Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
методическая разработка

Елисеева Татьяна Викторовна

В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных целей обучения; производится обзор ресурсов, рекомендуемых для использования на уроках иностранных языков на примере обучения английскому языку.

Настоящие методические рекомендации адресованы, прежде всего, преподавателям иностранных языков в организациях дополнительного образования детей.
 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»

Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам
в организациях дополнительного образования детей

Автор-составитель:

Елисеева Татьяна Викторовна,
старший методист

Санкт-Петербург 2021

Аннотация

В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию
и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных целей обучения; производится обзор ресурсов, рекомендуемых для использования на уроках иностранных языков на примере обучения английскому языку.

Настоящие методические рекомендации адресованы, прежде всего, преподавателям иностранных языков в организациях дополнительного образования детей.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения электронных образовательных ресурсов
в обучении иностранному языку

1.1. Основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
1.2. Цели использования электронных ресурсов на уроке английского языка
1.3. Интернет-ресурсы, применяемые на уроках
Глава 2. Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке иностранного языка
2.1. Использования ресурсов сети Интернет на различных этапах урока
2.2. Применение на практике полученных знаний через работу с аутентичным материалом

 2.3. Развитие речевых умений с помощью электронных образовательных материалов из сети Интернет
2.4. Проектная деятельность

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сегодня необходимым условием качественного современного образования является грамотное сочетание традиционного обучения с инновационными современными технологиями. С появлением информационных технологий у педагогов появились дополнительные возможности сделать обучение более индивидуальным,
в соответствии с возможностями и потенциалом каждого обучающегося. Такой дифференцированный подход дает выраженный положительный результат, так как создает условия для ситуации успеха деятельности каждого ученика, оказывая положительное эмоциональное подкрепление и, таким образом, влияет на мотивацию
к обучению.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,
а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают
и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности обучающегося. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Модернизация образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим вопрос использования электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности стал наиболее актуальным перед педагогами. Это подтверждено увеличившимся за последние годы количеством научных работ и исследований по этой теме (Кубичев Е.А., Нестерова Н.В., Полат Е.С. и другие). В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала обучающихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Ресурсы сети Интернет могут стать помощью в изучении иностранного языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями [3].

Информационные технологии в обучении иностранным языкам и культуре – это техническое оснащение учебного процесса в виде электронных устройств и ресурсов. Иными словами, это - «умные орудия» (intellectual tools), опосредующие обучение
и учение. Информационные технологии всегда представляют собой неразрывное единство инженерного решения и заложенного в нем педагогического ресурса.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения программы. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс повышает авторитет учителя в школе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции, актуальные вызовам времени.

Информатизация системы образования сопровождается исследованиями вопросов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
и внедрением результатов этих исследований в образовательную практику [2].

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) сегодня понимаются
и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в  тестовой форме
и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и  мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах.

Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием Электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Глава 1. Теоретические основы применения электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку

1.1. Основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов

         В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что необходимым условием качественного современного образования сегодня является сочетание традиционного обучения
с инновационными современными технологиями. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения программы. Такой дифференцированный подход дает выраженный положительный результат, так как создает условия для ситуации успеха деятельности каждого обучающегося, оказывая положительное эмоциональное подкрепление и, таким образом, влияет на учебную мотивацию.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

 В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными [3].

Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических
и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным
и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации
и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную
и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить преподавателя
на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером
и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим [6].

Применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся.

Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

- восполнить дефицит источников учебного материала;

- развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;

- объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов:

• обучающие;

• информационно-поисковые;

• демонстрационные;

• моделирующие;

• тренажёры;

• контролирующие;

• учебно-игровые и т. п.

Преподаватель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения
и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления
и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для обучающихся.

1.2. Цели использования электронных ресурсов на уроке английского языка:

1.    Создавать условия для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами помощью ИТК.

2.    Создавать условия для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма обучающихся с помощью ИТК.

3.    Создавать условия для развития социокультурной компетенции через знакомство обучающихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках.

4.    Создавать условия для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развитие речевых умений обучающихся с опорой на материалы Интернет-сайтов.

5.  Создавать условия для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление обучающихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

6.   Создавать условия для развития таких качеств как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью
в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.

1.3. Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.

1) Материалы для аудирования, размещенные на сайтах https://lingvoelf.ru/. Также для работы на уроках и факультативах (элективах) сайт можно использовать следующие ресурсы: www.elllo.org, https://www.esl-lab.com/ – здесь материалы разделены
по уровням сложности,  http://www.focusenglish.com/ – аудиоматериалы
на американском английском и www.youtube.com.

2) Флэш-игры, флэш-мультфильмы, предлагаемые сайтом https://english-lessons-online.ru/, помогают создавать на уроке игровую атмосферу и в то же время являются источником аутентичного материала.

3)      Для восполнения «пробелов в знаниях» обучающихся сайт http://www.eltgames.com  предлагает различные типы тренировочных упражнений, которые можно использовать на различных ступенях обучения.

4)  Видеоролики и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают
в знакомстве с иноязычной культурой.  Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье
http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/customs/questions/theQueen.htm, или ролики, дающие характеристику штатам США, помогают в выполнении упражнений
по теме «Географическое положение США», «Достопримечательности США» и другие, http://www.youtube.com/watch?v=f8WlJwiQ2G0&feature=related.

5) Видеоролики с детскими песенками, (например, песенка http://www.youtube.com/watch?v=FrsM9WggCdo&feature=related) используемые
на начальном этапе помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических, грамматических навыков на уроке.

6)   Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:

http://www.native-english.ru/exercises,

http://www.study.ru/online/tests/english.html,

http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,

http://www.learnenglish.de/

http://www.studyenglishtoday.net/

http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html

6) Презентации, созданные в программе PowerPoint на различные темы на сайте «Сеть творческих учителей»:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&tmpl=com

7) Цель работы с англоязычными сайтами заключается в развитии умений обучающихся ориентироваться в структуре их работы, восприятия аутентичного материала, овладение языковой и речевой компетенциями через тренировку в использовании лексического, грамматического, фонетического материала (источником которых являются англоязычные сайты), в основных видах речевой деятельности.

Глава 2. Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке иностранного языка

       Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для обучающегося в изучении иностранного языка, поскольку большинство обучающихся любят все, что связано с всемирной паутиной. Поэтому работа с Интернетом уместна на всех этапах урока.

 2.1. Использования ресурсов сети Интернет на различных этапах урока

  • Введение нового материала

      Просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни англоязычных стран, способствует более полному пониманию темы урока. Например, ролики, посвященные географии США, Великобритании, Австралии.

     Работа с песнями, рекомендуемыми к изучению иностранного языка на любом этапе обучения, способствует более быстрому овладению знаниями по различным темам. Например, работа с песнями из репертуара музыкальных групп, может быть расширена за счет показа видеороликов http://ru.youtube.com/watch?v=xK3mVxGfzPY&feature=related.

  • Закрепление полученных знаний

Обучающиеся охотнее изучают материал, если в дальнейшем им предлагают поработать с применением мультимедийного проектора (презентация слайдов
с заданиями к ранее изученному тексту) или выполнить задания, взятые из сети Интернет  http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm.

Разрабатывая уроки с использованием ИКТ, рекомендуется создавать презентации
по определенным темам для демонстрации во время урока и лучшего усвоения материала обучающимися.

2.2. Применение на практике полученных знаний через работу с аутентичным материалом

Такая деятельность помогает обучающимся получить жизненный опыт, непосредственно обращаясь к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким как

а) заполнение анкет.  Анкеты взяты с сайтов http://www.youtube.com/signup?next=%2Findex  

http://www.universetranslation.com/standards.html?gclid=CJvvnvLS4JUCFQyN1QodgD3YXA помогают учащимся правильно заполнить свои анкетные данные;

б) работа с расписанием поездов поможет ориентироваться в работе с подобными таблицами;

в) работа с картой прогноза погоды. Карта, размещенной на сайте BBC http://www.bbc.co.uk/weather/ и распечаткой с этого сайта позволяет получить интересующие сведения о прогнозе погоды;

г) работа с географическими картами http://www.external.stir.ac.uk/maps/uk_map.htm-

карта Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. http://www.usaamerica.info/page2.htm – карта  США. Подобный вид работы необходим для определения местоположения городов, определения географического положения англоязычных стран, изучения топонимов;

д) работа с англоязычными сайтами.

Самостоятельный поиск необходимой информации на таких сайтах
как  
http://www.bbc.co.uk, http://www.answers.com/  помогает развивать компенсаторную, социокультурную компетенции, умение организовать самостоятельную работу.
Сайт http://www.friendsabroad.com/, рекомендуемый для углубления знаний
по английскому языку, способствует развитию всех видов коммуникативных компетенций обучающихся.

Знакомство со структурой работы англоязычных сайтов на уроке помогает ориентироваться студентам в работе с Интернетом, стимулирует дальнейший интерес
к работе с этим или иным сайтом.

2.3. Развитие речевых умений с помощью электронных образовательных материалов из сети Интернет

Обучение аудированию

Сайт компании LucentTechnologies, ее подразделение BellLabs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке.  Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко
что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить
у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя
в Интернет.

Обучение чтению

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях
в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату
в агентство новостей, а своих студентов - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.

Медиа ресурсы на английском языке:

-  The Washington Post  http://www.washingtonpost.com/

Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. Как любое издание периодической печати, web-газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).

В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит обучающимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее
с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка – send us feed back, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу «сегодняшние журналисты» – «Today’s Columnists», где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстренная связь с главным действующим лицом статьи.

