Школьный праздник как возможность творческого самовыражения учащихся
статья (8, 9, 10 класс) на тему

Кудрявцева Мария Олеговна

Данная статья расскажет об опыте работы нашей кафедры английского языка. Мероприятие, которое мы ежегодно организуем для учащихся 8-11 классов, создает заметную мотивацию, вовлекает всех в учебный процесс и очень вписывается в ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_prazdnik.docx21.23 КБ
Файл shkolnyy_prazdnik1.pptx278.15 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Мария Олеговна,

учитель английского языка

ГБОУ школа №112

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Школьный праздник как возможность творческого самовыражения учащихся

(из опыта работы кафедры английского языка)

Введение ФГОС позволяет актуализировать потенциал школьников через изучение иностранного языка  как предмета. Иностранный язык отличается от других предметов тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук. Изучение языка – это овладение новым вербальным кодом, который становится средством межкультурного общения, а также инструментом приобретения новых знаний о мире.

Учитель организовывает личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка, используя учебное иноязычное общение и активную творческую деятельность ученика на уроке. Гораздо сложнее учителю  включить ученика в реальную языковую коммуникацию и смоделировать процесс вхождения в культуру. Другие сложности учебно-воспитательного процесса в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды,  количество часов ограничено (на одного ученика приходится в среднем 1-2 говорения за урок). На уроке развитие речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

В связи с этим внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность дает возможность создать уникальную ситуацию естественной языковой среды, способствующую не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Учителя английского языка нашей школы в рамках Недели английского языка организуют общешкольный праздник ко Дню 8 марта. Праздник - для учителей, но для учеников – это конкурс английской песни «We will Rock you». В этом мероприятии участвуют ученики 8-11 классов.  Учащиеся выпускного класса, разделившись на творческие группы, создают сценарий мероприятия. Каждая группа готовит рассказ о музыкальном периоде 80х, 90х и 2000х годов, знакомится с популярными исполнителями и образами тех времен. В самом конкурсе участвуют 8-10 классы. Перед каждым классом ставятся определенные условия:

  • подготовить 3 песни на английском языке;
  • каждая песня должна быть из разного периода времени (80-е, 90-е, 2000е);
  • одну песню исполняют мальчики, другую – девочки, а третью – весь класс;
  • каждая песня сопровождается творческим номером (танец, инсценировка);
  • необходим видео ряд (презентация, клип, видеофильм) с текстом песен на английском и на русском;
  • тематика песен - женщины, любовь и красота;

Подготовка этого праздника однозначно не укладывается в урочную систему. На уроках английского языка учителя работают с текстами песен. Вся дальнейшая работа является внеурочной деятельностью и самостоятельной подготовкой учащихся.  Ученики знакомятся с музыкальными историческими периодами, изучают историю групп и исполнителей, просматривают фильмы и клипы, изучают танцевальные движения и костюмы, подбирают «минусовки» и обрабатывают их, создают творческие видео и презентации. Задача учителя контролировать, направлять, советовать и поддерживать учащихся, но не препятствовать творчеству и самовыражению. Участвуя в подготовке этого праздника, понимаешь, насколько музыкальная культура интересна современным подросткам, ребята с радостью исполняют композиции любых направлений и периодов, их увлеченность заражает учителей.

Этот конкурс можно считать метапредметным проектом. Он связывает такие дисциплины как английский язык, история, информатика, музыка и танцы. В рамках специфики предмета «английский язык», помимо мотивации, дает возможность дополнительно работать над фонетикой, изучать грамматику на примерах «живого языка», стилистику языка, современную лексику («разговорный язык»), сравнить язык разных эпох, изучать культуру страны, изучаемого языка. Знания по истории неразрывно связаны с изучением музыкальных периодов. Создание презентации, видеофильмов и использование программ по обработке музыкальных файлов – это информатика, а творческие номера – это музыка и танцы. Каждый учащийся имеет возможность проявить свои индивидуальные творческие способности : художественные, вокальные, танцевальные, организаторские и др.

Воспитательные результаты тоже достаточно широкие:

  • приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • опыт самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В заключении хочется сказать, что многообразие форм деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]:  пособие для учителя / Д. В. Григорьев,  П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст]:  Начальное и основное образование  / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
  4. Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение»  М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?» [Текст] / А.Уварова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. С.2-6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Английский язык Внеурочная деятельность

Слайд 2

Особенности преподавания английского языка как предмета Введение ФГОС актуализирует воспитательный и развивающий личность школьника потенциал через изучение «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

Слайд 3

Недостатки учебно-воспитетального процесса Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов , когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации , основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

Слайд 4

Внеурочная деятельность и английский язык В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды , способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования . Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Слайд 5

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта по основным направлениям развития личности : спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована : научно-познавательная и научно-исследовательская деятельность школьников, художественно-эстетическое направление, проектная и общественно полезная деятельность

Слайд 6

Научно-исследовательская и познавательная деятельность Художественно-эстетическое направление Проектная и общественно полезная деятельность Написание исследовательских работ в рамках предмета: учащиеся 8-11 классов, работа с сентября по февраль; ( «Функционирование английского юмора в разных типах текста», «Роль эпитетов в произведениях О.Уайльда», «Революция 1917 года глазами иностранцев», «Роль идиом в текстах английских песен»); Новый год в начальной школе: постановка спетаклей «12 месяцев», «Снежная королева» (1-4 классы); Проекты, расширяющие программу уроков: 6 класс « Trip around the UK » ( виртуальная экскурсия по Объединенному Королевству) 11 класс « I want to continue my education at…. » (разработка индивидуального образовательного маршрута) 8 класс « Ecology in our city » (экологическая ситуация в городе +возможность общественно-полезной деятельности) 7 класс «» Интерактивно-познавательные игры в рамках Недели английского языка ( 2-7 классы); Подготовка к конкурсам и олимиадам ; Конкурс английской песни « We will Rock you » , участники 8-11 классы, поздравление учителей к 8 марта;

Слайд 7

Конкурс песни « We will Rock you » В рамках специфики предмета дает возможность: дополнительно работать над фонетикой, изучать грамматику на примерах «живого языка», изучать стилистику языка, изучать современную лексику («разговорный язык»), сравнить язык разных эпох, изучать культуру страны, изучаемого языка;

Слайд 8

Метапредметный проект: английский язык, музыка, танцы, история.

Слайд 9

Реализация художественно-эстетического направления: Каждый учащийся имеет возможность проявить свои индивидуальные творческие способности : вокальные, художественные, организаторские, танцевальные, даже в работе с компьютером, современными программами по обработке песен.

Слайд 10

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Слайд 11

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Слайд 12

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Слайд 13

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

Слайд 14

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.

Слайд 15

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Слайд 16

Многообразие форм деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Слайд 17

Литература: Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. Примерные программы внеурочной деятельности. [Текст]: Начальное и основное образование / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение» М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?» [Текст] / А.Уварова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3. С.2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы оздоровления: лечение творческим самовыражением.

Работая в системе  образования на протяжении многих лет, могу смело утверждать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. По данным исследований российских учёных численно...

«Система сопровождения проектной деятельности на уроках английского язык, способствующей творческому самовыражению и личностному развитию учащихся»

Цель:          Систематизировать опыт сопровождения  этапов проектной деятельности учащихся  на уроках английского языка.Задача: ...

Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"

Авторы-составители:Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. НовокузнецкГилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк В основу программы социально...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....

« КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Для предупреждения и преодоления неуверенности, скованности, чувства страха применяется давно зарекомендовавший себя метод куклотерапии. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекц...