Иностранный язык как ключевой фактор успешности
проект по теме

Гавриил Наталья Сергеевна

инновационный проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

ст-цы Михайловской Курганинского района Краснодарского края

Октябрьская ул., д. 79, ст-ца Михайловская, Курганинский район, Краснодарский край, 352401, тел./факс (861) 472-14-87, e-mail: school12@kurgan.kubannet.ru

Инновационный проект

«Реализация концепции школьного языкового образования как механизма интеграции общего, дополнительного и профессионального образования при реализации ФГОС общего образования»

Номинация №4. Создание современных моделей и механизмов интеграции общего, дополнительного и/или профессионального образования при реализации ФГОС общего образования

Директор МАОУ СОШ № 12                                        Н.П. Ополева

Научный руководитель проекта:                                        О.С. Науменко,

                                                                        зав.кафедрой ин.яз. и

                                                                        межкультурного общения

                                                                        ККИДППО г. Краснодара

Адрес: 352401, Краснодарский край, Курганинский район, ст. Михайловская, ул. Октябрьская, 79

Телефон, факс: (861) 472-14-87,

e-mail: school12@kurgan.kubannet.ru

2016 г


1. Тема

«Реализация концепции школьного языкового образования как механизма интеграции общего, дополнительного и профессионального образования при реализации ФГОС общего образования»

2. Обоснование проекта

2.1. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим направлениям развития образования Краснодарского края

В свете современных тенденций развития российского образования, обусловленных социально – экономическими и социально – политическими изменениями в России и мире, обучение иностранному языку признается приоритетным направлением во всех новых российских документах об образовании, а также документах Совета Европы. В связи с расширением международного сотрудничества кардинальным образом изменились требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам российских вузов, в том числе неязыковых специальностей. Выстраивая иерархию профессиональных компетенций любого специалиста, следует учесть, что особое место в ней занимает иноязычное профессиональное общение, а также умение развивать свою профессиональную компетенцию через чтение современной специализированной литературы. Таким образом, знание иностранных языков становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности молодого специалиста.

Но, как известно, обучение иностранному языку начинается много раньше, т.е. в школе. И, следовательно, основы успешности ребенка закладываются именно в школе.

Кроме того, интегративный подход к обучению иностранным языкам предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера. В основной школе (5-9 классы) происходит интенсивное развитие склонностей, способностей учащихся, формирование готовности к выбору дальнейшего образования и к определению в нем места иностранного языка. Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе. А значит, способствуют формированию всесторонне развитой успешной личности, способной стать надеждой и опорой своего района, края и даже страны. Поэтому, изучение иностранных языков должно стать приоритетным для всех образовательных учреждений страны, наряду с такими предметами как русский язык и математика.

Анализ ситуации подтверждает актуальность создания модели интеграции общего, дополнительного и профессионального образования посредством учебного предмета «Иностранный язык» при реализации ФГОС общего образования для каждого школьника МАОУ СОШ №12 на основе образовательных ресурсов школы (через урочную и внеурочную деятельность) и края (взаимодействуя с институтом развития школьного образования, г. Краснодар), сотрудничества с учреждениями профессионального образования (Кубанский государственный университет).

2.2. Нормативно-правовое обеспечение проекта

 

Наш инновационный проект разработан и реализуется согласно следующим нормативным документам:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями);

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

15. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

16. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций»;

17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»;

18. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/;

19. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;

20. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего образования Ми- нобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296. http://www.garant.ru;

21. Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования/Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 №47-14800/12-14;

22. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

23. Устав МАОУ СОШ №12;

24. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №12;

25. План учебно-воспитательной работы МАОУ СОШ №12.

Все вышеперечисленные документы являются неоспоримым доказательством того, что российское образование ступило на абсолютно новый путь. Образование становится более гибким, взаимообусловленным. А педагогические инновации в образовании выступают средством обновления образовательной политики.

2.3.  Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема инновационной деятельности, заключается в том, чтобы построить такой механизм интеграции всех компонентов образовательной системы (дошкольное – школьное - … - высшее образование), которая будет способствовать повышению конкурентоспособности будущих молодых специалистов.

Рассматривая образовательную деятельность Краснодарского края, а в частности инновационную деятельность в образовательной сфере, можно сделать следующее умозаключение в отношении учебного предмета «Иностранный язык». Несмотря на то, что признается значимость обсуждаемого нами учебного предмета в дальнейшей жизни подрастающих поколений, школьное образование еще не достигло нужного уровня в данном вопросе, за исключением школ с углубленным изучением иностранного языка и гимназий. Во многих школах края еще остается открытым вопрос о необходимости изучения второго иностранного языка. Причина тому – мнение общественности. Зачастую родители не хотят, чтобы их дети изучали какой бы то ни было другой иностранный язык (немецкий, испанский и др.), кроме английского.

Возможно, именно отрицательное отношение родителей к данному нововведению в образовании является одной из основополагающих причин, которые приводят к замедлению развития учебного предмета «Иностранный язык» в образовательной среде школ края. А следовательно, в будущем это может способствовать снижению конкурентоспособности молодых специалистов. Таким образом, отрицая необходимость знания иностранных языков, родитель воздвигает перед своим ребенком невидимую стену, на которую ребенок натолкнется, будучи уже взрослым, когда станет устраиваться на работу.

Проблемы изучения иностранного языка, особенно второго иностранного языка, являются на сегодняшний день актуальными не только среди исследователей – лингвистов, методистов и психологов, но и учителей иностранного языка, которые в свою очередь имеют преимущество перед учеными – теоретиками и способны видеть проблему изнутри. Основная проблема любого учебного предмета – мотивированность учащихся. Самый главный вопрос на который обучающиется должны получить ответ – «Зачем изучать? Для чего это нужно?». Если ни учитель, ни тем более родитель не способны дать ребенку ответ на этот вопрос, предмет останется без внимания, даже при всей его необходимости для изучения.

Несмотря на теоретическую и практическую проработанность проблемы изучения иностранных языков для дальнейшего роста личности и успешности ребенка, вопросов остается много и проблема не теряет своей актуальности.

3. Цель.  Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Целью инновационной деятельности является изучение механизма формирования и реализации процесса интеграции общего, дополнительного и/или профессионального образования при реализации ФГОС общего образования, чтобы помочь будущим выпускникам школы профессионально реализовать себя.

Объектом инновационной деятельности является учебный предмет «Иностранный язык» как инструмент механизма интеграции общего, дополнительного и/или профессионального образования при реализации ФГОС общего образования.

Предметом послужил процесс взаимодействия МАОУ СОШ №12 с другими учреждениями, ведущими образовательную деятельность в рамках предмета «Иностранный язык».

Гипотеза, положенная в основу инновационной деятельности состоит в следующем. Механизм интеграции общего, дополнительного и профессионального образования при реализации ФГОС общего образования станет эффективным инструментом в повышении конкурентоспособности выпускников школы и будущих молодых специалистов, при соблюдении следующих условий:

- если будут созданы благоприятные условия для обучения иностранному языку в рамках МАОУ СОШ №12 через урочную и внеурочную деятельность;

- если будет налажено взаимодействие с социальными партнерами (другие учебные заведения);

- если будут привлечены внешние образовательные ресурсы учреждений ВПО и т.п.

- если учащиеся будут привлечены к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах, организуемых социальными партнерами;

- если будет осуществляться мониторинг достижений учащихся по предмету.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвигаемой гипотезы необходимо решение следующих исследовательских задач:

  1. осуществить анализ российских и зарубежных исследований в области качества общего образования, обучения иностранному языку и второму иностранному языку и соответствующей образовательной практики;
  2. выявить систему социально-экономических факторов, обусловивших введение второго иностранного языка как учебного предмета;
  3. выявить совокупность условий эффективного взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями, предоставляющими ресурсы для реализации обучения иностранному языку, обеспечить преемственность школьного и вузовского образования;
  4. апробировать сетевую модель подготовки и обучения, реализуемую через систему взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями, как инструмент повышения качества общего образования, в случае необходимости осуществить коррекцию модели;
  5. проанализировать и обобщить материалы исследования, подготовить опыт инновационной деятельности к публикации в виде статей.

Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: - теоретические: анализ литературы, экспертный анализ инновационного педагогического опыта, моделирование, синтез данных;

- эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

4. Теоретические и методологические основания проекта

Методологическую основу исследования составили системный и деятельностный подходы, принцип индивидуализации образования, а также лингводидактическая концепция.

Согласно основам современной педагогики, человек получает образование в совместной с педагогом их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс - это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. Образование как результат - это культура конкретного человека [32].

Состояние экономики, промышленности, производства государства напрямую зависит от качества трудовых ресурсов, в свою очередь обусловленных уровнем образования. Система образования формирует личность гражданина, соответственно оказывая влияние на политическую, культурную, духовную, сферу общественной жизни, создавая условия и предпосылки для социальной мобильности, а также передавая культурное достояние общества из поколения в поколение [30].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» даётся понятие системы образования. Следуя из этого, система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Таким образом, под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Система образования в России в настоящий момент переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого государственного экзамены (ЕГЭ), позволяющего поступать в высшее учебное заведение (ВУЗ) в случае набора необходимого числа баллов, внедрение системы бакалавриата и магистратуры в высшем образовании, введение новых государственных образовательных стандартов вызывают множество споров, но идут в русле тенденций сближения с мировой практикой системы образования [26].

Современные требования общества к работодателю выражаются в систему принципов государственной политики [34].

Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества, которое заинтересованно в получении квалифицированного кадра и работника, наделенного следующими качествами:

- действовать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (применять полученные знания для решения);

- обладать творческим мышлением;

- обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний [24].

