Типология проектов на уроке иностранного языка
консультация на тему
Каждый педагог должен поддерживать соответствующий уровень мотивации к изучаемому предмету, которая является стимулом к изучению иностранного языка. На любом этапе изучения математики могут возникнуть определённые сложности. Они могут возникать в связи с несоответствием между теоретическими знаниями учеников и практическими. Корректировать эти недостатки и достичь заданной цели можно при помощи различных методов и технологий обучения. Одной из эффективных технологий для работы в этом направлении является технология проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipologiya_proektov.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г. Старая Русса Новгородской области
«Типология проектов»
Исполнитель:
Золотова Елена Юрьевна
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 2
- Немного из истории развития метода проектов………………………… 5
- Типология проектов ……………………………………………………… 6
- Этапы работы над проектом …………………………………………….. 10
Выводы ……………………………………………………………………….. 12
Список литературы ……………………………………………………………13
Введение.
Ученик – это особая личность, у которой развито чувство познания. Заинтересованному ученику всегда хочется узнавать о других странах, их культуре и традициях. Когда ученик много путешествует (и в реальной жизни, и в виртуальной), он имеет возможность ближе познакомиться с культурными ценностями новой для него страны, таким образом, он расширяет свой кругозор.
Задача образовательной организации – создать условия для развития всесторонне развитой личности. Говоря о современных подходах к обучению в школе, следует выделить личностно-ориентированный. Данный подход позволяет учителю в процессе учебно-воспитательной деятельности использовать учебное общение, сотрудничество и творческую деятельность ученика, а с другой стороны педагогу необходимо вводить так называемый «истинный, настоящий» иностранный языка, а также постараться включить учащегося в настоящее языковое общение в рамках школьной аудитории.
Учебные и воспитательные возможности для изучения математики в школе увеличиваются с использованием новых информационных технологий. Данные технологии способны вывести образовательный процесс далеко за школьные рамки.
Каждый педагог должен поддерживать соответствующий уровень мотивации к изучаемому предмету, которая является стимулом к изучению иностранного языка. На любом этапе изучения математики могут возникнуть определённые сложности. Они могут возникать в связи с несоответствием между теоретическими знаниями учеников и практическими. Корректировать эти недостатки и достичь заданной цели можно при помощи различных методов и технологий обучения. Одной из эффективных технологий для работы в этом направлении является технология проектной деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение применения технологии проектного обучения для повышения эффективности усвоения изучаемого языка.
Задачи:
- изучение методической литературы по данному вопросу;
- составление выводов по эффективности технологии проектного обучения.
1. Немного из истории развития метода проектов.
Метод проектов не является новым в мировой практике. Данный метод появился в начале прошлого столетия в США. Он возник еще в начале 20 века в США. Основоположником данного метода является Джон Дьюи (американский философ, психолог). Д. Дьюи предложил строить обучение на основе активной деятельности ученика, принимая в учёт его личную заинтересованность в получаемых знаниях. Для реализации данного метода была необходима реальная жизненная ситуация, которая знакома ученику и для решения которой ему нужно применить уже усвоенные знания и те, которые он ещё приобретёт.
В России педагоги заинтересовались методом проектов также в начале прошлого столетия. В 1905 году С.Т. Шацкий возглавил группу коллег, которая вводила в практику метод проектов.
В 20 – 30 х годах данный метод стали вводить в школы, но отсутствие подготовленных педагогов, способных работать с данным методом и недостаточная изученность проектной деятельности и использование этого метода как основной привели к тому, что уровень образования был снижен.
В 1931 году метод проектов был осужден ЦК ВКП/б/, и с тех пор до недавнего времени в России больше не применялось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Но метод проектов развивался в таких странах, как США, Бельгия, Израиль, Германия, Италия и многих других.
Со временем идея методов проектов претерпела некоторую эволюцию. Она стала важным компонентом системы образования. Но смысл данной идеи остался прежним – поддерживать интерес учеников к определённым проблемам, которые предполагают умение пользоваться суммой знаний и умений эти знания применить через метод проектов.
