Проектная технология изучения иностранного языка
методическая разработка на тему
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Открытия рождаются там,
где кончается знание учителя
и начинается новое знание ученика
Константин Федин
Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым своего собственного личностного опыта, где основным путем выступает творческая созидательная деятельность учащихся в разнообразных видах учебной жизни, организуемой педагогом. Реализовать творческий потенциал учащихся можно с помощью проектной технологии. Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности стимулирует их развитие и взаимодействие сразу в нескольких направлениях: информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Метод проектов является одним из ключевых методов по формированию социально-коммуникативной компетентности обучающих. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве развитие критического и творческого мышления. Данный метод органично сочетается с групповыми методами. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика соответствующую его личным интересам. Суть метода: стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Основные черты проекта
Основными чертами проекта являются:
- отнесенность проекта будущему;
- ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
- представление проекта как системы средств достижения будущего;
- определение начала и окончания проектной работы;
- четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
Определение метода проектов
Метод проектов – (от греческого – «исследование») – система обучения при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий – проектов.
Метод проектов – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания той или иной деятельности. Это путь познания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.
Основные цели метода проектов
С постановки цели начинается работа над проектом. Грамотно сформулировать цели – особое умение. Цель – движущая сила каждого проекта и все усилия его участников должны быть направлены на то, чтобы его достичь.
Выделяются следующие цели проектов:
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники дискуссии.
Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Основные требования к методу проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Существуют следующие типы проектов:
Персональные
Исследовательские
Творческие
Ролево-игровые
Информационные
Практико-ориентированные
Внутренние или региональные
Международные телекоммуникационные.
Характеристика типов проектов
Персональные проекты – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет увидеть допущенные просчеты.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Ролево-игровые проекты предполагают также открытую структуру до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой окончанию. Степень творчества очень высокая.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные проекты отличаются чётко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Внутренние или региональные проекты – это проекты, организуемые внутри школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.
Международные телекоммуникационные проекты обозначают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные и групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (до года).
Оценивание проектов
Работа над проектом предполагает творческий компонент оценивания, обычной школьной отметкой оценить проект невозможно. Желательно разработать критерии, позволяющие увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Критерии оценивания должны являться для ученика своего рода инструкцией при работе над проектом.
Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами примерный перечень критериев может выглядеть следующим образом:
Таблица «Критерии оценивания проекта»
№
Критерии
Баллы
(максимум)
1
Тема проекта. Новизна и актуальность темы. Социальная значимость работы.
5 баллов
2
Обоснование и постановка цели
10 баллов
3
Планирование путей достижения цели, оригинальность решения проблемы.
8 баллов
4
Выдвижение гипотезы проекта
8 баллов
5
Раскрытие содержания проекта. Доказательность принимаемых решений.
9 баллов
6
Соответствие тематике и цели проекта.
9 баллов
7
Умение отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, логика изложения, лаконичность.
8 баллов
8
Оформление проекта
7 баллов
9
Презентация проекта
7 баллов
10
Результаты проекта
10 баллов
Предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
«Подводные камни» метода проектов
Приступая к внедрению метода проектов в педагогическую практику, необходимо учесть следующие проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути.
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. (Поэтому разработка критериев оценивание проекта обязательна). Оценка обычно дается презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной необходимо учесть и анализ материалов портфолио проекта (проектная папка с материалами)
Главная опасность при выполнении исследовательского проекта- его превращение в реферат. Недостаточно изучить какие-либо работы и изложить их содержание. Ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
Следует отметить, что несмотря на перспективы метода проектов, его осуществление имеет ряд ограничений:
чрезмерное увлечение методом проектов в ущерб другим методам и формам обучения;
существенная затратность времени;
нечеткость критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом;
низкая мотивация студентов к реализации только метода проектов.
Эти ограничения не позволяют применять метод проектов на каждом занятии. Однако, при изучении конкретных дисциплин несколько раз употребить его целесообразно.
Заключение
Применяя проектную технологию обучения на уроках ИЯ следует отметить, что проектная деятельность может много научит детей: умению распознать проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности; умению поставить стратегическую цель и разбить её на тактические шаги; умению оценивать имеющиеся ресурсы, в т.ч. собственные силы и время, распределить их; умение добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, использовать различные источники; умение, выполнив работу, оценить её результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; умение увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная технология изучения иностранного языка | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Открытия рождаются там,
где кончается знание учителя
и начинается новое знание ученика
Константин Федин
Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым своего собственного личностного опыта, где основным путем выступает творческая созидательная деятельность учащихся в разнообразных видах учебной жизни, организуемой педагогом. Реализовать творческий потенциал учащихся можно с помощью проектной технологии. Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности стимулирует их развитие и взаимодействие сразу в нескольких направлениях: информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Метод проектов является одним из ключевых методов по формированию социально-коммуникативной компетентности обучающих. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве развитие критического и творческого мышления. Данный метод органично сочетается с групповыми методами. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика соответствующую его личным интересам. Суть метода: стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Основные черты проекта
Основными чертами проекта являются:
- отнесенность проекта будущему;
- ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
- представление проекта как системы средств достижения будущего;
- определение начала и окончания проектной работы;
- четко и ясно сформулированные критерии эффективности.
Определение метода проектов
Метод проектов – (от греческого – «исследование») – система обучения при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий – проектов.
Метод проектов – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания той или иной деятельности. Это путь познания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.
Основные цели метода проектов
С постановки цели начинается работа над проектом. Грамотно сформулировать цели – особое умение. Цель – движущая сила каждого проекта и все усилия его участников должны быть направлены на то, чтобы его достичь.
Выделяются следующие цели проектов:
- Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
- Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники дискуссии.
- Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Основные требования к методу проектов
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Существуют следующие типы проектов:
- Персональные
- Исследовательские
- Творческие
- Ролево-игровые
- Информационные
- Практико-ориентированные
- Внутренние или региональные
- Международные телекоммуникационные.
Характеристика типов проектов
- Персональные проекты – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет увидеть допущенные просчеты.
- Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
- Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
- Ролево-игровые проекты предполагают также открытую структуру до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой окончанию. Степень творчества очень высокая.
- Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- Практико-ориентированные проекты отличаются чётко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
- Внутренние или региональные проекты – это проекты, организуемые внутри школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.
- Международные телекоммуникационные проекты обозначают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные и групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (до года).
Оценивание проектов
Работа над проектом предполагает творческий компонент оценивания, обычной школьной отметкой оценить проект невозможно. Желательно разработать критерии, позволяющие увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Критерии оценивания должны являться для ученика своего рода инструкцией при работе над проектом.
Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами примерный перечень критериев может выглядеть следующим образом:
Таблица «Критерии оценивания проекта»
№
Критерии
Баллы
(максимум)
1
Тема проекта. Новизна и актуальность темы. Социальная значимость работы.
5 баллов
2
Обоснование и постановка цели
10 баллов
3
Планирование путей достижения цели, оригинальность решения проблемы.
8 баллов
4
Выдвижение гипотезы проекта
8 баллов
5
Раскрытие содержания проекта. Доказательность принимаемых решений.
9 баллов
6
Соответствие тематике и цели проекта.
9 баллов
7
Умение отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, логика изложения, лаконичность.
8 баллов
8
Оформление проекта
7 баллов
9
Презентация проекта
7 баллов
10
Результаты проекта
10 баллов
Предложенная система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также отдельные качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
«Подводные камни» метода проектов
Приступая к внедрению метода проектов в педагогическую практику, необходимо учесть следующие проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути.
- Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. (Поэтому разработка критериев оценивание проекта обязательна). Оценка обычно дается презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной необходимо учесть и анализ материалов портфолио проекта (проектная папка с материалами)
- Главная опасность при выполнении исследовательского проекта- его превращение в реферат. Недостаточно изучить какие-либо работы и изложить их содержание. Ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
- Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
Следует отметить, что несмотря на перспективы метода проектов, его осуществление имеет ряд ограничений:
- чрезмерное увлечение методом проектов в ущерб другим методам и формам обучения;
- существенная затратность времени;
- нечеткость критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом;
- низкая мотивация студентов к реализации только метода проектов.
Эти ограничения не позволяют применять метод проектов на каждом занятии. Однако, при изучении конкретных дисциплин несколько раз употребить его целесообразно.
Заключение
Применяя проектную технологию обучения на уроках ИЯ следует отметить, что проектная деятельность может много научит детей: умению распознать проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности; умению поставить стратегическую цель и разбить её на тактические шаги; умению оценивать имеющиеся ресурсы, в т.ч. собственные силы и время, распределить их; умение добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, использовать различные источники; умение, выполнив работу, оценить её результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; умение увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка.
Проектная методика-эфективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках иностранного языка. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой...
Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.
Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....
Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка на уроках
презентация: "Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка на уроках"...
Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")
Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...
Проектная технология обучения в изучении иностранного языка
Проектная технология...
Технологии изучения иностранного языка
2 технологии изучения лексии на примере французского языка....