Электронные образовательные ресурсы на уроке иностранного языка
статья на тему
ЭОР: классификация и преимущества в использовании на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:
• электронную почту;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети (Chat).
В классной работе могут использоваться:
- мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, экран или телевизор);
- интерактивные доски.
Если урок иностранного языка проходит в классе, оснащенном несколькими компьютерами, то это преимущество также может быть использовано в процессе обучения. Такие классы прекрасно подходят для проектной и любой другой работы, предполагающей учебное сотрудничество и деление учащихся на группы. Внутри группы учащиеся распределяют функции: кто-то ищет информацию в Интернете, кто-то разрабатывает формат презентации и оформляет результаты проекта. Таким образом снимается типичная проблема уроков по проектной методике, при которой часть работы, в частности сбор информации и техническое оформление презентации, фактически переносится на дом.
В старших классах несколько учащихся, сидящих за одним компьютером, могут также заниматься совместным языковым анализом и выработкой тактики подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (например, «Тренажер для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку»).
Компьютерный класс или персональный компьютер у каждого ученика предоставляет учащимся большие возможности для самостоятельной работы, работы по локальной сети, общению в чате с одноклассниками и учителем и т.д. В рамках такого урока учащиеся могут выполнять различные тесты (например, диагностические), результаты которых могут быть обсуждены с учителем в классе и затем доработаны дома.
Классификация электронных образовательных ресурсов
В рамках как урока в классе, так и дистанционного урока на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов: анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы и правила, учебные тексты и т.д. На этапе отработки и практического использования введенных языковых единиц могут применяться интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки. Этап контроля осуществляется обычно при помощи тестов, в роли которых могут выступать и интерактивные задания.
Рассмотрим основные типы ЭОР.
- Демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы включают такие ресурсы, как: иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы по сути являются современным воплощением традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах в классе. К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики.
Анимации как правило представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии. Сюда же относятся видеофрагменты - результаты реальной видеосъемки.
- Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты
Под интерактивными ресурсами (таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.
Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.
- Учебные словари
К данному типу материалов относятся, например, учебные словари французского и немецкого языков. Словари структурированы, имеют меню, по гиперссылкам от позиций которого можно выйти в нужный раздел. Словарные единицы в ряде словарей интерактивны: при их активизации можно вызвать озвучание слова или дополнительную учебную информацию. Большое распространение получают толковые и двуязычные словари иностранных языков, размещенные в Интернете.
- Электронные задания
Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. Наиболее распространенным примером этого типа ЭОР являются всевозможные языковые игры.
Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:
1) Процесс обучения становится более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ или ОГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
2) Интерактивный подход в обучении: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие;
3) Разнообразие видов и форм учебной деятельности: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;
4) Коммуникативный подход: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
5) Использование аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;
6) Автономность учащихся: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.
На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности.
Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации.
Использование ЭОР нацелено на:
- развитие интереса;
- повышения мотивации;
- активность субъекта учения;
- интерактивность;
- увеличение самостоятельности;
- развитие креативности;
- самореализацию и социализацию учащихся.
Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.
Приложение
Электронные образовательные ресурсы, эффективно используемые на уроках немецкого языка (+ внеклассная деятельность):
- Начальная школа
Компьютерные развивающие игры:
«Немецкий алфавит»
«Считаем по-немецки»
- Развивающие игры для средних классов:
"Плоские фигуры по-немецки" - Игра помогает запомнить названия геометрических фигур по-немецки, развивает память и внимание;
"Объемные фигуры по-немецки" - Игра помогает запомнить названия геометрических фигур по-немецки, развивает память и внимание;
«Коты м ящики» - дидактическая игра на изучение немецких предлогов и наречий.
Компьютерные развивающие программы для разных классов на дисках:
«Lerne Deutsch!»
«Eure Talk»
«Письмовник» - для обучения письменной речи в старших классах;
«ЕГЭ» - задания по ЕГЭ по немецкому языку;
«Немецкие народные песни» - для внеклассной работы;
Создание и использование мультимедийных презентаций по различным темам:
Использование электронных учебников, электронных учебно-методических пособий, тренажёров, On-line-тестов:
− Тренажёры по ЕГЭ – на дисках и в Интернете
− Репетитор-тренажёр «Электра» - Грамматика немецкого языка
− Тренажёры для сдачи экзаменов на сертификат института Гёте
− Экзамены, сертификаты, тесты по немецкому языку Startdeutsch
− тесты по немецкому языку онлайн – DEUTSCHKURS
− Тесты Studygerman
Интернет-ресурсы, используемые на уроках французского языка
- http://www.educnet.education.fr/dossier/rechercher/media4.htm
- http://lepointdufle.net/
- http://www.netprof.fr/
- http://www.ccdmd.qc.ca/fr/jeux_pedagogiques/?id=1088&action=animer
- http://phonetique.free.fr/alpha.htm
- http://www.studyfrench.ru/topics/
- http://www.tv5.org/TV5Site/enseigner-apprendre-francais/collection-21-Actualite_Infos_d_Europe.htm
- http://platea.pntic.mec.es/~cvera/hotpot/chansons/
- http://fr.lyrsense.com/
- http://www.frmusique.ru/
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
2. Беляева Н.В. Роль средств мультимедиа и интернет-ресурсов в развитии умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником./ Беляева Н.В. // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. Выпуск 9, том 2. – М.: МГПИ – 2010– с. 20–28.
3. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М.. Принципы разработки электронных учебных курсов для средней школы. // «Информатика и образование» – 2006 – №10 –с. 95-98 5. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., 6. Чернова С.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе// Педагогические чтения «Гармония 2008», СОШ № 3, г. Гай Оренбургской области - 2009.
4. http://eor.edu.ru – Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности.
5. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование». 12. http://www.school.edu.ru/ – «Российский общеобразовательный портал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку
презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
выступление на секции...
Достоинства использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
Анализ и описание достоинств использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка...
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Современные образовательные технологии: из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на уроках английского языка
Презентация будет полезна преподавателям английского языка...
Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы,...
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...