Развитие и совершенствование навыков восприятия иноязычной речи на слух.
методическая разработка на тему

Егорова Наталья Романовна

Данная методическая  разработка создана на основе цикла лекций Кевина Китинга, преподавателя и методиста Университета Аризоны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и совершенствование навыков  восприятия  иноязычной речи на слух.

Обучение аудированию в рамках коммуникативной методики рассмотрим как часть мульти-сенсорного подхода в преподавании иностранного  языка, в котором возможность понимания речи на слух тесно связана с остальными умениями и навыками. Добавляя говорение, письмо и чтение, мы делаем аудирование более активной формой обучения.

Лучшие упражнения по  обучению аудированию требует от учащихся либо физической реакции на услышанное, либо выполнения ряда упражнений в устной или письменной форме.

Три простые техники, направленные на развитие умения                   аудировать.

  1. Хоровое повторение. Учащиеся максимально внимательно слушают преподавателя, чтобы с точностью воспроизвести сказанное им.
  2. Следующая техника предполагает работу в парах, когда один учащийся располагает всей необходимой информацией, необходимой его однокласснику, чтобы выполнить определенное задание.
  3. « Эхо-техника» предполагает определенную групповую работу, после которой учащимся надо будет пересказать все, что они услышали от своих товарищей.

Примеры заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции (аудирования).

  • Учащиеся делятся на группы по три человека. В каждой группе один учащийся получает заготовленные ранее учителем вопросы и зачитывает их одному из  своих товарищей, который на них отвечает. Когда получены ответы на все вопросы, третий учащийся рассказывает всему коллективу все, что услышал. Затем учащиеся меняются ролями в тройках, предоставляя возможность каждому спросить, ответить и пересказать.
  • Упражнение «Учитель говорит» предполагает некий физический ответ учащихся  на инструкции учителя.

Инструкции могут быть:

  • Положи правую руку в правый карман.
  • Дотронься до носа левой рукой.
  • Подними перед собой левую ногу.
  • Покружись
  • Сделай два шага вперед
  • Закрой правый глаз
  • Скрести руки на груди
  • Посмотри на пол
  • Улыбнись однокласснику слева и т.д.

Example:


  • Put your right hand in your right pocket.
  • Touch your nose with your left hand.
  • Lift up your left leg in front of you.
  • Turn around.
  • Take two steps forward.
  • Close your right eye.
  • Cross your arms in front of you.
  • Look down at the floor.
  • Smile at the classmate on your left.
  • Etc.

Чтобы связать данный вид работы над развитием навыков аудирования с говорением, попросить учащихся воспроизвести те задания, которые  они получали. Также можно попросить учащихся выполнять только те инструкции, после которых шло слово «пожалуйста».

  • Похожее на описанное выше упражнение, в

котором учащиеся, следуя полученным инструкциям, записывают личные данные определенным образом.

Example:

  1. In the top right corner of your paper, write your name, family name first.
  2. On the first line, on the left side, write your birthplace: city and country.
  3. Under where you were born, write your mother's and father's first names.
  4. In the middle of the page, draw a circle.
  5. Inside the circle, write your favorite dinner food.
  6. Above the circle, draw a simple picture showing how many children you have or would like to have.
  7. Below the circle, write the name of a movie that you really like.
  8. At the bottom of the page, draw a square.
  9. Inside the square, write your birthday, month and day only, using numbers.
  10. Etc.

Затем учащиеся зачитывают свою информацию и задают друг другу вопросы или пересказывают то, что услышали от своих товарищей. Как домашнее задание учащиеся могу сами придумать свои инструкции.

  • Работа по карте обеспечивает превосходную

 практику для совершенствования навыка аудирования. Можно начать с заполнения названий улиц и различных зданий на карте под диктовку учителя. Далее, обозначив начальную точку пути, следуя инструкциям учителя, учащимся необходимо добраться до нужного объекта. Студенты могут сами задавать маршрут друг другу в парах. Как домашнее задание они должны написать свой маршрут от школы до дома.

  • Упражнение на заполнение пропусков.

Класс делится на две группы. Одна группа учащихся получает текст (небольшой рассказ), другая группа- вопросы к тексту.

Example of story:

A New Business

A poor woman in Bulgaria was worried about her family. She didn't have a job, and she couldn't feed her children. But she had an idea: "If I can borrow some money, I can start a small business and earn money." So, she went to a special bank that lends small amounts of money to the poor in order to start small businesses. With the money, she bought some chickens and  Etc.


