Выступление на педсовете Гимназии на тему: «Внедрение ФГОС в 8-ом классе на уроках английского и французского языков».
методическая разработка (8 класс) по теме
О внедрении метапредметных учебных действий учащихся, развитии регулятивной компетентности.
Регулятивные действия обеспечивают самостоятельность работы учащегося и включают в себя постановку цели, планирование способов ее достижения, планирование и выполнение конкретных действий, знание критериев оценивания, соотнесения результата с критериями, осуществление самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 22.5 КБ |
tezisy_doklada.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение ФГОС в 8-ом классе на уроках английского и французского языков»
Предметные результаты обучения в ИЯ всегда базируются на коммуникативной и языковой компетенциях, зависят от изучаемой темы и уровня сложности материала, распланированы по годам обучения и по существу не меняются.
Новое во ФГОСах – это цели, задачи и методики преподавания, выраженные в метапредметных и личностных результатах обучения.
Поэтому речь пойдет в основном о внедрении метапредметных учебных действий.
Регулятивные действия обеспечивают самостоятельность работы учащегося и включают в себя постановку цели, планирование способов ее достижения, планирование и выполнение конкретных действий, знание критериев оценивания, соотнесения результата с критериями, осуществление самооценки, анализ оценки учителя и других учеников и внесение изменений, т.е., самокоррекцию.
Для развития навыка планирования в начале года каждому учащемуся выдается список тем на год с колонкой для оценки и датой сдачи темы. Список тем позволяет учащемуся увидеть объем, путь, который он должен пройти за год, позволяет отслеживать пройденный материал, видеть положительную или отрицательную динамику результатов. Для достижения положительных результатов и планирования действий учащимся следует знать критерии оценивания работ. Для этого многократно проговариваются критерии для выполнения разного вида заданий. Например, при оценивании техники чтения, когда мы читаем литературные тексты важно не только правильное произношение слов и беглость чтения, но, самое главное, интонация, позволяющая выделить смысловые акценты текста, правильно выделить голосом конец предложения, паузу, восклицание, вопрос. Таким образом, слишком быстрое чтение также неудовлетворительно, как и слишком медленное. Как и на родном языке, самому читающему, как и слушателю должен быть ясен смысл прочитанного. При оценивании монологической речи учитывается не только беглость и связность изложения, но и достаточность употребления новой лексики и сложной грамматики. Слишком упрощенная тема не будет оценена высоко. При написании личного письма учащимся сразу объясняются критерии оценивания письма (в формате ОГЭ) и предлагаются образцы правильного оформления письма, так чтобы они самостоятельно могли планировать и выполнить конкретные действия. После выполнения некоторого вида заданий, например, чтения, докладов, разыгрывания речевых ситуаций, учащимся предлагается прокомментировать результаты друг друга в доброжелательном тоне, отметить лучшие работы и аргументировать свою оценку. В результате такого анализа, многие учащиеся смогли скорректировать свою деятельность. В конце учебного раздела ученикам было предложено проанализировать и кратко представить свои достижения и недостатки в обучении с целью саморегуляции. На уроках достаточно часто выполняется самопроверка заданий с опорой на правильные образцы, не требующие оценки и взаимопроверка работ учащихся, требующих оценки. Это позволяет увидеть типичные ошибки, отрефлексировать их. Кроме того, эта деятельность воспитывает ответственность, поскольку проверяющий пишет свою фамилию и впоследствии проверяется учителем, то есть, мной. В случае некачественной проверки ученик отстраняется на определенное время. Если некачественность проверки объясняется не умышленностью, а несформированным навыком, то ученик дорабатывает навык при усиленном контроле.
В итоге, можно говорить о простом, но комплексном подходе для развития регулятивной компетенции: планирование целей и задач, знание критериев оценивания, планирование действий, оценка учителя, самооценка, взаимооценивание с анализом, корректировка при выполнении следующего задания.
Кроме того, есть специальные задания, требующие самостоятельного планирования: это традиционные мини-проекты, доклады, где все регулятивные действия учащийся должен выполнять самостоятельно. Учитель оказывает помощь в объяснении целей и критериев оценивания. Так, например, доклад с опорой на презентацию не должен содержать много текста, докладчик не должен читать текст, он может лишь посматривать на план. Такой доклад требует большой предварительной работы и применения познавательных действий: поиск материала и работа с разными источниками информации: учебником, справочником, электронными сайтами и энциклопедиями. Работа с материалом включает изучение, анализ, сравнение, выделение главного, фиксацию материала, создание презентации – опоры для доклада. И, наконец, само представление доклада требует развития коммуникативной компетенции. Таким заданием в 8-ом классе английской группы были доклады по разным ступеням среднего образования в английской школе и сравнения их с соответствующим этапом в русской школе. Как я уже говорила, после представления докладов было обсуждение их достоинств и недостатков.
После ознакомления и сравнения систем среднего образования в английской и русской школе учащимся была предложена работа в командах, где одна команда должна была выработать аргументы в защиту русской модели школы, а другая – английской. Командам дается три минуты для выработки аргументов и распределения говорящих. Затем они по очереди из разных команд высказывают аргументы. Такая форма игры-работы развивает познавательную и коммуникативную компетенции, учит взаимодействию, умению реагировать на то, что говорит собеседник. Поскольку учащимся предлагается защищать определенную позицию, независимо от их собственных предпочтений, такая работа помогает выработать умение понимать и учитывать не только свои аргументы, но и аргументы оппонента.
