подготовка кОГЭ по географии
методическая разработка по географии (9 класс)

Из опыта работы по подготовке к ГИА обучающихся 9 классов.

Учитель географии Базанова Л.Н, МБОУ СОШ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_geografii_bazanovoy_l_1.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке к ГИА обучающихся 9 классов.

Учитель географии Базанова Л.Н, МБОУ СОШ №2

 На протяжении 3 лет веду целенаправленную подготовку обучающихся к ГИА по географии. С каждым годом накопленный опыт помогает качественно подготовить обучающихся к итоговой аттестации по географии. Подтверждением тому является положительные результаты, которые показали обучающиеся на экзамене. Успеваемость по итогам двух лет стабильна 89% (2 человека, которые не справляются с работой с первого раза, но со второй попытки сдают экзамен на отметку удовлетворительно). Качество выполненных работ составляет 42 процента, средний балл 18, средняя отметка 3,4. Результаты, которые показали мои обучающиеся в июне 2018 года на ГИА, выше мои предыдущих результатов и выше городских результатов  на 3% .

При подготовке обучающихся к экзамену выяснила, что наибольшее затруднение у обучающихся вызывают вопросы повышенной сложности.  В КИМе это вопросы под номерами 28,29 По результатам экзамена прошлого года мои обучающиеся показали результат 47% и 32% соответственно. Эти показатели немного отличаются от окружных в сторону понижения, на это тоже есть объяснение: категория обучающихся, выбравших предмет для ГИА, это обучающиеся как правило с низкими учебными способностями  и возможностями и отсутствие у многих ребят образного и пространственного мышления.

Данные задания связанные с умением выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости, и понимать географические следствия движений Земли. Эти задания оцениваются всего в один балл, отведенное время на выполнение 6 и 3 минуты, соответственно, но для качественной подготовки затрачивается большое количество времени.  Еще одним немало важным моментом является то, что эти задания составлены по темам, которую изучали на начальном этапе изучения предмета и в силу своего возрасти большая часть обучающихся не осозновала значимость данной темы. Малое количество отведенного времени не дает возможность закрепить данный материал. Поэтому подготовку к этим заданиям начинаю вместе с обучающимися с повторения темы: «Атмосфера», «Климат Земли», «Земля – планета Солнечной системы». Теоретическая часть очень хорошо освещена в школьных учебниках любого издательства и автора.  Схемы в атласах дают очень много наглядной информации по данной теме. Я предпочтение отдаю учебникам издательств «Просвещение» и «Дрофа». Подготовку организую следующим образом:

делаю акцент на осознанном чтении. Обучающиеся самостоятельно прочитывают материал по данной теме, задают вопросы, вместе обсуждаем вопросы, которые вызвали затруднения.

в тетрадь фиксируем важные моменты, обязательно заучиваем закономерности. Вспоминаем приёмы работы с картами атласа.

учимся правильно проводить анализ, сравнение.

предлагаю алгоритм, по которому выполняется задание.

обучающиеся применяют полученные знания и отрабатывают умения на практике, т.е. решают задания из КИМ.

Рассмотрим алгоритм  на примере одного задания из КИМа, задание 28.Выявление эмпирической зависимости

 Текст задания.

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

 1) Олег: «При удалении от Атлантического океана количество атмосферных осадков постепенно увеличивается».

2) Филипп: «При движении с запада на восток лето становится теплее».

3) Анастасия: «При удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее».

4) Диана: «Чем теплее зима, тем атмосферных осадков больше».

Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

 https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=344

Алгоритм подготовки.

1. Внимательно прочитайте задание.  Познакомьтесь с табличными данными.

2. Приступи к анализу высказываний. В каждом высказывании нужно проанализировать только два компонента и сделать вывод.

3. Вспоминаем прием работы с географическими картами и географическими координатами: открываем физическую карту мира для определения расположения материков, океанов и прохождения важнейших географических линий (нулевой меридиан и экватор) через эти объекты.  Выясняем, что удаленность от Атлантического океана, движение с запада на восток   определяется по долготе. Чем больше показатель долготы, в данном случае, тем восточнее, соответственно пункт удален п от Атлантического океана. Сравниваем количество осадков, делаем вывод.

4.Вспоминаем основные закономерности в географии, связанные с климатом, чем дальше от побережья Атлантического океана, тем меньше осадков, зимы суровые.

         Успех в правильном ответе на поставленные вопросы будет зависеть от правильного анализа, знаний теоретической части географического материала, образного мышления обучающихся.

 Другой пример заданий, в КИМе задание 29, где акцент делается на движение Земли вокруг Солнца.

 Текст задания

В каком из перечисленных городов 22 декабря Солнце позже всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

 

1) Шалон

2) Мюнхен

3) Кошице

4) Черновцы

Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=344

Алгоритм подготовки

1.Внимательно прочитайте задание, и выбери правильный ответ

2.Вспомни как располагается Земля относительно Солнца 23 сентября – это день равноденствия, т.е. оба полушария освещены одинаково, Солнце в зените на экваторе.  Соответственно, продолжительность дня будет изменяться при движении с севера на юг, а в дни солнцестояния ситуация меняется.

Расположение пунктов с севера на юг определяется географической широтой.

Успех правильного выполнения данного задания зависит от знаний обучающихся «основных дат» 21 марта, 23 сентября, 22 декабря, 22 июня, освещенности полушариев Земли и изменение высоты солнца над горизонтом в эти дни или в промежутках между этими датами.  Рекомендую всегда графически изображать расположение Земли относительно Солнца.  На схеме отмечают экватор, тропики, полярные круги и даты, соответственно зенитальному положению Солнца. Эта схема помогает дать правильный ответ на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка для подготовки к ГИА, география. 9 класс

Карточка для подготовки к ГИА погеографии 9 класс включает названия географических объектов, которые необходимо классифицировать в таблицу: горы, озера. реки, равнины, острова по материкам....

Памятка для подготовки к уроку географии и критерии оценки ЗУН

Данная памятка поможет каждому ученику быть готовым к уроку географии, а его родителям контролировать степень готовности. Знание критериев оценивания знаний, умений и навыков учащихся способствует бол...

Предпрофильная подготовка школьников по географии

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциац...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Приложение к календарно-тематическому планированию "Дифференцированные задания на самостоятельную подготовку", 8 класс география по учебнику Бариновой И.И.

Данное приложение содержит дифференцированные домашние задания (А- базовый уровень, В - повышенный уровень, С - продвинутый уровень) для 8 класса по географии И.И. Бариновой....

Подготовка к ВПР. География 6 класс.

В материале представлены примерные задания ВПР по гегографии 6 класс....