Личные местоимения
план-конспект урока (10 класс) на тему

Циклаури Светлана Павловна

Личные метоименя в латинском языке выполняют функцию характеристики лица и числа латинского глагола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО и Н

ГБОУ СОШ №47

Кафедра иностранных языков

Конспект открытого урока  латинского языка  по ФГОС

Тема: « Личные местоимения»

            Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

                   Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

            Я полагаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Этот  урок  основного курса  латинского языка я посвящаю  введению и активизации  знаний  местоимениям латинского языка (а именно по личным местоимениям), правилам  склонения местоимений,   с целью   развития навыков  правильного перевода грамматических форм существительных, падежным окончаниям и особенностям склонения местоимений.

           Общеизвестно, что, осуществляя преемственность обучения латинскому языку в школе и на первом курсе вуза ученикам необходимо овладеть  определенными знаниями  местоимений латинского языка (личные местоимения), которые позволят в дальнейшем:
–  формировать   навыки  правильного  оформления фраз на латинском языке и их перевода на русский язык  

–  развивать умения понимать элементарные латинские тексты учебного характера

–  решать практические, социальные   и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя при  изучении латинского языка.

          Данный конспект урока по латинскому языку  представляет собой пример личностно-ориентированного урока по теме «Личные местоимения» в  9 классе учащихся первого года обучения (учебник  «Латинский язык», авторы В.Н. Ярхо, В.И. Лобода – М.: Просвещение, 2010. – 319 с).

          При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения  особенностей латинской  грамматики.

Аспекты урока

Цель урока

Формирование ключевых  компетенций  по падежным  формам латинских личных местоимений  на уроке латинского  языка.

Задачи урока:

Практическая:
– мотировать навыки УУД в развитии умений  по образованию форм  личных местоимений  с глаголами  различной степени сложности.
Образовательная:
– активизировать и совершенствовать первичный  словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.
Развивающие:
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.  

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов.

УУД:

Личностные:
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
– развитие мысленного воспроизведения  произносительных навыков.
Регулятивные:
– планирование алгоритма работы  с партнером;
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
– участие в небольших  обсуждениях  трудностей  образования падежных форм  латинских местоимений;
Познавательные:
–  точность и скрупулезность  в  образовании форм, высказывание  мнений, обсуждение проблемных вопросов  местоимений;

– комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

Форма урока:

урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Этапы учебного занятия

I. Организационный момент

–   Ребята, для чего нужны местоимения?(Ответы обучающихся –  они сопровождают глагол и указывают в каком лице и чиле он стоит. Что мы узнали о глаголах латинского языка? (Ответы обучающихся – способы распределения глаголов по типам спряжения, образование инфинитивов всех типов глаголов). В русском языке местоимения выполняют ту же фукцию? (Ответы обучающихся – да, местоимения выполняют ту же функцию) Назовём все личные местоимении в русском языке (Обучающиеся называют местоимения)

II. Актуализация знаний

– Чтобы правильно и в нужной форме перевести латинский глагол на русский язык необходимо по личному окончанию определить в каком лице и числе стоит глагол и тогда перевести его с применением личного местоимения.  Сегодня мы с вами  знакомимся с личными  местоимениями и способами их склонения по падежам.

III. Постановка цели урока

– Мы отрабатываем на  уроке  ключевые  компетенции  по личным местоимениям  ( Личные местоимения склоняются по падежам. В латинском языке нет формы личного местоимения 3 лица. Его функцию выполняет  возвратное местоимение. Это существительные с окончанием на us,  еr – мужского рода и с окончанием на um, on – среднего  рода) .  

IV. Актуализация знаний

–  Личные местоимения в индоевропейских языках имеют общее происхожение. Сравним например местоимение латинское и английское: лат мест – ego – я, англ. мест – I, латинское мест. – tu – ты, англ мест – thou. Все латинские местоимения меняют форму по падежам:

                 Nom –  ego                                           tu

                 Gen   -  mei   - 1 лицо ед.число        tui        - 2 лицо ед.число

        Dat   -  migi        tibi

                 Acc   -  me                      te

               Abl    -  me        te

               Voc   -  ego        tu

 Во множественном числе будет:

                Nom –  nos        vos

                  Gen   - nostril (nostrum)        vestry (vestrum)

         Dat   -  nobis        vobis

                   Acc   -  nos        vos

                   Abl    - nobis         vobis

                   Voc   -  nos        vos

(Познакомиться с  материалом таблицы  со стр. 52  учебника)

Однако, в латинском языке не существует личного местоимения 3 лица е.числа. Но его функцию выполняет возвратное местоимение с формами ед. числа:       Nom -

                  Gen   - sui

                  Dat   -  sibi

                  Acc   - se

                  Abl   - se

При этом, у возвратного местоимения есть только ед. число и отсутствует форма именительного падежа

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала

–  Склонение  глаголов  и их перевод с местоимениями , правильное произношение гласных и согласных  (стр. 187 учебника)

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

VII. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Narras        Navigant

Debemus        Captat

Dormimus        Ornant

 (Обучающиеся  определяют 30-40 секунд,  лицо и число глагола, и,  переводят на русский язык в правильном лице и числе.  Они фиксируют возможные ошибки  партнера и демонстрируют  исправление ошибок. Девятиклассники обсуждают  допущенные ошибки  участников и показывают примеры правильного  перевода глаголов

VIII. Обобщение усвоенного материала

Обучающиеся  выполняют упр. 3 на стр187  в тетради и затем обмениваются своими предложениями, после чего учитель предлагает просмотреть  записи друг друга и поставить оценки. Данное задание,  не только подводит итог урока, но и готовит обучающихся к домашнему заданию.

IX. Домашнее задание

Обучающиеся обязаны проработать тексты  на стр.186  на отработку навыков  чтения  и перевода глаголов в нужном лице и числе  на латинском языке

X. Рефлексия деятельности

–Результат учебной деятельности школьников проявляется  в устных высказываниях и письменных работах обучающихся.

Рассмотренный урок соответствует требованиям ФГОС так как:

  • отражена целенаправленность, целостность и динамика образовательного процесса;
  • включены все виды  деятельности, включая домашнее задание;
  • выполняются познавательная, развивающая, учебная и воспитательная  цели;
  • преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей
  • содержатся основные этапы современного урока;
  • предлагается выбор домашнего задания;
  • согласно общедидактическому принципу имеется связь с жизнью;
  • обеспечиваются условия сотрудничества;
  • используются различные способы оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения заданий.

В результате обучающиеся

  • узнают новый лексический материал, грамматические формы глаголов   и  воспроизводят  в переводе  формы лица и числа каждого глагола  различной степени  сложности;
  • умеют  услышать партнера и исправить его ошибки   и преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • владеют навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Личные местоимения"

Методическая разработка урока по русскому языку...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Личные местоимения"

Урок с использованием мультимедийной презентации подготвлен с целью ознакомления учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения....

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» урок в 6 классе

Урок в 6 классе по теме:«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» ...