Подготовка к ОГЭ: Решение коммуникативной задачи.
статья (9 класс) на тему
Особый и важный критерий в развитии коммуникативных учений-это решение коммуникативной задачи. Для поколения учителей, которые учились и начинали работать в Советское время, это критерий новый. Поэтому стоит уделить особое внимание на соблюдение этого критерия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ: решение коммуникативной задачи | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова Ирина Владиславовна,
учитель английского языка высшей категории,
г. Сургут, 2014
Подготовка к ОГЭ: Решение коммуникативной задачи.
Продолжительный период времени в преподавании английского языка в контроле говорения и письма большое внимание уделялось лексико-грамматической стороне речи. Что в принципе доходило до абсурда - если ученик говорил правильно, но его высказывание не соответствовало заданной теме, он мог получить оценку выше, чем ученик, который смог решить поставленную задачу (например, купить подарок другу), но с ошибками по грамматике.
Сейчас, согласно кодификатору ОГЭ, и в письме и в говорении первый критерий в оценивании данных умений - решение коммуникативной задачи. Так, за решение коммуникативной задачи в говорении, ученик получает 3 балла, как в монологическом высказывании, так и в диалогическом. Также ученик получает за выполнение данного действия 3 балла в написании личного письма. Если ученик решает коммуникативную задачу не полностью - он получает от 1-2 балла. Если ученик вообще не решает коммуникативную задачу, он получает ноль баллов.
Это говорит о важности развития и формирования такого универсального действия как решения коммуникативной задачи.
Что входит в решение коммуникативной задачи согласно кодификатору ОГЭ? В устной речи - достигнута ли цель общения. В письме - ответы на три вопроса.
В заданиях ОГЭ коммуникативные задачи не очень сложные, например, нужно попросить книгу у приятеля. Данная задача не представляет большой сложности и потому коммуникативная задача решается довольно легко. Сложность состоит в том, что диалог предполагает решение 2-3 задач: запросить информацию, предоставить дополнительную информацию принять решение и аргументировать его. И здесь важно обучать учащихся быть внимательными и последовательно решать все задачи.
Не могу сказать, что устные задания на ОГЭ очень интересны и мотивирует учащихся к нестандартным решениям. Скорее наоборот, они более чем стандартны и по сути задачи повторяются.
А вот на одной из олимпиад задание для диалога мне показалось интересным именно в решении коммуникативной задачи.
Суть задания заключалась в том, что ученикам следовало выбрать по картинкам страну для проведения предстоящих каникул, и при этом оговаривалась сумма для путешествия. У них было по 1000 долларов. Страны было три: Египет (изображение пирамид), Франция (Эйфелева башня), Америка (статуя Свободы) .
Очень было интересно наблюдать ход мыслей учеников в решении проблемы - как уложиться в данную сумму, чтобы выбрать поездку «по карману».
Некоторые пары так и не смогли договориться, куда они поедут, т.е коммуникативную задачу они не решили, и не получили соответствующие баллы за решение коммуникативной задачи.
В настоящее время я работаю в 6,8-х классах и в обучении говорению я уделяю первостепенное внимание решению коммуникативной задачи.
Хочу привести несколько примеров как мы решаем коммуникативную задачу в 6-м классе:
Задание – две картинки, на одной- сломанный кран, на другой - сломанный телевизор. Нужно выбрать одну из проблем и вызвать мастера (электрика или сантехника соответственно).
Один ученик выбрал проблему - сломанный кран, но вызвал электрика , а не сантехника -не того мастера . В другой паре ученик вообще не понял, что проблему следовало выбрать по предложенной картинке и сказал, что у него нет света (использовал фразу из диалога-образца). В данных примерах ученики не полностью решили коммуникативную задачу и получили оценку ниже.
Рассмотрим пример решения коммуникативной задачи в письменном задании.
В 8-м классе было задание написать в письме другу о своем последнем визите в кафе. Ученик рассказал о национальных блюдах в России (борщ, пельмени) не упоминая, где он их ел, т.е. совершенно не сказал о самом визите в кафе. В данном случае мы снова можем говорить о том, что коммуникативная задача не решена. На экзамене за такое письмо ученик может получить 0 баллов.
Поскольку решение коммуникативной задачи является главным критерием в оценивании говорения и письма, то учителю сегодня следует обращать пристальное внимание на это умение. В связи с этим возникает необходимость в оценивании устных ответов и письменных заданиях разъяснять учащимся, что в оценку входит решение коммуникативной задачи.
В своей практике я использую 2 оценки, как в сочинениях по русскому, например, 4/5. Первая оценка ставится за решение коммуникативной задачи, вторая - за лексико-грамматическое оформление. Таким образом, я особое внимание уделяю данному аспекту, и ученики понимают важность решения коммуникативной задачи.
Литература:
- Кодификатор ОГЭ, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки урока решения обучающих задач
Урок решения обучающих задач в общей системе уроков стоит сразу после урока решения ключевых задач....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ХОРЕОГРАФИИ
На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело пользо...
Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка по теме "Спорт в нашей жизни"
Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятел...
Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"
Коммуникативность является методическим содержанием современного урока английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях д...
Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности
Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...
Моделирование учителем ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач
Ситуативная направленность обучения иностранным языкам обусловлена высокой значимостью экстралингвистических параметров коммуникации и необходимостью использования речевых ситуаций, направленных на ра...
подготовка кОГЭ по географии
Из опыта работы по подготовке к ГИА обучающихся 9 классов.Учитель географии Базанова Л.Н, МБОУ СОШ №2...