ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ
учебно-методический материал по музыке
ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv2.docx | 21.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ»
Мастер-класс студии «Классическая гитара» - ДДТ «Кунцево» Дорошевой Т. В.
Тема мастер-класса: «Ознакомление и приобщение учащихся разных годов обучения к ансамблевой форме музицирования».
Тип мероприятия:
Мастер-класс, проводимый в форме текущего общего занятия.
Цель занятия:
Показать возможности и особенности творческого освоения инструмента при работе в ансамбле с учащимися разных годов обучения.
1. Предварительные замечания:
• Обоснование темы:
Основной формой занятий при обучении игре на музыкальном инструменте являются индивидуальные занятия. Такая форма занятий позволяет максимально полно реализовать на практике принцип личностно-ориентированного обучения. При всех своих преимуществах существует ряд педагогических задач, которые можно более эффективно решить, используя форму общих занятий, в частности, коллективное (ансамблевое) музицирование. Чаще всего в ансамбле педагог соединяет учащихся примерно одинаковых технических и музыкальных возможностей и способностей. Одной из особенностей реализации тайной образовательной программы «Классическая гитара» является соединение в ансамбле учащихся разных годов обучения и задействование в коллективной деятельности всего состава студии.
Такой подход при решении обучающих, развивающих и воспитательных задач, позволяет учащимся начальных годов обучения наблюдать, перенимать опыт, а также принимать участие в совместной работе с учащимися среднего и творческого этапов, что обоюдно повышает мотивацию обучения, имеет существенные воспитательные и образовательные компоненты, развивает социально-коммуникативное взаимодействие с коллективом и с педагогом, воспитывает чувства преемственности и коллективизма.
∙ Постановка цели:
Цель мастер-класса - показать, что процесс обучения учащихся игре на музыкальном инструменте (гитаре) должен быть организован таким образом, чтобы полученные знания и навыки позволили каждому учащемуся активно и творчески участвовать в коллективном музицировании.
∙ Особенности проведения мастер-класса:
Мастер-класс проходит и виде текущего общего занятия под общим назнанием «Репетиция ансамбля». На предварительных занятиях проводится необходимая теоретическая и практическая подготовка и соответствии с индивидуальными особенностями и способностями учащихся и годами их обучения. Даются индивидуальные задания для подготовки к репетиции. В ходе мастер-класса учащиеся демонстрируют теоретические знания и практические навыки, необходимые для работы и ансамбле. Педагог обращает внимание участников мастер-класса на методические приемы, позволяющие определить задачу для каждою учащеюся и объединить всех в процессе работы в единый коллектив для выполнения обшей музыкальной задачи.
∙ Оформление кабинета:
Мастер-класс проводится в просторном помещении, имеющем;
- оборудование (пюпитры, подставки, столы, стулья) в необходимом количестве (до 20 человек);
- библиотеку (музыкальную, нотную, теоретическую, наглядные пособия, методическую литературу);
- мастерскую для изучения, мелкого ремонта музыкального инструмента (гитары); - фортепиано;
- дополнительные музыкальные инструменты
В классе в два ряда вдоль длинной стены расставлены стулья для участников ансамбля. Сбоку напротив стул педагога и рядом напротив стулья участников мастер-класса. Такое расположение удобно для собравшихся и позволяет участвовать желающим гостям в совместном музицировании с ансамблем в процессе репетиции.
2. Ход занятии (мастер-класса).
2.1 Краткое повторение пройденного ранее материала.
Педагог обращается к учащимся начального этапа с просьбой рассказать об особенностях игры на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре) в ансамбле, что им нравится на занятиях, в чем разница между индивидуальными занятиями и работой в ансамбле. Затем педагог просит высказаться старших учащихся, рассказать, как они начинали заниматься и что изменилось за столь длительное время обучения, к чему они пришли и чего добились. Педагог акцентирует внимание учащихся и участников мастер-класса на сходствах и различиях в мотивации к занятиям на разных этапах обучения.
Педагог рассказывает об особенностях ансамблевой формы музицирования, о принципах распределения партий, об обучении техники разбора партии, техники правильного проведения мелодий, аккомпанемента, о правилах соединения партий, о знакомстве с техникой варьирования партии. Педагог сопровождает рассказ наглядными примерами (проигрывание на гитаре, образные сравнения), привлекает в помощники учащихся творческой группы.
