Статья на тему: "Речь как цель и средство обучения"
статья на тему
Статья об особенностях уроков иностранного языка,так как иноязычная речь служит и целью, и средством обучения одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь как цель и средство обучения
Особенность урока иностранного языка заключается в том, что иноязычная речь служит и целью, и средством обучения одновременно.
Эта особенность связана с трактовкой дидактического принципа наглядности применительно к обучению иностранного языку, о чем писал Б. В. Беляев: «Если преподаватель физики…демонстрирует учащимся физические процессы и явления, а преподаватель химии-химические реакции, то совершенно ясно, что преподающему иностранный язык, безусловно, необходимо…демонстрировать учащемуся, как именно иностранный язык может и должен использоваться в качестве средства общения…Так как учащиеся овладевают не предметами, а новыми языковыми средствами, так как именно языковой материал является предметом их изучения, то и наглядность на занятиях должна быть преимущественно языковой»
В современной методике обучения иностранным языкам в школе, как в отечественной, так и в зарубежной, устная речь широко используется как средство обучения, что позволяет учителю приобщать учащихся к речевой коммуникации с самого начала изучения ими иностранного языка. Школьникам обеспечивается возможность слышать и видеть, как, в каких ситуациях употребляются вводимые слова или грамматические структуры посредством включения в активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов; мобилизует внимание обучаемых, стимулируется познавательный интерес.
Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета.
По определению И.А. Зимней: «Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям, даже когда они по своему происхождению гетерогенны.
В методике преподавания иностранных языков существую 4 основных подхода: коммуникативный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный. Каждый из этих подходов для решения, вопросов связанных с обучением говорению, ставит на первое место один из аспектов современного образования: нацеленность процесса обучения на коммуникацию, деятельность в процессе обучения, нацеленность на формирование языковой личности, ориентация в процессе обучения на личность обучающегося.
Язык является основным средством человеческого общения. Иностранный язык, как учебная дисциплина, отличается от других дисциплин тем самым, вызывая у учащихся трудности при изучении. Он характеризуется рядом отличительных признаков от родного языка. Усвоение иностранного языка идет путем прямого противоположным пути развития родного языка. Одной из особенностей овладения иностранным языком является его одностороннее использование в коммуникативной деятельности.
Язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности которой являются предметом других дисциплин. Также одна из особенностей иностранного языка это специфическое соотношение знаний и умений.
К каждому виду речевой деятельности, кроме того, можно подойти как к цели обучения и как к средству обучения. Так, например, устная речь как цель обучения выступает средством общения, с помощью которого происходит получение информации при аудировании, передача информации при высказывании, обмен информации при беседе, когда устная речь связана с методом применения в обучении иностранному языку. Применение устной речи – это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание им заниматься. Задания в этом случае направляют внимание учащегося на смысловое содержание высказывания при его восприятии на слух или в процессе говорения, когда самому нужно высказаться в данной ситуации. Устная речь используется и как средство обучения, с помощью которого осуществляется выработка автоматизмов в воспроизведении и трансформации (преобразовании) усваиваемых лексических единиц и грамматических структур, когда устная речь связана с методами ознакомления и тренировки и расширение языковых знаний, знаний реалий изучаемого языка. В этом случае задания, хотя и должны по возможности носить коммуникативный характер, связаны с отработкой формы, значения и употребления слова, словосочетания, грамматической формы; внимание учащегося направлено на то, как говорят, как нужно сказать в той или иной ситуации, что передает та или иная грамматическая форма, то или иное слово, словосочетание.
Говорение – один из основных видов речевой деятельности, который обладает рядом характеристик имеющих непосредственную значимость для человека. Оно также присуще, как и любой другой вид человеческой деятельности. Говорение является способом выражения мысли средствами языка. Основная проблема обучению говорению в том, что изначально существует проблема в оформлении устного сообщения из-за того, что оно является промежуточным этапом между мыслью и самим устным сообщением. Необходимо формирование соответствующих речевых навыков.
К устной речи можно подойти как к цели и как к средству обучения. В первом случае, она выступает средством общения, передачи информации и т.д. Это то, для чего изучается иностранный язык. Во втором, с помощью устной речи осуществляется выработка автоматизмов в воспроизведении и трансформации усеваемого материала.
В современной методике обучения иностранным языкам устная речь используется как средство обучения, тем самым, позволяя приобщить учащихся к речевой коммуникации с самого начала изучения иностранного языка. Используется при ознакомлении с новым учебным материалом, при тренировке и реализации метода применения. Устные тренировки упражнений дают учащимся возможность применения усеваемого материала в речи и облегчает чтение и письмо.
На среднем этапе обучения устная основа и устное опережение создают благоприятные условия для расширения знаний учащихся в изучаемом языке как грамматических, так и лексических, и, прежде всего говорения и аудирования.
Задумаемся над следующим вопросом: если речь - и цель, и средство, то какой должна быть речь учителя? Считается, что ученик всегда должен понимать сказанное учителем, но ответ не столь однозначен, как может показаться. Можно сказать, что речь учителя должна быть доступным, но недостижимым образцом для учащегося.
Как бы, однако, ни была богата и разнообразна речь учителя, она не должна занимать в сумме более 10% времени.
Иностранный язык служит не только целью, но и средством обучения, обязывает строить урок так, чтобы это средство было постоянно в ходу.
Список используемой литературы:
- Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация, МГПИИЯ, 1960, стр. 552.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, М.; 1985.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аудирование как цель обучения и как средство обучения другим видам речевой деятельности.
Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи....
Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."
Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...
Доклад на тему «Аудирование как цель и средство обучения»
Доклад на тему «Аудирование как цель и средство обучения»....
Чтение как цель и средство обучения английскому языку
Чтение – средство обучения, так как использование чтения для получения информации возможно при условии определённой сформированности механизмов чтения, овладения техникой чтения вслух и про себя, при ...
Презентация "Письмо и письменная речь как цель как средство обучения иностранному языку"
Показаны этапы и примеры при обучении письменной речи пр обучении иностранному языку...
Статья на тему: "Обучающая компьютерная программа как средство обучения иностранному языку".
В данной статье поднимается вопрос определения компьютерной программы как средства обучения иностранному языку, в частности английскому. Рассматриваются положительные составляющие введения такой прогр...
Чтение как цель и средство обучения
Чтение как цель и средство обучения...