Проблемы в данном виде работы возникают в выработке интересных идей, иногда приходится подсказывать и собственно, в командной работе. Учащиеся легче выполняют работу самостоятельно, чем распределяют роли. Это же видно и в совместном проекте. Им легче сделать самому, чем договориться, кто что делает.
Однако в сентябре этого года группа девочек 8-го класса участвовали в ГОРОДСКОЙ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И Я-ЧИТАТЕЛЬ» в переводе современного литературного текста на русский язык в номинации «Грани перевода», где стали призерами. Поиск отрывка для перевода и сам перевод осуществлялся ими тремя. Работа была слаженной и успешной.
Остается добавить, что в самом УМК заложено много заданий, учитывающих ФГОСы: разные виды текстов с заданиями, рассчитанными на разные виды чтения: ознакомительные, поисковые, детальное; разговорный английский, включающий задания на ролевые игры.
На французском языке также применяются деятельностный подход в обучении, но в 8-ом классе я столкнулась с трудностью перевода накопленного языкового материала в коммуникативную компетенцию. Другими словами, учащиеся испытывают трудности в спонтанной речи даже при простых высказываниях на бытовые темы, особенно при сравнении с английским языком. Подготовленные задания они могут выполнить хорошо, но спонтанно построить высказывание затрудняются. Поэтому кроме запланированного материала я уделяю особенное внимание созданию речевых ситуаций: высказывание на заданную тему простым языком, но аргументированно и с примерами. Мы составляем его на русском языке вместе, затем учащиеся коллективно переводят устно с моей корректировкой. Дома уч-ся должны перевести его письменно и рассказать. Бытовой язык обеспечивает повторяемость определенных выражений, развивая коммуникативную компетентность. В добавление к этому ролевые игры в речевых ситуациях и «круглые столы» для обсуждения тем. Важно, что учащиеся понимают цели таких заданий и активно участвуют сами в их планировании и реализации.
В итоге, я вижу, что понимание учащимися перспективы обучения, знание критериев оценивания задания значительно повышает мотивацию и качество регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, поэтому в перспективе я думаю ввести список тем по грамматике и, возможно, речевых ситуаций для разговорного английского и французского языков.
Предварительный просмотр:
«Внедрение ФГОС в 8-ом классе на уроках английского и французского языков»
- Предметные результаты не меняются.
- Новое во ФГОСах – это цели, задачи и методики преподавания, выраженные в метапредметных и личностных результатах обучения.
- Регулятивные действия обеспечивают самостоятельность работы
- Список тем на год с колонкой для оценки и датой сдачи темы.
- Критерии оценивания работ: техника чтения, монологическая речь, личное письмо
- Комментарий результатов друг друга в доброжелательном тоне, выделение лучших работ и аргументация своих оценок.
- Самооценка в конце раздела.
- Самопроверка заданий с опорой на правильные образцы, не требующие оценки и взаимопроверка работ учащихся, требующих оценки – рефлексия и корректировка типичных ошибок, ответственность.
- Комплексный подход для развития регулятивной компетенции: планирование целей и задач, знание критериев оценивания, планирование действий, оценка учителя, самооценка, взаимооценивание с анализом, корректировка при выполнении следующего задания.
- Традиционные мини-проекты, доклады. Критерии оценивания. Предварительная работа: познавательные действия, коммуникативная компетенция. Доклады по разным ступеням среднего образования в английской школе и сравнения их с соответствующим этапом в русской школе.
- Работа – игра: аргументы за и против.
- Проблемы в выработке интересных идей и в командной работе.
- Участие в ГОРОДСКОЙ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И Я-ЧИТАТЕЛЬ» в переводе современного литературного текста на русский язык в номинации «Грани перевода».
- В самом УМК заложено много заданий, учитывающих ФГОСы: разные виды текстов с заданиями, рассчитанными на разные виды чтения: ознакомительные, поисковые, детальное; разговорный английский, включающий задания на ролевые игры.
- Трудность перевода накопленного языкового материала в коммуникативную компетенцию. Трудности в спонтанной речи. Развитие коммуникативной компетенции: мини-темы ролевые игры в речевых ситуациях и «круглые столы» для обсуждения тем. Участвуют сами в их планировании и реализации.
- В итоге, я вижу, что понимание учащимися перспективы обучения, знание критериев оценивания задания значительно повышает мотивацию и качество регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, поэтому в перспективе я думаю ввести список тем по грамматике и, возможно, речевых ситуаций для разговорного английского и французского языков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка"
Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка", предполагает знакомство учащихся с основной лексикой по теме, высражениями. Позволяет использовать изученную на урок...
Интегрированный урок английского и французского языка в 5 "А" классе по теме "Достопримечательности Лондона и Парижа".
Интегрированный урок по теме «Достопримечательности Лондона и Парижа» ( английский язык и французский язык) в 5 «А» классе.Провели: Волошина Н.А (учитель английского языка), Калинина Л.Э.(учитель...
Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».
Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....
Интегрированный урок английского и французского языков "Здравствуй, друг!". 5-й класс
Особенностью урока является то, что при повторении цифр, английских слов при знакомстве, приветствии и прощании, одновременно учатся произносить эти слова по-французски, знакомятся с достопримечательн...
Интегрированный урок английского и французского языков "Здравствуй, друг!". 5-й класс
Особенностью урока является то, что при повторении цифр, английских слов при знакомстве, приветствии и прощании, одновременно учатся произносить эти слова по-французски, знакомятся с достопримечательн...