ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Аннотация
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем воспитать не только образованного человека, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Эстетическое воспитание играет большую роль в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека.
Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного образования относится эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы, эстетическое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenova_t.yu_.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Семенова г. Петровск-Забайкальский, Россия учитель английского языка МОУ СОШ №3 |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем воспитать не только образованного человека, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Эстетическое воспитание играет большую роль в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека.
Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного образования относится эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы, эстетическое сознание.
Понятие эстетическое воспитание неразрывно связано с термином «эстетика». Слово «эстетика» происходит от греческого «aisteticos», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. В.А. Сухомлинский в своих работах определяет эстетическое воспитание как процесс формирования чувств в области прекрасного. [6; с.195]. «Прекрасное – это и сама жизнь в её наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения».
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2; c.451].
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3; c.51]. Д.Б. Лихачев подчеркивает, что ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия принадлежит эстетическому становлению ребенка.
Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д. [4; c. 27-43]
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [3; 51].
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". [5; стр. 142] Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
В феврале 2018 года мною был прослушан вебинар: «Основы эстетики. Эстетическая культура современного учащегося» (Аленькова Юлия Васильевна) на сайте «ВИДЕОУРОКИнет». Для себя я взяла новое в теоретическом плане, где эстетическое воспитание представляется основными эстетическими категориями: прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, низменное, комическое. [7] Большую роль играет в данном случае эффективность процесса эстетического воспитания, педагог постоянно прибегает к помощи методов педагогического воздействия, таких как убеждение, разъяснение, пример, требование, система перспективных линий, поощрение и наказание. Ребенок включается в эстетически воспитывающую деятельность со всеми положительными и отрицательными чертами своей личности [3; с.113]. Огромное значение в этой деятельности приобретает формирование у школьника представления о жизненном идеале и об идеальном в окружающем мире. Притягательная сила идеалов для детей заключается в социальной ценности их содержания, в самых различных областях общественной жизни.
Также автор указывает на системность, а не стихийность эстетического воспитания. В деловом общении эстетические критерии подразумевают создание благоприятного психологического климата, корректность в отношениях, их функциональную упорядоченность, способствующую укреплению социальных связей и повышению эффективности деятельности коллектива.
В неформальном общении людей (в семье, в кругу друзей и близких), эстетической значимостью обладает умение общаться, не подавляя личности другого. Эстетически значимыми являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонация, мимика, жесты. Особенно важна культура выражения чувств, умение контролировать психологические состояния.
Процесс преподавания английского языка также имеет огромные потенциальные возможности эстетического развития личности. В школе иностранный язык выступает как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной компетенции. Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Ребята знакомятся с особенностями «другой жизни» в различных областях жизни, в том числе и в области искусства. Отношение к эстетическим ценностям, освоение их, способность творить, можно считать одними из ключевых показателей в личности школьников, которые формируются в ходе урока.
Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей ученика, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.
Изучая английский язык в школе, происходит формирование элементарных коммуникативно-речевых умений в аудировании, чтении, говорении, письме, а также осуществляется ознакомление с культурой и жизнью зарубежных сверстников.
Мне бы хотелось остановиться на изучении социокультурной информации на уроках иностранного языка, на примере УМК «Английский в фокусе» - 5 класс, авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др. [1, c.54]
На примере урока по теме «Тадж - Махал», с применением и описанием всех УУД (универсальных учебных действий) на всех этапах деятельности, мы видим, что эстетическое воспитание выступает как часть всего педагогического процесса в системе обучения иностранному языку. Перед вами таблица, в которой приведен пример урока, который ярко демонстрирует ряд категорий эстетического воспитания в целом.