Example of questions:

  1. Where did the woman live?
  2. Was she rich or poor?
  3. Why was she worried?
  4. What was her idea?
    Etc.

Учащиеся должны по вопросам восстановить текст и пересказать его.

  • Упражнение « Работа по календарю»
  1. Учащиеся получают календарь на текущий месяц. Учащимся представляются два персонажа, о планах которых пойдет речь далее. For instance, you say:mhtml:file://C:\Users\Дом\Desktop\МАМИНА%20ПАПКА.%20РАБОЧАЯ\TESOL\Communicative%20Teaching%20for%20the%20ESL_EFL%20Classroom_%20Lesson%203.mht!https://api.ed2go.com/CourseBuilder/2.0/images/resources/prod/3ct-0/L03-06.gif
  • On October 1st, they have to pay their rent.
  • On October 6th at 3:00, Micah has a dentist appointment.
  • On Friday the 9th, they are going to a party at Crystal's house.
    Etc.

Учащиеся слушают и отмечают события на календаре. Затем в парах они сравнивают свои календари и пересказывают все, что услышали. Также они могут изготовить свои собственные календари и продиктовать события всему классу.

  • Упражнение « Послушай и обсуди»

Учитель рассказывает классу небольшой рассказ или делает сообщение ( 2-3 минуты)

Example of lecture:

E-Coli Danger

Part 1
There is a bacteria present in much of the meat sold in the United States. It is called e-coli, and it can be especially dangerous for old people and children. The e-coli bacteria lives on the surface of meat or poultry, such as on steak or chicken.

Part 2
Cooking generally kills the bacteria. However, in hamburger meat, which is meat that is ground, the bacteria can be found not only on the surface but also inside the hamburger. Therefore, it is a good idea to cook a hamburger completely, both the outside and inside.

Part 3
Etc.

Example of main points to dictate:

Part 1

  1. Food and country where problem occurs:
  2. Name of the bacteria:
  3. Danger:
  4. Examples of where bacteria lives:

Part 2

  1. Method for destroying bacteria:
  2. Problem food and reason for problem:
  3. Solution:

Part 3
Etc.

Основные моменты сообщения в виде плана зачитываются учащимся. Студенты прослушав каждый отрывок, пересказывают его, а дойдя до конца, учитель просит по плану пересказать все сообщение.

Это же задание можно выполнить, используя не пункты плана, а вопросы. Example of story:

The Lost Dentures

A 65-year-old man named Hal was fishing on a boat near the coast of Denmark. He became seasick and vomited overboard. While he was throwing up, Hal's dentures fell out of his mouth into the water. He was very upset because he did not have another set of false teeth. Hal told some people in his small town about this. Three days later, another man was fishing in the same area. Etc.

Example of questions:

  1. Where did this happen?
  2. What was the man's name?
  3. How old was he?
  4. What was he doing?
  5. What happened while he was fishing?
    Etc.

Вопросы записаны на доске. Учащиеся по очереди пересказывают услышанное.

Аудирование за пределами класса.

Учащиеся могут совершенствовать навыки аудирования за пределами классных комнат, особенно в англо-говорящих странах.

  1. Учащиеся должны позвонить в различные учреждения (билетные кассы, компании) и прослушать записанные на автоответчик сообщения или получить необходимую информацию в непосредственной беседе (узнать часы работы, расписание, цены).
  2. Вежливо и ненавязчиво слушать разговоры людей по мобильному телефону или между собой в транспорте или в ресторане и т.д.
  3. Поощрять учащихся слушать радио,новости, песни на иностранном языке.

Мы рассмотрели аудирование как активный вид деятельности, тесно связанный с говорением, чтением, письмом.

Communicative Teaching for the ESL/EFL Classroom: Lesson 3

 Instructor: Kevin Keating

Перевод статьи выполнила Егорова Н.Р.

ГБОУ СОШ 539 г. Санкт-Петербург, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха:«Гигиена жилища»

Цель : научить детей мыть полы, закрепляя навыки по влажной уборке класса, развивать разговорную речь в процессе коллективного труда....

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха «Труд людей осенью. Уборка территории».

Данное занятие  способствует богащению словаря, формированию правильного построения предложения, умению обговаривать свои действия при уборке территории, воспитанию желания трудиться и уваж...

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха на тему "Мир профессий" для учащихся 8 - 12 кл.

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха на тему "Мир профессий" для учащихся 8 - 12 кл....

Занятие по развитию речи и слуха: «Птицы зимой»

Цель занятия "Птицы зимой" учить детей правильно отвечать на вопросы, добиваться правильного произношения звуков, развивать внимание детей на основе уп...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста...