Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Аудирование».
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Алена Викторовна Алексеева

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка. Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭи ОГЭ обязательного минимума содержания  основного  и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка  учеников к ОГЭ и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

       При этом я считаю очень важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий и приёмов к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений и приёмов для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

      Рассмотрим самые приемлемые задания и приёмы для подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по 1 из основных разделов, представленных в ОГЭ и ЕГЭ –  аудирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Раздел "АУДИРОВАНИЕ"28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Аудирование».

Являясь одним из самых сложных видов речевой деятельности, восприятие на слух требует формирования определенных умений и навыков. В условиях отсутствия реальной языковой среды, обучение аудированию предполагает помимо речи учителя использование аудиозаписей. Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации. Субъективные факторы определяются особенностями психики и уровнем сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и  речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия,  и мышления), неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования. Авторами официального информационного портала ЕГЭ выделяются типичные ошибки экзаменуемых:

- неумение выделять ключевые слова в тексте;

-  неумение игнорировать ненужную информацию;

- ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта;

- дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;

- выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

При проведении анкетирования учащиеся  из основных трудностей при аудировании учащиеся выделяют следующие:

- слишком быстрый темп звучащей речи;

-необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;

-необходимость выделять существенную информацию;

-следить за ходом мысли говорящего;

-наличие незнакомых слов;

- сохранение внимания;

-необходимость удерживать информацию в памяти;

-воспринимать особенности произношения;

-адаптироваться к смене говорящего.

Можно сделать вывод, что  необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления. Опираясь на опыт  подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех  зависит от ее эффективности. Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и  целенаправленно  формировать  навыки аудирования,  формировать определенные общеучебные и специальные умения. Руководствуясь психологическими особенностями процесса понимания, а также трудностями понимания аутентичного текста система упражнений, направленных на развитие аудитивных умений, должна быть построена на следующих принципах:

-направленность на достижение  конечных(промежуточных ) целей;

-направленность на преодоление психологических/лингвистических сложностей воспринимаемой на слух речи;

- направленность на совершенствование рецептивных механизмов аудирования;

-учет специфики структурной организации аудирования как вида речевой деятельности;

- система упражнений должна содержать упражнения для предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы;

-система упражнений должна обеспечивать понимание текста, как на уровне значения, так и на уровне смысла.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ:

1. Упражнения на развитие речевого слуха.

При развитии речевого слуха можно использовать  упражнения со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Хорошим источником подобного аудирования являются учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста.   Широко используется и направленное аудирование- на узнавание  конкретных слов,структур, извлечение конкретной информации. Это задание может сопровождаться   заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов).

2.Упражнения на тренировку памяти:

1) Согласиться  с утверждениями или опровергнуть  их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.

2) Запомнить информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности.

3) Прослушать слова и сгруппировать по признаку.

4)Расширениепредложений.

Kate  is  a teacher/My sister Kate is a teacher/ My older sister  Kate is a teacher/ My older sister Kate  is a teacher in London/My older sister Kate is a high school math teacher in London/ My older sister Kate has been a high school math teacher in London  for  5 years.

5)Описание фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся  говорит 1 предложение, относящееся к иллюстрации. Следующая группа должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.

3. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования:

1) Подобрать как можно больше определений /синонимов/антонимов к словам.

2) Составить возможные словосочетания с  наречиями/глаголами…

3)В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания.

4) Упражнения на логическое развитие замысла, предполагающие умение закончить фразу.

5)Определить содержание по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

6)Прочтите/ прослушайте заголовок и скажите о чем  будет идти речь в данном тексте.

7) Прослушайте предложения первого абзаца и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

4. Упражнения, развивающие умения находить в тексте специфическую информацию:

1)Просмотрите статью и определите основную тему, опираясь на ключевые слова.

2) Просмотрите текст и скажите, содержит ли он интересующую вас информацию.

3) Просмотрите текст и определите его характер (описание, рассуждение, повествование).

4) Просмотрите текст и скажите, есть ли в нем ответы на поставленные вопросы.

5. Упражнения, развивающие умения понимать главное в тексте:

1)Выразите согласие/ несогласие с приведенными ниже утверждениями.

2) Ответьте на вопросы к тексту.

3)Выберите правильный ответ из нескольких данных.

4) Составьте план прослушанного.

6.Упражнения, способствующие полному и точному пониманию всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание:

1)Опираясь на прослушанный текст, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

2)Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание прослушанного текста.

3)Прокомментируйте предложения из прослушанного текста.

7.Упражнения на использование вокабулярадляразвитие стратегий предвосхищения:

1)Дайте наибольшее количество вариантов, которые можно использовать, чтобы закончить предложения.

2)Определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова.

3)Сгруппируйте слова с одинаковым корнем/суффиксом/приставками  и  догадайтесь об их значении.

4) Используя  указанные слова, заполните пропуски и восстановите предложения.

8.Упражнения в идентификации маркеров дискурса:

1) Прочтите опорные слова и словосочетания и назовите тему текста.

2) Определите, какие слова относятся к второстепенной информации.

3) Исправьте ошибки в данных предложениях после прослушивания текста.

Ряд приёмов при подготовке учащихся к разделу «Аудирование»:

1.Методический прием «Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово Учащимся предлагается записать все  слова или фразы  по данной теме.

2. Создание кластеров является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.

3. Стратегия «Ассоциации». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорятс  чем оно у них ассоциируется.

4.Одними  из эффективных способов являются  использование   тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления(определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

5. Прием «Дерево предсказаний» направлен на  прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии рассказа. Выполняя это задание, учащиеся учатся уметь отличать факты от предположений и личного мнения.

6. Учащиеся сначала читают одну  роль  в  диалоге, потом они пытаются восстановить   вторую, затем  прослушивают диалог и сравнивают.

7.Учащиеся слушают часть истории, выдвигают свои идеи окончания истории, после прослушивания сравнивают.

8.Учащиеся читают заголовки, выдвигают идеи, что случилось, затем слушают текст и сравнивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия подготовки к ЕГЭ. Раздел « Аудирование».

Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по Английскому языку в разделе "Аудирование"....

Подготовка к ЕГЭ, раздел "Аудирование"

Подготовка к ЕГЭ, раздел "Аудирование"...

Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Чтение».

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»...

Подготовка к ЕГЭ. Раздел Аудирование.

Материал презентации разъясняет стратегию выполнения заданий по аудированию....

Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке

Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...

Подготовка к ОГЭ. Раздел "Аудирование"

quot;Practice makes perfect"  - это значит, что ежедневно повторяем и совершенствуем знание языка....

Подготовка к ОГЭ. Раздел "Аудирование"

quot;Practice makes perfect"  - это значит, что ежедневно повторяем и совершенствуем знание языка...