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования на современном этапе находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, то есть образования, в котором личность ученика существует в центре внимания учителя; познавательная деятельность, является ведущей в тандеме учитель-ученик, а традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик заменена на новую парадигму ученик-учебник-учитель. Такая система образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике [27].

На современном этапе развития общества возрастает востребованность знаний иностранных языков, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:

- глобализация интеграционных общественных процессов;

- межгосударственная интеграция в сфере образования;

- доступ к качественному образованию за рубежом;

- возможность занять более престижное место в обществе, как в социальном, так и в материальном отношении [28].

П. Щедровский в своих трудах утверждает, что в настоящее время, время мультикультурного диалога, формирование языковой личности является принципиально важным. Роль языкового образования возрастает, владение иностранным языком рассматривается как государственная, общечеловеческая и личностная ценность [29].

Опираясь на современные представления, целью и результатом обучения иностранным языкам является вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать активное участие в коммуникации в рамках поликультурного многоязычного мира. По мнению Н.Д. Гальсковой, вторичная языковая личность есть совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур [28].

По убеждению Н.Н. Нечаева, государственно-общественная значимость языкового образования должна быть подкреплена его личностно-ориентированной ценностью, которая связанна с индивидуально мотивированным и стимулированным отношением каждой личности к собственному образованию и языковому образованию в частности, а также к его качеству и уровню. Так как язык, а следовательно, и языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей [32].

Б.С. Гершунский. в своих трудах рассматривает смысл образования как результата, как факт присвоения и личностью и государством, и обществом всех ценностей, которые появляются в процессе образовательной деятельности. Таким образом, результат языкового образования на современном этапе определяется на трех уровнях: 1) индивидуально-личностном, 2) общественно-государственном, 3) общецивилизационном [30].

По мнению Н.Д. Гальсковой, языковое образование как ценность делает актуальной проблему гармонизации государственных, общественных и личностных потребностей по отношению к лингвокультурной подготовке учащихся, с чем первостепенно связана разработка комплекса институциональных мероприятий, призванных способствовать:

1) усилению статуса современных иностранных языков в обществе как средства межкультурного образования и как учебной дисциплины в системе среднего общего образования;

2) созданию условий, гарантирующих каждому человеку в соответствии с его интересами и потребностями на каждом этапе его развития изучение иностранного языка как инструмента, позволяющего ориентироваться в современном полиэтническом и поликультурном обществе, а также успешно осуществлять межкультурное взаимодействие;

3) созданию ситуаций практического использования изучаемых языков как инструментов межкультурного познания и взаимодействия [29].

В современной отечественной методической науке все более последовательно употребляют термин языковое образование. Он имеет многоаспектный характер и предполагает рассмотрение образования в области иностранного языка как ценность, процесс, результат и систему.

Язык и, следовательно, языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингваль ном сообществе людей. Языковое образование выступает также в качестве значимого средства, которое формирует сознание личности, ее способность быть социально мобильной в обществе и свободно «входить» в открытое информационное пространство. Осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранным языкам с младшего школьного и даже дошкольного возраста.

Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью новой 12-летней школы является четырехлетнее начальное образование, перед которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. Признанием государством объективно существующего общественного интереса к изучению иностранных языков является тот факт, что в 12-летней школе иностранный язык как учебный предмет предлагается изучать со 2 класса. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе при 2 часах в неделю. В основной школе (5 - 9 классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (10-11 классы) изучение иностранного языка также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю). Кроме того, начиная с 5 класса возможно введение второго иностранного языка как предмета (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю).

Языковое многообразие и многообразие культур рассматриваются в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового европейского и общероссийского культурного наследия и как философия межкультурного социального взаимодействия в любом поликультурном и мультилингвальном обществе. Под языковым многообразием понимаются не только поддержка и развитие языков глобального или межгосударственного общения, но и защита и развитие локальных языков, то есть региональных языков и языков меньшинств, проживающих на конкретной территории. Многоязычие индивидуума означает владение им (на разных уровнях) не менее чем двумя неродными языками как средством межкультурного общения с их «коренными» носителями.

Россия является одним из крупнейших полиэтнических государств, где проживает, по последним данным, 176 народов, наций и национальных групп. Языковое и культурное многообразие России является одним из ее исторических и культурных наследий.

Таким образом, поликультурный и многоязычный «ландшафт» России создает плодотворную базу для развития многоязычия отдельной личности. Если речь идет о «выходе» в общеевропейскую и мировую сферы общения, то очень важно приобщение учащихся к иностранным языкам. Общероссийский уровень межкультурной коммуникации требует, в свою очередь, внимательного отношения к национальным языкам и культурам России, языкам и культурам меньшинств, проживающих на территории страны. Именно этот подход является принципиально важным для понимания ценности современного языкового образования как ценности. Отсюда очевидно, что в понятие «языковое образование» вкладывается широкий смысл — овладение школьниками, наряду с родным и иностранными языками, любыми неродными языками России. При этом ученик понимает, что все языки равноценны. Он осознает важность изучения языков и культур и испытывает чувство гордости в том случае, если он владеет более чем двумя языками. Важно, чтобы учащийся испытывал также потребность практически пользоваться этими языками.