№ | Этапы урока | УУД | Комментарии с точки зрения эстетического воспитания на уроке |
1. | Организационный этап. Эмоциональное вхождение в урок. | Личностные: Знание правил вежливого поведения, развитие стремления к выражению эмоций и чувств адекватным способом. Коммуникативные: Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые фразы. | Эстетическое восприятие. Учитель приветствует учащихся, настраивает детей на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи, погружает в языковую среду прослушиванием аудиофайла индийской музыки. Цель: создание атмосферы дружелюбия, симпатии и новизны. |
2. | Постановка цели урока, учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности. | Регулятивные: прогнозировать результат, владеть целеполаганием, моделировать учебную ситуацию. | Эстетическая культура. Подготовка учеников к усвоению нового материала, проводит беседу о чудесах света, одной из которых является Тадж-Махал. Корректная помощь учащимся сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения. |
3. | Актуализация и первичное закрепление знаний. | Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: Слушать собеседника, уметь правильно реагировать на предлагаемые фразы. Строить понятные для собеседника высказывания | Эстетические потребности. Важная составляющая на уроке, так как первичное закрепление знаний способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка. Хорошая основа для «ситуации успеха» в пользу ученика. |
4. | Развитие навыков аудирования с извлечением требуемой информации. | Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения. Осуществлять актуализацию полученных знаний, основываясь с опорой на личный жизненный опыт. | Эстетический вкус. Просмотр видео: «Тадж-Махал». Обучающиеся учатся замечать красоту окружающего мира, находить сходства и различия в жизни других людей. Школьники приобретают эстетические знания, формируют эстетический вкус. |
5. | Развитие умения чтения c полным пониманием. | Регулятивные: Осуществлять актуализацию полученных знаний, основываясь с опорой на личный жизненный опыт. Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, умение выяснять недостающую информацию, умение адекватно использовать материал. Познавательные: Развитие умений поискового чтения. Умений выделять существенную информацию из сообщений. | Эстетические идеалы. Для прочтения предлагается учебный текст «Тадж-Махал». Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности. Чтение играет большую роль в формировании эстетической культуры. При чтении текста возникает эстетическая реакция, переживается красота языка. Формируется творческое отношение к языку. Вовлечение учащихся в художественно-эстетическую деятельность дает высокую творческую продуктивность. |
6. | Физкультминутка. | Эстетическое общение. Знакомство с индийской йогой. | |
7. | Рефлексия. | Коммуникативные: Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате. | Эстетическая оценка. Формулировка собственного мнения, его аргументация создает навык эстетического общения. |
Мы увидели, что «красной нитью» через все УУД, запланированные на всех этапах урока, проходит эстетическое воспитание, которое находит свое отражение в развитии у обучающихся эстетической культуры, восприятия, потребностей, вкуса, идеалов, общения, оценки.
Окружающая среда также оказывает влияние на развитие эстетического воспитания. В данном случае это кабинет, где проходят уроки иностранного языка. Эстетически оформленный кабинет участвует в процессе формирования эстетической культуры учащихся. Уроки английского языка дают неисчерпаемые возможности для формирования эстетической культуры школьника. Эстетика проникает во все области деятельности ребёнка, в том числе и в речевую. Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка помогает познать красоту мира через чужой язык, культуру и обычаи других народов. Обучающиеся 5 класса эмоционально отзывчивы, обладают целостностью восприятия мира, готовностью к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Это дает возможность для формирования ценностных ориентаций у школьника эстетических чувств, вкуса, взглядов и убеждений, а также формируется эстетическое отношение учащегося к окружающему его миру.
Список использованной литературы:
- Ваулина, Ю.Е. «Английский в фокусе» 5 класс./ Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко. - Просвещение, 2016. – 164с.
- Беляев, А.А. Эстетика: словарь. // Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М.: Педагогика, 1989. – 534с.
- Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников - М.: Педагогика, 2002. - 183с.
- М. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому // Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 c.
- Рукавицын, М.М. Эстетическое воспитание детей - М.: Знание, 2002. – 432с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании. // Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 271с.
- Аленькова, Ю.В. Основы эстетики. Эстетическая культура современного учащегося. // 2018г. - сайт «ВИДЕОУРОКИнет». Ссылка на сайт: https://videouroki.net/webinar/osnovy-estietiki-estietichieskaia-kul-tura-sovriemiennogho-uchashchieghosia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка опирается на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.
Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...
эстетическое воспитание на уроках английского языка
Теоретический и практический материал по впросам эстетическог воспитания на уроках английского языка. Представлена краткая программа, планы уроков в 2,4 классах...
Этнокультурное воспитание на уроках иностранного языка
Выступление на педсовете...
Экологическое воспитание на уроках иностранного языка
Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....
Возможности общекультурного и эстетического воспитания на уроках английского языка
Среди основных положений ФГОС второго поколения – его нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и воспитательных задач. Среди целей образования всё больше...