Педагог задает вопрос детям, хотят ли они принять участие в работе ансамбля и какие правила работы и поведения в ансамбле они могли бы назвать. Дети отвечают: соблюдать дисциплину, аккуратно относиться к инструментам, выучивать дома партии, внимательно прислушиваться к педагогу и старшим товарищам. Педагог дополняет их: учиться создавать прекрасное через музыку, услышать голос своего инструмента в слаженном общем звучании, стремиться понимать свое место и важное значение в этом общем хоре, испытывать радость от общения и обшей работы. Педагог предлагает повторить и проиграть уже знакомые пьесы. А именно: Дж. Пьерпонт «Jingle Bells»;
Учащиеся проигрывают произведение.
Вопрос детям: «Что вы можете сказать о характере этой пьесы?»
Дети отвечают: «Это новогодняя песня, характер у нее веселый, образ Деда Мороза и звон КОЛОКОЛЬЧИКОВ».
Педагог предлагает внимательно вслушаться в собственную игру и сказать, похожа ли она на тот образ, который они себе представляют.
Дети отвечают: «Звук тяжелый, жесткий, темп медленный, голоса расходятся». Педагог предлагают поработать над звуком, предлагает упражнения:
- извлечение звука разными штрихами (тирандо, апояндо, смешенная техника), предлагает выбрать тембр и прием игры. Показывает это на примере. Дети повторяют. Идет поиск необходимого звука. Старшие наставники помогают младшим. Дается время на самостоятельную отработку.
Педагог предлагает проиграть всем вместе еще раз.
Дети исполняют.
Вопрос детям: «Добились ли они того звука, который лучше отражает музыкальный образ».
Дети отвечают: «Не совсем, но лучше».
Педагог дает задание на дом: поработать над звуком, слушать себя, выделять первую долю такта, мысленно проигрывать мелодию.
Методический совет:
В зависимости от обстоятельств иногда необходимо отрабатывав и закреплять один прием, одну фразу до получения хорошего результата на занятии. А в других случаях возможно показать только принцип достижения результата для дальнейшей самостоятельной работы.
2.2 Методика па шопа новой пьесы.
Педагог: для того чтобы научиться работать с новой пьесой в ансамбле необходимо использование теоретических и практических знаний и навыков и применение их в согласии с особенностями работы в ансамбле. Последовательность разбора партии строго определена. Выбираются пьесы технически не сложные и позволяющие учащимся легко читать с листа.
Педагог раздает нотный материал: А.Виницкий «Дождик».
Педагог рассказывает о композиторе А.Виницком: Композитор живет в Москве, преподает в музыкальной академии и училище джазовую классическую гитару, гастролирует по всем континентам, очень часто дает концерты для детей. Всем полюбились его детские джазовые сборники, пьесы, многие из которых можно играть уже на первом году обучения. Одна из таких пьес предлагается для игры сегодня. Пьеса написана для двух гитар, в простой одночастной форме, в размере 2/4.
Педагог проигрывает обе партии и предлагает ответить:
«В какой партии мелодия и аккомпанемент?»
«Какая партия сложнее?»
«В какой фактуре сделано сопровождение?»
«Какие технические приемы используются в каждом голосе?»
Дети отвечают.
Педагог комментирует и дополняет.
Педагог проводит распределение партий, объясняет, по какому принципу происходит выбор для каждого учащегося.
Дается время для самостоятельного просмотра и разбора партии, старшие наставники помогают младшим.
Педагог спрашивает о готовности и предлагает поочередно проиграть всем первым гитарам и затем всем вторым гитарам. Проводится проверка правильности работы с текстом, дается время на исправление ошибок и задание - выучить но нотам партию первой гитары.
Проводится первое соединение партий. Обращается внимание на синхронность исполнения и внимание к первой доле такта. Ведущий ансамбля подключает метроном.
2.3 Методика овладения техническими приемами варьирования мелодии. Педагог: Для того чтобы научиться варьировать мелодию требуется уверенное и твердо выученное исполнение самой мелодии. Мелодия выбирается легко запоминающаяся и простая. Также необходимо владение различными техническими приемами игры на гитаре. Педагог спрашивает: «Что вы знаете о вариационной форме?»
Дети отвечают: «Это когда мелодия украшается, изменяется, но ее можно узнать». Педагог отвечает: «Правильно, да, это можно представить, как музыкальное приключение или путешествие одной и той же мелодии в разные ритмические рисунки, в различные регистры и тональности. Вы уже знакомы с такими формами вариаций на примере работы с пьесами: Л.Шумеев «Испанская Малагуэнья» и вариации на тему русской народной песни «За реченькой диво». А сейчас мы попробуем на тему пьесы А.Виницкого «Дождик» придумать вариации сами. Давайте пофантазируем, что можно сделать?». Дети отвечают: «Попробуем удвоить каждый звук мелодии и получится, что дождик пошел чаще».
Педагог: «Отлично, играем!»
Дети и педагог играют.
Педагог: «А давайте это играть на октаву выше, а я играю вместо аккордов арпеджио». Играют.
Дети: «Хорошо получилось, а что еще можно придумать?!»
Педагог: «Много можно придумать, вот этим мы и будем заниматься на следующем занятии. А сейчас задание на дом: Выучить очень хорошо и уверенно тему дождика и попробовать его играть во всех октавах, попробовать опевать устойчивые звуки мелодии посмотреть партию другой гитары. Занятие окончено».
Ребята складывают инструменты, убирают на место стулья, подставки, пюпитры и ноты. Приводят класс в порядок.
План открытого занятия Педагога дополнительного образования студии «Классическая гитара» ДДТ «Кунцево» Дорошевой Татьяны Владимировны.
Дата занятия 19.12.2013
Место проведения: кабинет музыки ДДТ «Кунцево».
Продолжительность занятия: 40 минут.
Цель занятия: ознакомление и приобщение учащихся разных этапов обучения к ансамблевой форме музицирования.
Задачи занятия:
- Знакомство с особенностями игры в ансамбле.
- Включение учащихся начального этапа в ансамбль студии «Классическая гитара». Воспитание чувства преемственности и коллективизма.
- Обучение технике разбора партий, правильного проведения мелодии, аккомпанемента; соединение партий; знакомство с техникой варьирования партий.
- Знакомство с творчеством современного российского композитора А. Винницкого.
Методы: рассказ, наблюдение, беседа, показ, инструктаж, педагогическое требование.
Оборудование: инструмент (гитара), подставка под ногу, пюпитр, ноты, треугольники, барабанчик.
План занятия.
1. Вводная часть - цели и задачи занятия. 3 мин.
2 Основная часть. 30 мин.
- Рассказ об ансамблевой форме музицирования.
- Знакомство начинающих гитаристов с музыкантами ансамбля.
- Работа над произведениями: Дж. Пьерпонт «Jingle Bells», Руис Пипо «Танец с топорами».
- Упражнения без инструмента ритмические и расслабляющие.
- Работа над новым материалом. А. Винницкий «Этюд»
- Рассказ о композиторе.
- Разбор произведения. Проигрывание педагогом, распределение партий, определение метро-ритма, разбор нотного материала, соединение партий.
3. Заключение. 5 мин. Анализ результатов занятия:
- достижения
- недостатки
- пути устранения.
4. Задание на дом. 2 мин. Продолжение работы над партиями с учетом индивидуальных замечаний.
5. Вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение лексике на раннем и среднем этапах обучения для успешного развития языковой компетентности
Обучение лексике на раннем и среднем этапах обучениядля успешного развития языковой компетентности...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...
Исследовательская работа учителя "Использование приёма интеграции на уроках английского языка при ознакомлении и усвоении грамматических структур на начальном и среднем этапе обучения"
Данная работа является обобщением опыта работы учителя по использованию приёма интеграции на уроках английского языка как основе и опоре для ознакомления и усвоения грамматических структур на начально...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке
Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....
Технология обучения дошкольников эементарному музицированию Тютюнниковой Т.Э.
Технология обучения дошкольников элементарному музицированию Тютюнниковой Т.Э....