Общество и школа должны создавать условия для самовыражения и самореализации детей — представителей различных этнических и языковых групп, но живущих и/или обучающихся рядом друг с другом. Языковое или, правильнее сказать, лингвокультурное образование призвано способствовать интеграции отечественной общеобразовательной школы в общеевропейское и мировое образовательное пространство.

Таким образом, при изучении предметов «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» происходит развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

5. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта

Концепция школьного языкового образования МАОУ СОШ №12 разработана с целью улучшения качества общего образования, создания благоприятных условий для интеграции всех ступеней образования между собой, а также, что немало важно, создания условий для роста конкурентоспособной личности.

В школе осуществляется обучение, при котором приоритетом ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как:

- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и партнеров школы;

- психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

- самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;

- свобода творчества учащихся и учителей;

- сотрудничество педагогического и ученического коллективов.

Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в следующем:

- в признании его уникальности и неповторимости;

- в уважении его достоинства;

- в принятии его целей, запросов, интересов;

- в создании условий для его максимального развитияна основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка.

Таким образом, задача школы - раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому, миссия школы - создать образовательную среду в условиях языкового образования, способствующую максимальной самореализации каждого школьника.

Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического кредо, на свободу выбора педагогических технологий, методов оценки учащихся и т.д., на участие в управлении школы.

В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика, и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии семьи, ребенка и педагога.

При этом школа строится на реализации следующих идей:

- идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса;

- идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающей ее вхождение в мир и формирование способа сосуществования в современном мире.

Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству:

- идеи сотрудничества, основанных на гуманитарных отношениях детей и взрослых;

- идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством представления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута;

- идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей, где значительную роль будет иметь полученное языковое образование.

Основой разрабатываемой модели служит представление всем учащимся одинаковых стартовых возможностей, на основе глубокого изучения личностных особенностей ученика, индивидуализации и дифференциации обучения.

В настоящее время разработана и утверждена программа развития языкового образования школы.

Для достижения поставленной цели мы организовали работу школы по трем направлениям: внутренняя (школьная) образовательная среда, внешняя образовательная среда, сотрудничество с учреждениями ВПО.

В рамках внутренней образовательной среды школа организует обучение иностранному языку в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Преподавание иностранного языка вводится в учебный план школьников МАОУ СОШ №12 со второго класса. Учащиеся имеют возможность выбрать для изучения английский или немецкий язык.

Также, МАОУ СОШ №12 ст. Михайловской является базовой школой – центром дистанционного обучения детей – инвалидов. Начиная с 2013 года, учителя нашей школы проводят дистанционные уроки по различным дисциплинам, в том числе по иностранному языку. Очень важно, чтобы каждый учащийся имел возможность стать успешным в будущем, смог на должном уровне взаимодействовать с окружающей средой. Особенно, это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей знание иностранного языка значительно расширяет профессиональный выбор.

Мы считаем, что важнейшим условием для интеллектуального, творческого и нравственного развития всех учащихся является внедрение новых педагогических технологий в практику обучения иностранного языка. Необходимо применение индивидуального подхода к каждому учащемуся, чтобы знать на какие стороны личности ребенка может повлиять знание иностранного языка, в каких профессиях ребенок возможно будет успешен и сможет применить полученные знания и какие педагогические технологии необходимо применить в образовательном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Наиболее эффективным и целесообразным на наш взгляд является применение следующих педагогических технологий на уроках иностранного языка:

  • с помощью технологии проблемного обучения учителя создают на уроках проблемную  ситуацию и организуют активную самостоятельную деятельность  учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;
  • при использовании технологии разноуровевого обучения у учителя появляется возможность помогать слабоуспевающим учащимся, уделять внимание «сильному»; реализовать желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Учитель имеет возможность помочь сильным утвердиться в своих способностях, а слабым – реализует возможность испытать учебный успех, тем самым на уроках повышается уровень учебной мотивации;
  • Применение методики проектных методов обучения даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Учащиеся выполняют проекты на различные темы как в группах, так и индивидуально;
  • Использование исследовательских методов в обучении, даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника;
  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр способствует расширению  кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.
  • Благодаря технологии развития критического мышления, школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Выбор правильного во всех аспектах учебно-методического комплекта (УМК) наряду с  педагогическими технологиями играет значительную роль в обучении. МАОУ СОШ №12 является инновационной площадкой по апробации УМК по немецкому языку «Вундеркинды» автора Г.Яцковской. Данный УМК в значительной степени отличается от привычного для школы учебника «Немецкий язык» Бим И.Л. Богатый иллюстративный материал, живые ситуации общения, грамотная подача материала, современная разговорная лексика – то, что нужно современным школьникам.

Мониторинг достижений учащихся производится посредством написания контрольных работ по различным видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) каждую четверть или полугодие и комплексная работа в конце каждого учебного года, кроме вторых классов и у пятых классов в первой четверти.

Кроме того, все учащиеся ведут «Языковое портфолио», где отображаются их результаты по предмету, где они записывают собственные цели и задачи по иностранному языку, которых хотят достичь, а в конце каждого учебного периода анализируют проделанную работу, выявляют причины успехов и неудач, обосновывают для себя дальнейшие перспективы языкового образования. Данная работа также помогает проследить личностные потребности учащихся и построить индивидуальную траекторию обучения и воспитания ребенка с учетом направленности в профессиональную деятельность.

Планируется организация дополнительных образовательных услуг, таких как, например, «Коммуникативная грамматика английского/ немецкого языка», создание интегрированных курсов «Иностранный язык и физика/ информатика/ обществознание» и т.п.

Внеурочная деятельность МАОУ СОШ №12 по иностранному языку основана на проведении внеурочных занятий по второму иностранному языку. Следует заметить, что опыта преподавания второго иностранного языка массово в общеобразовательных школах Краснодарского края пока еще нет. МАОУ СОШ №12 является своего рода инноватором в данном вопросе. Начиная со второго класса все учащиеся посещают кружки второго иностранного языка (английского, немецкого или испанского). В школе организованы следующие кружковые занятия:

  • по английскому языку – «Английский в фокусе», «Веселый английский»;
  • по немецкому языку – «Горизонты», «Глобус», «Мосты»;
  • по испанскому языку – «Разговорный испанский».

Мониторинг достижений учащихся по второму иностранному языку проводится в неформальной обстановке. Школьники ежегодно принимают участие в отчетных концертах, дискуссиях, защищают проекты, участвуют в мероприятиях тематической предметной недели иностранных языков.

Знание нескольких иностранных языков повышает лингвокультурную развитость, улучшает коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения, развивает способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; способствует приобретению опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

Внешняя образовательная среда школы строится на взаимодействии с социальными партнерами, ведущими образовательную деятельность в рамках предмета иностранный язык:

  1. институтом развития школьного образования, г. Краснодар - учащиеся ежегодно занимаются на заочных курсах по иностранному языку. Показателем результативности являются полученные сертификаты (дипломы) об успешно окончании данных курсов;
  2. Кубанским государственным университетом, г. Краснодар – учащиеся принимают участие в олимпиадах и викторинах, организуемых данным образовательным учреждением; посещают «Школу Бизнеса»;
  3. Московским институтом им. Гётэ, г. Москва – учащиеся сдают международные экзамены на уровень владения немецким языком;
  4. Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по иностранному языку (Британский Бульдог, Олимпус, Школьные дни и др.)

Планируется наладить взаимодействие с «Британия - Кавказ», г. Краснодар для сдачи международных экзаменов по английскому языку.

Сотрудничество с уреждениями ВПО. МАОУ СОШ №12 тесно сотрудничает с КубГУ, г. Краснодара. Школьники участвуют в олимпиадах и викторинах, которые проводит вуз, посещают различные курсы, участвуют в проектах и т.п.

Планируется наладить сотрудничество с Армавирской государственной педагогической академией г. Армавира, с кафедрами факультета иностранных языков. В АГПА имеется возможность участия школьников в фонетических конкурсах, олимпиадах, курсах и др., что дает преимущество школьником для поступления в вуз.

Непосредственными участниками инновационной деятельности являются учащиеся, их родители, учителя, психолог, социальный педагог, а также администрация МАОУ СОШ №12 .

Функционирование участников инновационной деятельности:

№ п\п

Участник

Деятельность

1

Учащиеся

1 классы – посещение отчетных концертов и мероприятий, подготовленных другими учащимися;

2 – 11 классы (по ФГОС) – изучение первого иностранного языка на уроках, а второго иностранного во внеурочной деятельности, участие в олимпиадах (очных и заочных), конкурсах, викторинах

10 – 11 классы – интегрированные курсы по выбору

2

Родители

Посещение родительских собраний, беседы, оказание помощи детям и учителям в воспитании, обучении и развитии детей

3

Учителя

Составляют программы урочной и внеурочной деятельности, интегрированных курсов по выбору; осуществляют мониторинг достижений учащихся; проводят работу с одаренными и мотивированными детьми; осуществляют разноуровневое обучение и индивидуальный подход к каждому ребенку; своевременно повышают уровень своей квалификации; осуществляют подготовку к международным экзаменам

4

Психолог

Анкетирование, лектории, индивидуальные беседы с детьми и родителями

5

Социальный педагог

Способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки; консультирует учащихся по социальным вопросам

6

Администрация

Поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; планирование работы педагогического коллектива; анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы); проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей- предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря; контроль уровня развития разнообразных форм подготовки учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты и т.п.); снабжает всех участников процесса обучения необходимым оснащением

6. Обоснование новизны инновационной деятельности

На этапе сбора теоретических и эмпирических данных мы рассмотрели проблему интеграции общего, дополнительного и профессионального образования и на основе полученных данных предположили, что успешное создание модели механизма интергации образования возможно через языковое образование, т.е. посредством учебного предмета «Иностранный язык».

Нами было выявлено также, посредством сбора эмпирических данных, что Краснодарский край еще стоит в начале своего пути к решению этой проблемы: проблема изучения иностранных языков наиболее актуальна сегодня, к ее решению еще не пришла большая часть образовательных организаций, хотя языковое образование играет ключевую роль в развитии и воспитании личности ребенка в свете ФГОС.

Бесспорно, существует еще множество путей к решению проблемы интеграции образования. Но, когда речь идет об успешности подрастающих поколений, то необходимо выбирать тот путь, который будет наиболее целесообразным, актуальным, соответствовать требованиям времени и стандартам обучений.

7. Проектируемые этапы инновационного процесса

Задача

Действие (название мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый результат)

Этап 1. Подготовительный, 2013-2014 уч.г.

1

Осуществить анализ российских и зарубежных исследований в области качества общего образования, обучения иностранному языку и второму иностранному языку и соответствующей образовательной практики

Теоретическая обоснованность инновационного проекта

2013-2014 уч.г.

Обоснование исследуемой проблемы

Создать условия для запуска инновационной деятельности

Организационные мероприятия

2013-2014 уч.г.

Проект МИП «Реализация концепции школьного языкового образования как механизма интеграции общего, дополнительного и профессионального образования при реализации ФГОС общего образования»

Этап 2. Диагностико-моделирующий, 2014-2015 уч.г.

2

Создать благоприятные условия для обучения иностранному языку через урочную и внеурочную деятельность

Моделирование образовательной среды школы

2014-2015 уч.г.

Материалы диагностики качества достижений учащихся

Наладить взаимодействие с социальными партнерами

Обогащение образовательной среды

2014-2015 уч.г.

Отчет

Привлечь внешние образовательные ресурсы учреждений ВПО и т.п.

2014-2015 уч.г.

Этап 3. Формирующий, 2015-2016 уч.г.

3

Внедрить сетевую модель подготовки и обучения, реализуемую через систему взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями

Апробация

2015-2016 уч.г.

Материалы исследований

Отчёт об ИР МИП

Выявить совокупность условий эффективного взаимодействия школы с образовательными учреждениями ВПО

2015-2016 уч.г.

Материалы исследований

Публикация методических рекомендаций

Провести промежуточные измерения в рамках мониторинга качества ОО

Мониторинг качества ОО

2015-2016 уч.г.

Материалы мониторинга

Этап 4. Диагностико-обобщающий, 2016-2017 уч.г.

4

Проверить эффективность инновационного проекта, осуществить коррекцию модели

Диагностика, коррекция

2016-2017 уч.г.

Итоговый отчёт об инновационной работе МИП

Провести итоговые измерения в рамках мониторинга качества ОО

Мониторинг результатов

2016-2017 уч.г.

Материалы мониторинга

Обобщить материалы исследований

Опубликовать результаты ОЭР в виде научных статей и брошюры

Обобщение и распространение опыта

2016-2017 уч.г.

Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на сайте лицея в сети Интернет

8. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.

Исходя из поставленной цели проекта, т.е. изучить механизм формирования и реализации процесса интеграции общего, дополнительного и/или профессионального образования при реализации ФГОС общего образования, чтобы помочь будущим выпускникам школы профессионально самореализоваться, мы выделили ряд критериев и показателей для оценки эффективности осуществляемой инновационной деятельности.

1) Когнитивный критерий включает в себя знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, владение способами самодиагностики и саморазвития, знание многообразия мира труда и профессий и роли и места «Иностранного языка» в этих профессиях, необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями, действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях, осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать;

2) Мотивационно-ценностный – заключается в заинтересованности в получении знаний и устойчивости познавательных интересов, в положительном отношении к обучению в соответствии с системой школьного языкового образования, осознанная мотивация к изучению иностранного языка и второго иностранного языка как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности;

3) Деятельностно-практический - проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей, готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере, ориентация на творчество, профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;

4) Рефлексивный  - способность оценить свои знания, умения, качества в области лингвистики; способность дать самооценку себе как субъекту общения, оратору, участнику беседы, спора, дискуссии, посмотреть на себя со стороны как на языковую личность, и т.п.

Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта:

1) Методы сбора диагностической информации

- наблюдение (объектом наблюдения являются учащиеся в системе школьного языкового образования, каких результатов они достигли, и т.д.);

- опрос  (беседы с родителями о важности изучения иностранных языков, о склонностях и интересах их детей, с детьми о их будущей профессиональной деятельности и роли и месте иностранного языка в этих профессиях, анкетирование, тестирование);

- анализ результатов деятельности;

2) Методы оценивания диагностической информации

- качественно-количественные методы оценки уровня сформированости знаний по предмету (мониторинг контрольных работ, краевые диагностические работы по предмету);

        3) Методы представления и накопления результатов диагностики

        - заключения об объеме знаний и сформированности навыков и умений; о степени профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в школе.

        4) Методы использования результатов диагностики

        - непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.

        5) Методы оценки достоверности результатов диагностики

- анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

9.Проектируемые результаты и инновационные продукты

Результаты работы проекта будут непосредственно отражены в профессиональном самоопределении выпускников, их достижениях по изучаемому предмету и их будущей конкурентоспособности на рынке труда.

Инновационные продукты:

1. Программы курсов урочной и внеурочной деятельности;

2. Программы интегрированных курсов для старшеклассников;

3. Модель взаимодействия школы и вуза;

4. Программы проектов «Международные экзамены по иностранному языку для школьников»;

10. Практическая значимость и перспективы развития проекта.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты интеграция общего, дополнительного и профессионального образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательного интереса, критического мышления обучающихся.

В процессе активного участия в различных факультативах, кружках, студиях, элективах у обучаемых развиваются не только предметные и личностные компетенции, но и метапредметные, позволяющие им стать более успешными на следующих ступенях образования.

Взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями учащиеся получают возможность раньше ознакомиться с опытом обучения в ВПО и прийти к профессиональному самоопределению.

Роль иностранного языка в данном процессе неоценима. Как никакой другой предмет, он помогает раскрыть потенциал учащихся, на высоком уровне определить их возможности, способности, помочь реализоваться в выбранном направлении уже на раннем этапе становления личности.

Таким образом, говоря о реализации концепции языкового образования в МАОУ СОШ №12 как механизма интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, можно говорить об успешности, актуальности проекта, о перспективности его развития.

Участники инновационного проекта, на основе уже имеющихся результатов, убедились в результативности своей деятельности. Очевидна необходимость расширения этой работы.

За период становления инновационного проекта учащиеся как первосубъект образовательной деятельности уже имеют ряд личностных достижений. Это рост качества знаний (особенно в слабоуспевающих классах), высокий уровень сформированости универсальных учебных действий у большинства учащихся, возросший уровень личностных компетенций школьников, положительный эмоциональный фон по отношению к предмету иностранный язык. Ряд учащихся уже успешно сдали международный экзамен на уровень владения немецким языком (уровни А1, А2 и даже В1).

Выпускники МАОУ СОШ №12 Суковицына Н.Т., Кузнецова А.С. уже обучаются в КубГУ г. Краснодара. Учащиеся успешно освоили образовательную программу по иностранному языку, принимали участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, занимались на курсах, в т.ч. проводимых университетом. Суковицына Н.Т. успешно сдала международный экзамен по немецкому языку на уровень В1 и сейчас обучается по направлению «Международная экономика». Кузнецова А.С. обучается по направлению «Экономический менеджмент».

На основе анализа проделанной работы и уже полученных результатов планируется продолжить работу по созданию благоприятных условий для обучения иностранному языку школьников и их дальнейшего профессионального самоопределения, где предмет «Иностранный язык» в условиях современного общества играет ключевую роль.

Рассматривается необходимость организации дополнительных образовательных услуг, таких как, например, «Коммуникативная грамматика английского/ немецкого языка», создание интегрированных курсов «Иностранный язык и физика/ информатика/ обществознание» и т.п.; наладить сотрудничество с Армавирской государственной педагогической академией г. Армавира, с кафедрами факультета иностранных языков; наладить взаимодействие с «Британия - Кавказ», г. Краснодар для сдачи международных экзаменов по английскому языку.

Планируется также продолжить работу с родителями по организации языкового образования в МАОУ СОШ №12: проводить лектории, конференции, родительские собрания по вопросам обучения и воспитания детей в рамках описываемой модели образования.

Построенная модель языкового образования МАОУ СОШ №12 позволяет не только интегрировать все ступени образования, но и выбрать индивидуальную траекторию обучения, развития и воспитания ребенка, которая способствует дальнейшему профессиональному самоопределению и становлению личности. Кроме того, она актуальна для современного образования и имеет ряд уже названных преимуществ.

11.Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

1) Требования к специалистам реализующим инновационный проект:

Предложенный к рассмотрению инновационный проект может реализовывать учитель, имеющий высшее специальное образование и опыт работы по соответствующим предметам. При этом учитель должен регулярно повышать профессиональную педагогическую квалификацию и быть в курсе новых педагогических технологий, иметь необходимые учебно - методические ресурсы.

2) Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации проекта: мультимедийный комплекс (компьютер, колонки, мультимедиа проектор для демонстрации учебных материалов и программ или интерактивная доска); мультимедийная библиотека; выход в интернет.

Финансирование проекта предполагается за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Бюджетные средства: урочные и внеурочные занятия, закупка учебной литературы.

Внебюджетные средства: дополнительные образовательные услуги, международные экзамены, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Данные мероприятия организуются по желанию детей и с согласия родителей. Родители являются спонсорами своих детей в данных вопросах.

12.Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов, выполненных в рамках проекта.

За период работы над инновационным проектом изучена литература по проблематике проекта. Создано мультимедийное учебное пособие по английскому языку «Профессии», в котором учащиеся получают возможность не только узнать больше о мире профессий, но и продолжить развитие своих коммуникативных навыков по английскому языку (составлены задания в формате ЕГЭ). Организовано участие учителей в научно-практических конференциях по проблемам преподавания иностранного языка: выступление на семинаре «Преподавание иностранных языков: традиции и инновации» с темой «Развитие речевой компетенции учащихся с помощью мультимедийного учебного пособия «Occupations» в Армавирской государственной педагогической академии, г.Армавир; доклад в рамках научно – практической конференции «Переход на новый ФГОС: от урока иностранного языка к уроку иноязычного образования»; распространение опыта работы на заседаниях районного методического объединения учителей иностранных языков; проведения мастер-классов.

Субъекты инновационного проекта публикуют приобретенный опыт педагогической деятельности в различных научных сборниках, публикуют материалы на сайтах:

1) Кузнецова Н.С., Андреева И.А. Использование программы Power Point в процессе обучения иноязычной лексике // Информационные технологии в гуманитарном образовании. Материалы IV Международный научно-практической конференции, 20-22 апреля 2011.-Пятигорск: ПГЛУ, 2012.-с.172-176;

2) Кузнецова Н.С., Андреева И.А. Использование презентации Power Point в обучении иностранного языка// актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10 ноября 2011г.).-Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.-с.176-177;

3) Кузнецова Н.С. Формирование речевой компетенции старшеклассников на основе использования мультимедийной энциклопедии «Occupations»// Переход на новый ФГОС: от урока иностранного языка к уроку иноязычного образования: сборник материалов краевой научно-практической конференции, 29 марта 2013. Том 1. – Краснодар: ККИДППО, 2013. – 259 с.;

4) Кузнецова Н.С. Динамика концепта «Дружба», формируемого в сознании школьников текстами умк «Spotlight»// Мышление и понимание в процессе обучения иностранным языкам в 21 веке: сборник статей международной научно-практической конференции, 20 декабря 2014. – Армавир: РИО АГПА, 2015. – 188 с.;

5) Денисова Л.В. Исследовательская деятельность учащихся на уроках немецкого языка// Переход на новый ФГОС: от урока иностранного языка к уроку иноязычного образования: сборник материалов краевой научно-практической конференции, 29 марта 2013. Том 1. – Краснодар: ККИДППО, 2013. – 259 с.

Разработан и реализуется проект «Международные сертификаты по немецкому языку для школьников».

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями);

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

15. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

16. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций»;

17. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»;

18. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/;

19. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;

20. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего образования Ми- нобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296. http://www.garant.ru;

21. Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования/Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 №47-14800/12-14;

22. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

23. Устав МАОУ СОШ №12;

24. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №12;

25. План учебно-воспитательной работы МАОУ СОШ №12;

26. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. // Вестник образования, №8-2011г.;

27. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов. М .: Методист, 2011. С.10-24;

28. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2007. 336с.

29. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.

30. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

31. Гришин Д.М., Прокопенко В.И. Педагогика: основные понятия, схемы, таблицы: Учебное пособие. - Калуга: КГПИ, 1991.-111с.

32. Могилев А. В. Новые образовательные стандарты. М.: Народное образование, 2011.- С.3-5.

33. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Просвещение, 1998. 123с.

34. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2010. 211с.

35. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Педагогический центр Эксперимент, 1993. - 142с.

36.        Путин В.В. «О стратегии развития России до 2020 года». Выступление на расширенном заседании Государственного совета  8 февраля 2008 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...

IT-технологии как механизм формирования ключевых компетенций учащихся при обучении иностранным языкам в рамках стандартов второго поколения

Формировать информационную компетентность школьников в настоящее время необходимо.  Это связано с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учить...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профес...

Свидетельство о профмастерстве. Успешно пройдена Независимая диагностика на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка

Независимая диагностика 2021 на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка...

Мотивация как фактор успешности обучения иностранному языку в системе СПО

Статья посвящена проблеме мотивации обучения иностранному языку в системе СПО....

Статья "Мотивация как ключевой фактор успешности в освоении иностранного языка".

Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» Какие бы современные м...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире с его задачами и возможностями значение образования для человека очень велико, и особую нишу в системе образования занимает изучение иностранных языков. Иностранный язык как дисципл...