Развитие социокультурной компетенции учащихся.
учебно-методический материал на тему
Задача учителя ИЯ сегодня (в соответствии со стандартами) заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур.
Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников для подготовки к межкультурному общению в рамках мирового сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsiokulturnoy_kompetentsii_uchashchihsya_vystuplenie_na_mmo_.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие социокультурной компетенции учащихся»
Современный человек живёт в многополярном мире и поликультурном пространстве. Диалог цивилизации, культур, традиций стал особенно актуальным в конце ХХ – начале ХХI веков. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.
Задача учителя ИЯ сегодня (в соответствии со стандартами) заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур.
Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников для подготовки к межкультурному общению в рамках мирового сообщества.
Что такое социокультурная компетенция?
Сафонова В.В. даёт социокультурной компетенции следующее определение «социокультурная компетенция – это знания учащимся национально-культурных особенностей стран изучаемого ИЯ, умения осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире». Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Лично-ориентированная парадигма, выступающая в качестве методической основы модернизации школы, является базисом, основой изучаемой нами проблемы.
Формирование социокультурной компетенции учащихся.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса для формирования социокультурной компетенции наглядно можно представить с помощью схемы.
Формирование социокультурной компетенции учащихся опирается на технологию личностно-ориентированного обучения. На схеме представлены основные компоненты творческой образовательной среды: УМК, ИКТ, медиатека, кабинет, библиотека и языковой парасреды: аутентичные УМК, журналы, газеты, письмо, фото, предметы быта, аудиовизуальные материалы. Создание языковой парасреды насыщает образовательное пространство аутентичными пособиями, аудиовизуальными материалами. Создание языковой парасреды в реальном образовательном процессе выступает как решающее условие для формирования социокультурной компетенции учащихся. Это система, все звенья которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Все её компоненты работают на формирование социокультурной компетенции.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка. Интеграция приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. У обучающихся с помощью её запускаются внутренние механизмы развития личности. Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции и её формирование происходит успешно.
На младшей ступени обучения (начальная школа, а также 5-6 классы) основными приемами формирования социокультурной компетенции являются имитация традиций (отмечание праздников и воспроизведение национальных традиций, создание костюмов, рисунков, поздравительных открыток), имитация ситуаций общения (например, ответьте на вопросы вашего зарубежного сверстника, составьте диалог), демонстрация иллюстраций, разучивание песен, стихов, проектная деятельность (без включения исследовательской).
На средней ступени обучения на первый план для подростков выходит общение со сверстниками, поэтому можно добавить такие виды работы, как переписка (в том числе, по e-mail) со сверстниками из других стран, участие в форумах, общение с носителями языка, увеличивается объем исследовательской деятельности в рамках проектной (проведение опросов, голосований и представление их результатов, интервью с зарубежным собеседником), сложнее становятся предлагаемые для имитации ситуации общения, используются ролевые игры
старшей ступени обучения приоритетным становится профессиональное и личностное самоопределение, но общение сохраняет свою важность, следовательно, вся деятельность должна носить интерактивный характер, чаще используются исследовательские типы проектов, работа с информацией усложняется.
Работа с песней на уроках иностранного языка.
Согласно Концепции учебного предмета «Иностранный язык», к числу основных задач, решение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. На мой взгляд, данное положение может подтвердить такой вид деятельности на уроках, как работа с песней. Песня, являясь кратким поэтическим произведением в сжатой форме, раскрывает определённую тему, несёт в себе определённый потенциал для развития социокультурной компетенции учащихся. На основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются навыки восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для развития навыков пользования аутентичными музыкальными материалами, совершенствования лингвострановедческих, социально-психологических и культурологических знаний, формирования положительного отношения к иностранному языку и культуре другого народа, развития представлений о достижениях англоязычной музыкальной культуры.
Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, дает
возможность виртуально побывать в той или иной стране, Для того, чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ.
Программа Microsoft Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности
Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся.
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся....
Урок по развитию социокультурной компетенции учащихся
Урок направлен на развитие социокультурной компетенции учащихся, неразрывно связанной с основными задачами обучения: практической, развивающей, воспитательтной....
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках ИЯ
Предлагаю опыт своей работы над социокультурной составляющей ЗУН обучающихся иностранному языку...
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....
«Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».
Обобщение опыта педагога. Выступление на заседании городской группы профессионального общения учителей английского языка....