- CNN World News http://cnn.com/world

- ABC News http://www.abcnews.go.com/index.html

- BBC World Service http://www.bbc.co.uk/worldservice

- The Washington Times http://www.washtimes.com

- The New York Times http://www.nytimes.com

Все эти и другие новостные агентства имеют похожую удобную для пользователя структуру дерева ссылок. Название и количество рубрик может варьироваться
от издательства к издательству, однако все они охватывают основные сферы жизнедеятельности человека.

BBCWorldService http://www.bbc.co.uk/worldservice предоставляют возможность
не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости
в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется
с помощью ссылки CONTACT US.

ABCNews http://www.abcnews.go.com/index.html сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа
на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.

CNNWorldNews http://cnn.com/WORLD также предоставляют информацию
на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно, вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK).
The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.

Можно предложить обучающимся работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всех студентов
в сочетании с дифференциацией заданий: сильные студенты могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить обучающимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Результатом такой работы может стать создание своей странички, посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств. Здесь же необходимо указать гиперссылки на источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка времени имеет также свои преимущества: досконально изучив проблему, студенты будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого студента или всей группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, обучающиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения - ведь понимание, установление причинно-следственных связей - это единственно правильная основа для выхода из конфликта.

Основным достоинством такой работы является то, что студенты получают доступ
к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Студенты могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Пример активного участия сайт http://youngvoicesoftheworld.com/.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты. Можно осуществить международный обмен письмами в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее
и дешевле.

Найти партнеров по переписке для своих студентов можно обратившись
с соответствующим запросом в TESL-L
computer-assistedlanguagelearningsub-branchlistserv@cunyvm.cuny.edu/, listserv@cunyvm.bitnet или TESLK-12 listserv@cunyvm.cuny.edu.

Также по средствам электронной почты можно контролировать письменные домашние задания. Современной молодёжи намного интереснее, например, написать сочинение
в электронном варианте и отправить его по E-mail преподавателю, чем писать это сочинение в тетради.

Обучение говорению

 Использование Интернет-ресурсов для подготовки к высказыванию на уроке помогает составить информативное сообщение, составить полный ответ по заданной теме. Например, эссе по теме «Штаты США», «Неформальные молодежные движения». Высказывания монологические, диалогические с опорой на информацию, взятую
из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом обучающихся
к темам http://www.youtube.com/watch?v=LIifh6aHsQM&feature=fvw.

2.4. Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет обучающимся приобрести дополнительные знания
в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю персонального компьютера. Обладая значительными ресурсами, ИКТ помогают в самореализации обучающихся. Это улучшает процесс развития ключевых компетенций. Компьютер дает возможность каждому индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством преподавателя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа студентов. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы студент творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Заключение

Внедрение ЭОР на уроках иностранного языка – является одним из самых важных результатов инновационной работы сегодня, которая позволяет, во-первых, повысить положительную мотивацию обучающихся. Многие компьютерные программы дают возможность обучающимся разнообразить обучение в игровой форме, процесс усваивания материала проходит быстрее и легче, становится познавательным
и развивающим. Во-вторых, немаловажный фактор - успешное использование индивидуальной формы работы, при которой компьютер дает возможность каждому студенту поработать над материалом индивидуально. В таком случае имеет место самостоятельная работа обучающихся, которая проявляется в проектной деятельности. Практически на каждом предмете можно применить компьютерные технологии. Использование информационных технологий позволяет сделать урок современным
и интересным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • повысить эффективность урока;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те обучающиеся, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. В течение обучения обучающиеся проявляют устойчивый интерес к изучению иностранного языка своим участием в олимпиадах
и показывают хорошие результаты.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, нужно отметить необходимым использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности. И хотелось бы надеяться, что опыт и рекомендации описанные в данной разработке будет востребован коллегами и педагогами иностранного языка.

В ходе выполнения данной работы было выявлено, что использование современных средств обучения иностранному языку, таких как компьютер, видео и аудио записей, использование телевидения, Интернета и др. позволяет:

  • Восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.
  • Повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка.
  • Полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.
  • Создать лучшие условия для программирования и контроля.
  • Осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.
  • Обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.
  • Выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.
  • Максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.

Список используемой литературы

  1. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2014.
  2. Кубичев Е.А. ИКТ в школе. М.: Педагогика, 2013. Машбиц Е.И.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2012 – С. 43-45.
  4. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос" http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm
  5. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку/ Н.В. Нестерова//Иностранный язык в школе. – 2015. – № 8
  6. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2013. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку

презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...

Методические рекомендации по использованию профессионально-ориентированных заданий при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО

Одним из перспективных направлений в преподавании иностранных языков является обучение с учетом конкретной профессиональной цели. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам т...

Достоинства использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

Анализ и описание достоинств использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка...

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образованииЭлектронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются в образовательном процессе уже ...

Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы,...