГЭ 2017 по английскому языку http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory 

3.Учебное пособие для подготовки к ГИА по английскому языку:грамматика и лексика. Macmillan Exam Skills for Russia. Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз С. – Macmillan, 2016

4. Английский язык. ОГЭ. Устная часть. Р.П. Мильруд.: М., Астрель, 2016

5. Raymond Murphy. English grammar in use / Cambridge University Press, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Содержание изучаемого курсаПрограмма рассчитана на 6 лет обучения 36 часа в год и разработана, на основе дополнительного курса к УМК Boost 1  и 2, Gateway B1 и B1+, Grammar time 5. Для обуч...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка»

Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка"...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку «Веселый английский»

Данная программа предназначена для обучения детей 6 – 7 лет....

Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса

Разработка программы дополнительного образования по английскому языку "Удивительный английский" для 1 класса...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку "Песня на английском языке"

Рабочая программа дополнительного образования «Песня на иностранном языке » для  3-9  классов  разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным язык...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку "Песня на английском языке"

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку  "Песня на английском языке"...