Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
статья на тему
примеры заданий,контролирующие формироание грамматических, лексических и фонетических навыков на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_sposoby_kontrolya_grammaticheskih.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы контроля грамматических, лексических и фонетических навыков
Крутякова К.А, 1 курс
Казанский инновационный университет, г. Казань
Научный рукводитель: д.п.н, профессор Фахрутдинова Р.А
С вопросом поиска новых и более эффективных способов контроля сформированности навыков сталкиваются как молодые педагоги, работающие в системе образования совсем недавно, так и опытные преподаватели, уставшие от однообразных заданий. Контроль занимает чрезвычайно важное место в обучении иностранному языку, ведь без контроля ученик не может получить объективную оценку уровня своих знаний. Проведя интервью с педагогами английскому языку школы №12 Вахитовского района города Казани, я составила список популярных и наиболее эффективных способов контроля лексических, фонетических и грамматических навыков, которые используются педагогами в учебном процессе. Также предлагаю свои упражнения для контроля навыков, которые были разработаны мной при работе в школе.
Примеры заданий контроля сформированности лексических навыков:
- Эстафета - по одному ученику из нескольких команд (от 2 до 4 команд) выходят к доске и пишут на ней слово на иностранном языке по пройденной теме, передают мел следующему участнику его команды. Игра проходит в течение пяти минут, выигрывает та команда, которая написала наибольшее количество слов без ошибок. Можно скрывать записи команд друг от друга во избежание списываний.
- Крайняя буква – соревнование между несколькими командами, где в порядке очереди участники называют одно слово по определенной теме, следующая же команда называет слово на букву, которая была последняя в слове у предыдущей команды. Сложность состоит в том, что в данной игре необходимо знать не только слова, но их их написание, ведь орфография крайне сложна, можно не знать перевод слова, которое говорит команда, но букву, на которую заканчивается слово знать обязательно.
- Крестики-нолики - учитель может чертить поле для игры на доске, а может изготовить многоразовое поле из ватмана и нарисовать карточки с крестиками и ноликами. Учащиеся делятся на две команды, по очереди команды ходят, называя слова по теме и прикрепляют значок своей команды (крестик или нолик) в поле для игры.
- Домино - каждая деталь домино состоит из трех частей- на одной части слово на иностранном языке, на второй- изображение какого-то предмета, а на третьей-слово на русском языке. В процессе игры выстраивается цепь из деталей домино, соприкасающихся половинками со словами соответствующего перевода.
- Лото – учащимся раздаются карточки с пронумерованными полями. Это могут быть как однозначные цифры, так и двузначные, и трёхзначные. Ведущий достает листочки из мешочка и называет цифру. Ведущим может быть педагог, а может быть ученик. Тот, чья цифра прозвучала, закрывает ее в своей карточке. Выигрывает тот, кто первый заполнит одну горизонтальную линию в своей карточке.
- Кроссворды - можно дать задание придумать кроссворд по пройденной теме. Простой вариант кроссворда - в задании указывать слово на русском языке или картинку, означающая загаданное слово. Трудный вариант кроссворда - самостоятельно придумать формулировку задания на русском языке, либо на английском – подходит для старшей ступени СОШ с высоким уровнем владения иностранным языком.
- Пропавшие буквы – ученики должны вписать недостающие буквы. Такое задание можно давать в качестве устной работы в начале урока в виде презентации.
- Найди соответствия - карточки со словами разделены на два столбика, необходимо соединить стрелками слова и перевод. Второй более сложный вариант – в первом столбике написано названия достопримечательностей, а во втором название города. Необходимо линиями соединить город и место, которое можно найти в этом городе. Данный тип задания также направлен на проверку социокультурной компетенции.
- Путаница – составление слова из перепутанных слов.
- Составь слово - преподаватель дает длинное слово, из которого нужно составить максимум других слов.
- Третий лишний - в ряде слов найти лишнее, которое тематически не подходит к этому ряду.
- Найди пару- даны четыре пары слов, необходимо выбрать ту пару, которая наиболее логично связана по смыслу.
14.Цепочка – ученикам необходимо всем вместе придумать предложение, добавляя выученные слова. Например: первый ученик говорит «I», второй - «I go», третий - «I go to», четвертый - «I go to the cinema» и т.д.
Самый правильный показатель сформированности лексического навыка - это правильность и быстрота выполнения заданий. Существует огромное множество задания для контроля лексических навыков, и каждый педагог выбирает упражнения в зависимости от целей урока и возможностей класса.
Можно бесконечно перечислять задания для контроля сформированности лексического навыка. Важно помнить, что регулярный контроль создает основу для самоконтроля, учащиеся критически оценивают свои знания, и это значительно обогащает процесс обучения.
При быстром и правильном выполнении учащимися грамматических заданий педагог может понимать уровень сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений, по мнению учителей английского языка, должны быть в форме тестов, поскольку они помогают наиболее объективно оценить уровень знаний, экономичны по времени проведения и проверки, а также имеют массовый характер.
Ролевые игры можно отнести к естественному способу контроля грамматических навыков, в процессе игры ученики сосредоточены на содержании игры, а не на том, как правильно сказать то или иное предложение, именно в такие моменты проявляются пробелы. Таким образом, ролевые игры выполняют также функцию диагностики.
При проведении грамматического контроля стоит соблюдать некоторые рекомендации:
1. Найти правильный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не пытаться исправить все ошибки сразу.
2. Пообщрать использование разнообразных грамматических структур, даже если их первичное употребление приводит к ошибкам. Ошибки - это не всегда показатель пробелов, иногда это показатель амбиций учащихся в изучении английского языка, их перехода от простых грамматических форм к более сложным, которые близки к уровню независимого пользователя.
3.Воспитывать бережное отношение к анлийскому языку, побуждать учеников к самообразованию, учить самостоятельно исправлять свои ошибки
Упражнения, помогающие эффективно оценивать уровень грамматических навыков:
1.Аналитические упражнения:
- выбрать необходимую грамматическую форму, которую нужно использовать в данных русских предложениях при их переводе на французский язык;
-определить значение грамматической формы в определенном контексте;
-выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий;
2.Имитативные упражнения:
Выполняя данные упражнения, ученики выполняют речевую задачу, находя языковые формы в высказывании педагога и применяют их, не меняя.
3.Подстановочные упражнения - в процессе выполнения этих упражнений ученики меняют лексические единицы в структуре определенной грамматической формы.
4.Трансформационные упражнения - ученики, выполняя подобные упражнения, преобразовывают реплику собеседника, меняя лицо, время, число, порядок слов и т.д.
5.Упражнение на словообразовательный анализ.
Например:
- определить значение терминов по известным словообразовательным элементам;
- подобрать однокоренные слова к данной лексической единице;
- заполнить таблицу, иллюстрирующую структурно-семантический принцип
6. Сравнение предложений. Педагог дает учащимся несколько разных грамматических структур с частично схожими формами, необходимо сравнить и объяснить разницу.
7. Ситуативные упражнения. Учитель предлагает ученику попасть в абстрактную ситуацию и описать с помощью определенных грамматических форм описать историю, которая с ним приключилась, или о выдуманной истории, которая может с ним приключиться. Таким упражнением педагог контролирует знания о временах глаголов английского языка.
В данном списке были приведены примеры упражнений, которые пользуются успехом при контроле грамматических навыков у педагогов английскго языка школы №12 среди учащихся среднего уровня.
Что касается способов контроля фонетических навыков, задания могут быть разнообразны. Приведем несколько примеров, которые более популярны:
1. Чтение. Учащиеся по цепочке читают слова, содержащие изученный звук, стихи или микротексты. Это могут быть стихи, которые ученики раздают друг другу как домашняя заготовка и читают на оценку.
2. Найди ошибку. Аудирование с целью поиска фонетических ошибок и дальнейшее их исправление.
3. Разнообразие языка. Учащиеся слушают несколько разных текстов и распознают диалекты.
4. Настроение. Педагог озвучивает миктротексты с разной интонацией, задача учеников определить отношение к чему-либо.
5. Хороший слух. Учитель читает ряд слов, ученики же в свою очередь узнают слова на слух, запоминают и воспроизводят.
6. Скороговорки. Конкурс чтения скороговорок. Соревнования могут проводиться на скорость среди команд.
7. Шляпа. Учащиеся вытягивают листочек с названием эмоции или интонации, и учитывая ее произносят одну и ту же фразу.
8.Узнай меня. Распознавание звука может происходить несколькими вариантами:
- Поднимите руку, если услышите звук […];
- Хлопните в ладоши, если услышите английский звук, или топните ногой, если услышите русский звук;
- Прослушайте пары слов, поставьте «+», если слова звучат похоже, и «–», если слова звучат по-разному;
- Послушайте слова, подчеркните в тексте звук […];
- Послушайте слова и соотнесите их со звуками, которые встречаются в этих словах;
- Послушайте слова и выберите те, которые рифмуются между собой;
- Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в нем встретился звук […].
Таким образом, приведенные фонетические упражнения можно рекомендовать для использования в процессе обучения французскому языку на начальном этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль грамматических навыков
Контроль грамматических навыков...
контроль грамматических навыков. 9 класс
работа позволяет определить уровень усвоения времен активного залога у обучающихся 9 классов...
Грамматические игры как эффективное средство формирования грамматических навыков
Проблема использования игр в методике не нова. Её актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаем...
Контроль сформированности лексических навыков
Методическая разрабтка для молодых учителей...
Подготовка к празднику (контроль сформированности лексических навыков)
Ученики должны вставить слова в предложения по смылу...
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Данные игры преследуют цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, р...
Материал к уроку английского языка: Грамматические, лексические и фонетические игры.
Пояснительная записка Игра – одна из замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и ...