Профессор Е.С. Полат в своей статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» отмечает, что «потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для решения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
По мнению Л.М. Кузнецовой, метод проектов связан с понятием “проективность”. «Проективность" имеет направленность на формирование проектной культуры, которая предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, что находит свое отражение в проектной деятельности».
Педагог Ю.А. Шафрин определяет метод проектов как «совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность».
Е.Н. Ястребцев говорит, что «метод проектов есть педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых». Он также подчеркивает, что «активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».
2. Типология проектов
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
- показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
- продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Проектное обучение на уроках математики строится на принципах личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной деятельности школьников происходит в результате личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом.
Среди большого количества новых педагогических технологий, которые нацелены именно на личностно-ориентированный подход, выделяют технологию проектного обучения. Причины, по которым выделяют данную технологию, следующие:
- педагогу важно не только передать знания своим ученикам, но и научить их приобретать эти знания самостоятельно, а также уметь добытые знания применять на практике;
- используя метод проектов, учитель развивает у учащихся умение работать в разнообразных группах, причём исполняемые учениками роли тоже разные (исполнитель, ведущий и т.д.);
- использование метода проектов возможно практически на любой теме, с любым УМК и на любом этапе;
- педагог может показать своим ученикам актуальность широких человеческих контактов, научить правильно и адекватно воспринимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
- при помощи метода проектов, учитель развивает умения работать различными источниками, собирать нужную информацию для решения поставленной задачи, а также анализаторские способности (анализ, синтез, умение делать выводы и заключения)
Приобретая эти важные умения и навыки, ученик сможет легко адаптироваться к жизни (ориентировка в разнообразных ситуациях, умение работать в различных коллективах и решать различные задачи совместно с коллегами и т.д.)
И, наконец, ещё М.Монтень говорил, что «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью»
Для того, чтобы педагог смог овладеть методом проектом, необходимо знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Е.С. Полат, А.В. Конышева и др. предлагают классифицировать проекты следующим образом.
По доминирующей деятельности выделяют:
- исследовательские проекты (данный вид проектов характеризуется продуманной структурой, чётким понимание задумки и важностью для учащихся);
- творческие проекты (имеют соответствующее оформление результатов проектной деятельности – фильм, интервью, оформление книги и т.д.);
- ролево - игровые проекты (присутствует открытая схема до окончания работы над проектом, ученик берут на себя роли в зависимости от поставленной цели);
- информационные проекты (данный вид работы направленна сбор какой-либо информации по заданной теме и доведение данной информации до широкой аудитории)
- практико-ориентированные проекты (отличие данного вида – обозначенные продукт деятельности)
По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат, А.В. Конышева и др. выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроектная деятельность, как правило, берётся только в рамках одного изучаемого предмета. Темы для проектов выбираются из наиболее сложных.
Межпредметная проектная деятельность выполняется вне уроков и затрагивает два-три предмета. Над данным видом проектов могут одновременно работать несколько групп.
Как отмечает А.В. Конышева, при выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.
По характеру координации могут быть проекты:
- с открытой координацией, где педагог даёт направление участникам проекта, и, в случае необходимости, оказывает помощь;
- со скрытой координацией (педагог оказывает помощь только на отдельных этапах при необходимости).
Впервые такой вид проектной деятельности был организован и проведён в Великобритании в Кембридже, где в группу студентов был внедрён молодой специалист, выступающий в роли скрытого координатора.
По характеру контактов проекты делятся на следующие группы:
- международные;
- региональные;
- внутренние.
Также проекты могут быть сгруппированы и по количеству участников:
- индивидуальные;
- личностные;
- парные;
- групповые.
Индивидуальные проекты имеют ряд преимуществ. Данный вид развивает глубокое чувство ответственности у ученика и приносит ему огромный опыт работы. Групповая и парная работа над проектом развивает навыки сотрудничества. В данном виде проектов каждый ученик может быть и лидером, и ведомым, что достаточно хорошо повышает мотивацию к изучаемому предмету.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- долгосрочные (от 2 месяцев и более);
- среднесрочные (от 2 недель до 2 месяцев);
- краткосрочные (от 1 урока до 1 недели).
