Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
выступление на секции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового.
Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Считаю, преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.
Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся.Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
В зависимости от задач урока выбирается методическое назначение образовательных электронных ресурсов:
• обучающие;
• информационно-поисковые;
• демонстрационные;
• моделирующие;
• тренажёры;
• контролирующие;
• учебно-игровые и т. п.
Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из принципов доступности её представления и необходимости её использования на конкретном этапе урока, а также социальной, практической и личностной значимости для учащихся.
Цели использования электронных ресурсов на уроке английского языка:
1. Создавать условия для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами помощью ИТК.
2. Создавать условия для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма учащихся с помощью ИТК.
3. Создавать условия для развития социокультурной компетенции через знакомство учащихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках.
4. Создавать условия для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развитие речевых умений учащихся с опорой на материалы Интернет-сайтов.
5. Создавать условия для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
6. Создавать условия для развития таких качеств как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.
1) Тексты для аудирования, размещенные на сайтах в поддержку УМК. Например, использование аудиоматериалов к учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. «Английский язык», размещенных на сайте http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования текстов.
Также для работы в старших классах на уроках сайт www.elllo.org и www.youtube.com.
2) Флэш-игры, флэш-мультфильмы, предлагаемые сайтом http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=166 в разделе в поддержку УМК “ EnjoyEnglish”, помогают создавать на уроке игровую атмосферу и в то же время являются источником аутентичного материала.
3) Для восполнения «пробелов в знаниях» учащихся сайт http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm предлагает различные типы тренировочных упражнений, которые можно использовать на различных ступенях обучения.
4) Видеоролики и сайты описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, Сайт о королеве Елизавете II и её семье http://www.woodlands-junior.kent.sch.uk/customs/questions/theQueen.htm, или ролики, дающие характеристику штатам США, помогают в выполнении упражнений по теме «Географическое положение США», «Достопримечательности США» и другие. (http://www.youtube.com/watch?v=f8WlJwiQ2G0&feature=related).
5) Видеоролики с детскими песенками, (например, песенка “Ifyouarehappy” http://www.youtube.com/watch?v=FrsM9WggCdo&feature=related) используемые на начальном этапе помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических, грамматических навыков на уроке.
6) Всевозможные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом можно взять на сайтах:
http://www.native-english.ru/exercises,
http://www.study.ru/online/tests/english.html,
http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,
http://www.studyenglishtoday.net/
http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html
6) Презентации, созданые в программе PowerPoint на различные темы на сайте «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&tmpl=com
7)Цель работы с англоязычными сайтами заключается в развитии умений учащихся ориентироваться в структуре их работы, восприятия аутентичного материала, овладение языковой и речевой компетенциями через тренировку в использовании лексического, грамматического, фонетического материала (источником которых являются англоязычные сайты), в основных видах речевой деятельности.
Использование Интернета для закрепления полученных знаний.
Учащиеся охотнее изучают материал, если в дальнейшем с ним предлагают поработать с применением мультимедийного проектора (презентация слайдов с заданиями к ранее изученному тексту) или задания, взятые из сети Интернет ( http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm).
Разрабатывая уроки с использованием ИКТ, занимаюсь созданием презентаций по определенным темам.
Знакомство со структурой работы англоязычных сайтов на уроке помогает ориентироваться учащимся в работе с Интернетом, стимулирует дальнейший интерес к работе с этим сайтом.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.
В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...
Использование Электронных Образовательных Ресурсов при обучении иностранному языку
презентация по теме "Использование ЭОР на уроках английского языка"...
Достоинства использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
Анализ и описание достоинств использования электронно-образовательных ресурсов на уроках иностранного языка...
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Электронные образовательные ресурсы на уроке иностранного языка
ЭОР: классификация и преимущества в использовании на уроках иностранного языка...
Некоторые вопросы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения давно стало реальностью, а с недавних пор, прочно вошло в нашу жизнь, даже иногда против нашей воли. Компьютеры, проекторы,...
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...