Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках ИЯ
статья по английскому языку по теме
Предлагаю опыт своей работы над социокультурной составляющей ЗУН обучающихся иностранному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурная компетенция
На сегодняшний день все прекрасно осознают, что английский язык приобрёл статус языка глобального общения.
Задачей учителя является - развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения. Выпускник должен владеть ИЯ, что предполагает умение понять собеседника, выразить свои мысли, а также умение извлечь информацию из текста.
Т.о. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями языка.
Но коммуникативная компетенция предполагает и еще одну немаловажную составляющую-социокультурную. Ведь изучая ИЯ, учащиеся знакомятся с культурой англо-говорящих стран (история, обычаи, традиции, особенности, правила этикета и т.п).
При этом опыт показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, установить понимание удаётся далеко не всегда. Участники взаимодействия произносят фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимания в процессе общения не происходит. Причин много и, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Итак, её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования только ещё разрабатывается в современной методике.
Сформированность социокультурной компетенции является необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.
В словаре методических терминов под СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ понимается (англ. sociocultural competence)-совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.
Социокультурная компетенция включает три блока знаний:
1. лингвострановедческие знания (ЛЕ, пословицы, поговорки, фразеологизмы);
2. социально-психологические знания (модели поведения в различных ситуациях);
3. культорологические знания (знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона: знание традиций, обычаев, ритуалов народов изучаемого языка)
Согласно теории межкультурного обучения усвоение иностранного языка означает проникновение в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа и предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности, так как за каждым национальным языком стоит национально-культурная специфика образа мира, состоящего из элементов и явлений, неотъемлемых и существенных для данного народа.
Необходимо отметить, что привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения; школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.
1. Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка (академический обмен). Но ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, на учителя возлагается задача подбирать соответствующие учебные пособия и разнообразный материал страноведческого характера для своих занятий и искать эффективные способы развития социокультурной компетенции вне языковой среде.
Как же осуществляется развитие социокультурной компетенции у учащихся на уроках ИЯ?
2. Знакомство и работа учащихся со словарями, содержащими историко-кулуьтурный и лингвистический комментарий различных слов-реалий, словосочетаний, сокращений, наиболее распространенных терминов, знание которых необходимо для понимания явлений и фактов, типичных для современной действительности англоязычных стран. Большая часть таких слов-реалий отсутствует в словарях общего типа (англ.толковых, англо-русских), а без них бывает трудно понять о чем, собственно, идет речь в газетной\журнальной статье, литературном произведении и непосредственном общении с носителем языка
3. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации.
4. Эффективно использование на уроке тематических текстов. Информация представляется в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями; Это могут быть анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка.
При изучении тем "Город", "Путешествие по Великобритании" использую обширный набор иллюстративных материалов (фотографии, слайды с видами ландшафтов, городов). Учащиеся с удовольствием предоставляют и свои личные материалы, делясь впечатлениями о своих поездках.
4. Формированию реалистического образа страны изучаемого языка способствует и работа на уроках с учебными фильмами (видеоматериалы) по различным темам. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, модели поведения людей в повседневной жизни.
5. Одним из эффективных путей развития социокультурной компетенции учащихся являются аудиоматериалы. Это могут быть аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка, либо же песни известных музыкантов мира. Все это дает представление об особенностях языка и представляет учащимся звучащую английскую речь в оригинале.
6. Приближённые к реальным условиям иноязычного общения ситуации создаются на уроках посредством парной или групповой работы. Для осуществления такого общения постоянно учу учащихся технике общения - как начать беседу, поддержать её, вступить в неё, в случае необходимости - дополнить, уточнить, запросить информацию, согласиться или не согласиться с высказыванием и т.д. На начальном и среднем этапе провожу для этого ролевые игры, инсценирование и диалогизацию текстов.
7. Реализация социокультурного подхода осуществляется при изучении и проведении традиционных праздников: Хэллоуин, День благодарения, День святого Валентина - с разучиванием песен и стихов, изготовление валентинок и т.д.
8. Но и, безусловно, самым актуальным сейчас является использование информационных технологий в развитии межкультурной компетенции. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является - Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса тех или иных сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни. Учащиеся охотно занимаются поиском лингвострановедческой информации и участвуют в различных Интернет-проектах.
Из всего вышесказанного следует, что развитие социокультурной компетенции со всеми ее составляющими требует не только от учителя постоянной, целенаправленной работы, но и вовлечение самих учащихся в процесс познания культур стран изучаемого языка.
Учащимся для успешной деятельности необходимы не только фоновые и предметные знания языка, но и представления о реалиях иностранного языка и традициях и обычаях другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового барьера.
Почему мы выбираем интернет для решения этой задачи:
• Компьютер позволяет задействовать все три канала восприятия (слуховой, визуальный и кинестетический), что позволяет увеличить объем и прочность усвоения материала.
• Увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету.
• Расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся.
• Дает возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика.
• Позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство – Дает возможность виртуально побывать в той или иной стране.
• Дает возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.
СПОСОБЫ получения знаний:
Текстовые источники (худ.литература, газетные и журнальные статьи)
Визуальные материалы (репродукции картин, карикатуры, таблицы, схемы)
Аудиоматериалы (музыка, аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка )
Видеоматериалы
Интернет (общение в виртуальном пространстве);
Учебники, используемые на урока[ английского языка, "NEW MILLENIUM ENGLISH", " MATRIX", "SPOTLIGHT", " SNOWBALL ENGLISH" содержат материалы страноведческого характера, которые позволяют обеспечить реализацию социокультурного компонента.
Богатый культурологический материал учебников обеспечивает развитие социокультурной компетенции учащихся, предлагая как информацию о Великобритании, так и о других странах, так и развивая умения учащихся представить свою страну в сравнении с другими странами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62176.jpg)
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности
Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146205-1353145272.jpg)
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-183456-1359154023.jpg)
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся.
Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-183456-1359154023.jpg)
Урок по развитию социокультурной компетенции учащихся
Урок направлен на развитие социокультурной компетенции учащихся, неразрывно связанной с основными задачами обучения: практической, развивающей, воспитательтной....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-543291-1417708928.jpg)
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-416022-1394116980.jpg)
Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на коммуникативных стимуляциях для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-81411-1484646504.jpg)
Развитие социокультурной компетенции учащихся средствами французского языка. Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка.
Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка....