Следует ли уделять внимание страноведению при изучении английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Основываясь на собственном опыте и опыте моих коллег,  я считаю, что изучение иностранного языка невозможно без соприкосновения с культурой, традициями и историей страны изучаемого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_stranovedeniyu_2.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

А. С. Разуваева,

учитель английского языка

 1 квалификационной категории

МОУ СОШ №75

 «Следует ли уделять внимание страноведению при изучении английского языка»

           Основываясь на собственном опыте и опыте моих коллег,  я считаю, что изучение иностранного языка невозможно без соприкосновения с культурой, традициями и историей страны изучаемого языка.

     В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

     Цель предмета «Иностранный язык» - формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных образовательными стандартами и примерной программой обучения. Иностранный язык выступает не только как средство межкультурного общения, но и как инструмент общекультурного развития человека.

    Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и, которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. В связи с этим иностранный язык предоставляет благоприятные условия для усиления культурологического компонента образования.

   Лингвострановедческий материал всегда был включен в программу  через содержание текстов для чтения и аудирования. Сравнительно недавно информация по страноведению стала появляться в учебных пособиях уже с первого года обучения.

   В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, которые дают учащимся возможность лучше познакомиться с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых иностранный язык является родным. Обучение построено на текстах различных типов, жанров и стилей. Это реальные письма детей из стран изучаемого языка, заметки из школьных газет, подлинные вопросники и анкеты из молодежных изданий, информация из словарей и энциклопедий, биографические очерки, отрывки художественной литературы, реклама, объявления. Учащиеся получают   информацию о социокультурном портрете стран, о культурном наследии: литературе, живописи, достопримечательностях, знаменитых людях и их вкладе в мировую культуру. Также они знакомятся с проблемами, возникающими у современных детей и подростков в разных сферах жизни, в собственной семье, в школе, и готовятся к использованию языка во время воображаемых путешествий. Все это позволяет осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и побуждает учащихся пользоваться им на доступном уровне.

   Необходимо научить школьников говорить об окружающем мире и происходящем вокруг не только в пределах родного края, но и за пределами родной страны.

   К сожалению данного объема не достаточно для комплексного изучения страны. Страноведение в учебниках представлено в минимальном количестве. Порой интереснейший материал о различных регионах, достопримечательностях, выдающихся личностях отсутствует полностью, так как невозможно включить  весь материал в курс учебного пособия.                Поэтому  опыт работы по данной теме будет интересен и полезен учителям английского языка.

  Английский язык как никакой другой язык уникален в плане страноведения, т.к. количество англоязычных стран на нашей планете велико. Знакомство с этими странами позволяет расширить кругозор учащихся о мире. Как известно, таких стран насчитывается около 80, и они охватывают географию всего земного шара.

  Проблема, с которой мы сталкиваемся, изучая иностранный язык - недостаточные знания о стране изучаемого языка. Поэтому введение дополнительной информации о странах изучаемого языка было бы большим дополнением к основному курсу.

  Основные задачи, которые учитель должен ставить перед собой – это приобщение  к  культурным ценностям англоговорящих  народов.

Также следует дать представление учащимся об особенности Великобритании, традициях английского народа, если мы говорим об английском языке. Необходимо повышать мотивацию учащихся к изучению английского языка посредством внедрения в языковую среду, ну и конечно же

развивать понимание у школьников важности знаний об особенности страны изучаемого языка.

  Решением данной проблемы и будет расширение кругозора знаний по страноведению. Почему, кстати, страноведение?

   Для решения проблемы взаимосвязи страноведения и иностранного языка важно сначала уточнить понятие «страноведение».

   Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и региональных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации. Нельзя идентифицировать культуру с языком. Можно хорошо владеть языком, но оставаться на примитивном уровне не только другого, но и собственного народа.

   Результатом работы учителя иностранного языка становится сформированность  достаточно высокого уровня языковой, лингвистической, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций. Чтобы обеспечить их формирование, необходима дополнительная интенсивная практика по языку.

  Внеурочная деятельность по страноведению, как нельзя лучше, включает в себя тематику по изучению  историко-культурных корней британской цивилизации, британской символики, культурно-исторических вех в развитии Британии, социокультурных особенностей модели британского образования, лингвистического, архитектурного и религиозного наследия Британии, социокультурного портрета британской семьи, политической системы Британии.

  Данный вид деятельности  содержит методические разработки по страноведению для учащихся всех классов  по английскому языку,

игр и заданий по страноведению, просмотр фильмов и видеороликов о стране изучаемого языка, которые рекомендуется использовать не только на внеурочной деятельности, но и на уроках.

Игры по страноведению побуждают интерес учащихся к предмету, способствуют непринужденному закреплению материала. Игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличии от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

 Презентации способствуют доступному, наглядному изложению, представлению материала по каждой теме; знакомят учащихся с культурой страны изучаемого языка, обычаями, характером жителей Великобритании; побуждают учащихся к созданию собственных проектов.

 Немаловажную роль играют различные задания, направленные на обучение всем видам речевой деятельности – чтению, говорению, письму, аудированию. Упражнения направлены на установление соответствия (matching), альтернативные ответы (True/False), множественный выбор (multiple choice), дополнения (completing notes), заполнение пропусков (gap filling), заполнение таблиц (completing tables).

  Материалы, представленные в программе внеурочной деятельности можно использовать  и на уроках английского языка при ознакомлении и закреплении материала по страноведению Великобритании.

  Использование материалов на уроке и во внеурочной деятельности способствует повышению мотивации учебной деятельности и приобщению учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка.

  Для учащихся важен практический результат изучения иностранного языка, способность осуществлять непосредственное общение с носителями языка в ситуациях повседневного общения. Невозможно и бессмысленно изучать иностранный язык, не зная об особенностях страны изучаемого языка, культуре народов, особенностях быта.

  В результате реализации данной программы учащиеся научатся использовать средства английского языка для обмена информацией, познакомятся с писателями и политиками Великобритании, расширят знания  об истории и географии, политической жизни, культуре этой страны, узнают больше информации о  достопримечательностях Великобритании, а также получат возможность  устанавливать межпредметные  связи и возможность развития ораторского искусства при реализации практико-значимой части проекта. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страноведение как средство расширения образовательного пространства учащихся в изучении английского языка.

Статья написана для родителей и школьников с целью повысить интерес к изучению английского языка....

Изучение страноведения на уроках английского языка в начальной школе.

Лингвострановедческий компонент как один из ведущих конституэнтов содержания обучения иностранному языку на начальном этапе....

План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.

Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...

Программа изучения английского языка "Страноведение США"

Дополнительная общеобразовательная программа по английскому языку....

Рабочая программа по элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11-х классов с углублённым изучением английского языка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку 2004г.,  Примерных ...

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...

Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...