По контролирующей функции:
- текущий;
- итоговый.
В своей практике учитель чаще всего имеет дело со смешанными проектами, поэтому при разработке того или иного проекта он должен хорошо знать особенности каждого типа.
3. Этапы работы над проектом.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Вне зависимости от вида проекта, над которым организована работа, проектная деятельность имеет свои этапы:
- погружение в проект;
- планирование деятельности;
- осуществление деятельности по решению вопроса;
- оформление результатов деятельности;
- презентация результатов работы;
- оценка результатов и процесса работы над проектом.
Погружение в проект.
Целью первого этапа является подготовка учеников к проектной деятельности.
Задачи:
- определить проблему, тему и цель работы;
- сформировать группу учащихся для совместной работы.
Учитель на данном этапе предлагает ученикам возможные темы, мотивирует учеников на работу, помогает в анализе, даёт необходимые консультации и корректирует работу детей.
Планирование деятельности.
Целью второго этапа является поочерёдная разработка проекта и указание конкретных действий, результатов работы, сроков и ответственных учащихся.
Задачи:
- определение источников необходимого материала, а также способов её нахождения, анализа, сроков работы;
- распределение задач между участниками группы.
Педагог на данном этапе контролирует разработку совместного плана действий.
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Цель данного этапа – разработка непосредственно самого проекта учащимися.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
– промежуточные обсуждения полученных данных.
Учитель на этапе осуществления деятельности наблюдает за работой учеников, при необходимости даёт консультации и следит за временными рамками для работы.
Оформление результатов.
Целью данного этапа является систематизация полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Педагогу на данном этапе необходимо мотивировать учащихся, создавать благоприятную психологическую атмосферу и повышать значимость достигнутого в процессе работы.
Презентация результатов.
проекта.
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка работы и выступления;
– презентация проекта.
Учитель выступает в роли эксперта, подводит итоги работы.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Целью этапа является оценка результатов и процесса работы над проектом.
Задачи:
– совместное обсуждение результатов проектной деятельности;
– самоанализ проектной деятельности.
Выводы.
Работа над проектом − это самостоятельная работа учащегося по решению какой-либо проблемы. Эта серьёзная работа требует от него различных умений:
- умения сформулировать проблему и определить способы её решения;
- умение составить план действий;
- умение отобрать необходимую информацию для решения поставленной задачи;
Работа над проектом развивает у ученика такие качества как ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, умение работать в группе и т.д. Кроме того, проектная деятельность развивает и интеллектуальные способности учащегося. Всё это в будущем будет способствовать хорошей социальной адаптации ребёнка в обществе. Следует сказать, что такая форма работы, как использование метода проектов позволяет сформировать у учащего личное восприятие окружающего мира, а также повысить личностные ценности и внутренние установки. Использование метода проектов даёт возможность не только использование изучаемого языка в рамках урока, но и гораздо шире.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что метод проектов является наиболее адекватной формой работы на уроке для развития личности ученика, включению его в различные среды. А готовые проектные работы (газеты, разработки мероприятия, рекламные буклеты и т.д.) – это огромный толчок для продуктивной работы и далее.
Список литературы.
- Балыкова Е.Ю. Использование метода проектов на уроках иностранного языка\ Системные технологии.– 2015. - № 16 с. 33 – 37
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 5
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. – Минск: ТетраСистемс, 2007. 175 с
- Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itlt/edu.nstu.ru
- Маркачев, А. Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностранного языка. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//
Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
- Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //Иностранные языки в школе. — 2002. — №3. — С. 41–46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"
Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...
Метод проектов на уроках иностранного языка
Статья методического характера на основе личного опыта применения проектной методики на уроках иностранного языка...
Использование метода проекта па уроках иностранного языка
Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...
Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "
данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...
Метод проектов на уроках иностранного языка
Метод проектов приобрел широкую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в ...
Метод проектов на уроках иностранного языка
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использовани...
курсовая работа "Метод проектов на уроках иностранного языка"
Данная курсовая работа может быть использована учителем английского языка на сврих уроках и студентом-практикантом на практике....