Электронные образовательные ресурсы на уроке иностранного языка
статья на тему
ЭОР: классификация и преимущества в использовании на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:
• электронную почту;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети (Chat).
В классной работе могут использоваться:
- мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, экран или телевизор);
- интерактивные доски.
Если урок иностранного языка проходит в классе, оснащенном несколькими компьютерами, то это преимущество также может быть использовано в процессе обучения. Такие классы прекрасно подходят для проектной и любой другой работы, предполагающей учебное сотрудничество и деление учащихся на группы. Внутри группы учащиеся распределяют функции: кто-то ищет информацию в Интернете, кто-то разрабатывает формат презентации и оформляет результаты проекта. Таким образом снимается типичная проблема уроков по проектной методике, при которой часть работы, в частности сбор информации и техническое оформление презентации, фактически переносится на дом.
В старших классах несколько учащихся, сидящих за одним компьютером, могут также заниматься совместным языковым анализом и выработкой тактики подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (например, «Тренажер для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку»).
Компьютерный класс или персональный компьютер у каждого ученика предоставляет учащимся большие возможности для самостоятельной работы, работы по локальной сети, общению в чате с одноклассниками и учителем и т.д. В рамках такого урока учащиеся могут выполнять различные тесты (например, диагностические), результаты которых могут быть обсуждены с учителем в классе и затем доработаны дома.
Классификация электронных образовательных ресурсов
В рамках как урока в классе, так и дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки. Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут выступать и интерактивные задания.
Рассмотрим основные типы ЭОР.
- Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как: иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах в классе. К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики.
Анимации как правило представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии. Сюда же относятся видеофрагменты - результаты реальной видеосъемки.
- Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты
Под интерактивными ресурсами (таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.
- Учебные словари
К данному типу материалов относятся, например, учебные словари французского и немецкого языков. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, размещенные в Интернете.
- Электронные задания
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры.
Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:
1) Процесс обучения становится более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ или ОГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
2) Интерактивный подход в обучении: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие;
3) Разнообразие видов и форм учебной деятельности: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
4) Коммуникативный подход: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
5) Использование аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
6) Автономность учащихся: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.
На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности.
Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации.
Использование ЭОР нацелено на:
- развитие интереса;
- повышения мотивации;
- активность субъекта учения;
- интерактивность;
- увеличение самостоятельности;
- развитие креативности;
- самореализацию и социализацию учащихся.
Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.
Приложение
Электронные образовательные ресурсы, эффективно используемые на уроках немецкого языка (+ внеклассная деятельность):
- Начальная школа
Компьютерные развивающие игры:
«Немецкий алфавит»
«Считаем по-немецки»
- Развивающие игры для средних классов:
"Плоские фигуры по-немецки" - Игра помогает запомнить названия геометрических фигур по-немецки, развивает память и внимание;
"Объемные фигуры по-немецки" - Игра помогает запомнить названия геометрических фигур по-немецки, развивает память и внимание;
«Коты м ящики» - дидактическая игра на изучение немецких предлогов и наречий.
Компьютерные развивающие программы для разных классов на дисках:
«Lerne Deutsch!»
«Eure Talk»
«Письмовник» - для обучения письменной речи в старших классах;
«ЕГЭ» - задания по ЕГЭ по немецкому языку;
«Немецкие народные песни» - для внеклассной работы;
Создание и использование мультимедийных презентаций по различным темам:
Использование электронных учебников, электронных учебно-методических пособий, тренажёров, On-line-тестов:
− Тренажёры по ЕГЭ – на дисках и в Интернете
− Репетитор-тренажёр «Электра» - Грамматика немецкого языка
− Тренажёры для сдачи экзаменов на сертификат института Гёте
− Экзамены, сертификаты, тесты по немецкому языку Startdeutsch
− тесты по немецкому языку онлайн – DEUTSCHKURS
− Тесты Studygerman
Интернет-ресурсы, используемые на уроках французского языка
- http://www.educnet.education.fr/dossier/rechercher/media4.htm
- http://lepointdufle.net/
- http://www.netprof.fr/
- http://www.ccdmd.qc.ca/fr/jeux_pedagogiques/?id=1088&action=animer
- http://phonetique.free.fr/alpha.htm
- http://www.studyfrench.ru/topics/
- http://www.tv5.org/TV5Site/enseigner-apprendre-francais/collection-21-Actualite_Infos_d_Europe.htm
- http://platea.pntic.mec.es/~cvera/hotpot/chansons/
- http://fr.lyrsense.com/
- http://www.frmusique.ru/
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
2. Беляева Н.В. Роль средств мультимедиа и интернет-ресурсов в развитии умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником./ Беляева Н.В. // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. Выпуск 9, том 2. – М.: МГПИ – 2010– с. 20–28.
3. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М.. Принципы разработки электронных учебных курсов для средней школы. // «Информатика и образование» – 2006 – №10 –с. 95-98 5. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., 6. Чернова С.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе// Педагогические чтения «Гармония 2008», СОШ № 3, г. Гай Оренбургской области - 2009.
4. http://eor.edu.ru – Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности.
5. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование». 12. http://www.school.edu.ru/ – «Российский общеобразовательный портал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку
презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664813-1441831156.jpg)
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
выступление на секции...
Достоинства использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
Анализ и описание достоинств использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760501-1456294814.jpg)
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159967-1354904430.jpg)
Современные образовательные технологии: из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на уроках английского языка
Презентация будет полезна преподавателям английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-644236-1435085849.jpg)
Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367148-1637930275.jpg)
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...