"Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку" (Мои методические находки. Из опыта работы.)
статья на тему

Бушева Наталия  Александровна

     Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, в формировании  его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; в формировании личности с определенной гражданской и нравственной позицией, определенными установками. Понимание необходимости переориентировать детей на продуктивную образовательную деятельность побудили меня к поиску новых форм, методов, приемов и инновационных технологий в обучении учащихся английскому языку, способствующих развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Мои методические находки я описываю в этой статье. В заключение, предлагаются результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 3-11 классов, с целью выявления на их взгляд наиболее эффективных форм работы на уроках иностранного языка на современном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения

учителей иностранного языка по теме:

«Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку.

(Мои методические находки. Из опыта работы)»

        Автор:

                                                                                      учитель английского языка

                         Н.А. Бушева

Вологда, 2015г.

                                        Учитель!

          Он всегда в дороге –

                                                                                            В заботах, поиске, тревоге-

                                                                                            И никогда покоя нет.

          И сто вопросов на пороге,

                                                                                            И нужно верный дать ответ.

                                                                 Он сам себя всех строже судит.

                                                                                            Он весь земной, но рвется ввысь.

                                                 Не счесть, пожалуй, сколько судеб

                                                                                            С его судьбой переплелись…

                                                  (И Дружинин)

     Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, в формировании  его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; в формировании личности с определенной гражданской и нравственной позицией, определенными установками.

     Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Настала необходимость поменять диалог между учителем и учеником, он должен стать диалогом сотрудников. Учитель из человека,  дающего знания, превращается в человека, руководящего деятельностью ребенка по добыванию знаний самостоятельно.

     На мой взгляд, педагог сам должен быть готов принципиально поменять содержание своей деятельности как учителя в учебном процессе, не столько объясняя учебный материал, сколько организуя интерактивную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.

     Понимание необходимости переориентировать детей на продуктивную образовательную деятельность побудили меня к поиску новых форм, методов, приемов и инновационных технологий в обучении учащихся английскому языку, способствующих развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

     Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что-то новое самим, поэтому, на мой взгляд,  способы обучения, направленные в первую очередь на усвоение системы языка, должны быть заменены новыми, интерактивными формами обучения, объединяющими учащихся – субъектов учебного процесса и придающими процессу обучения поистине деятельностный характер. Это значит, что традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет учитель, а ученики активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. 

     Целью применения интерактивного обучения является создание условий для формирования  коммуникативной компетенции учащихся в различных видах деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Только в условиях психологического комфорта ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность! (Б.Шоу)

      Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

     

      К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака),  сократический диалог, работа в группах, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, опрос-квиз (контроль), контрольный лист или тест, методы  «Займи позицию», «Дерево решений», «ПОПС-формула» и другие.

       Кроме того, в процессе обучения можно использовать такие формы работы:  как групповые дискуссии, конференции (видеоконференции), письменные изложения и сочинения,  просмотр и обсуждение видеофильмов и видео сюжетов, обучение молодых людей для работы по принципу »Равный – равному».

     Мощным стимулятором желания общаться на иностранном языке в начале урока всегда является интерес,  подпитанный ещё и положительным зарядом. Стремясь создать атмосферу общения на уроке, можно начать с непринуждённой беседы:

T: How are you? How’s life?  How are you getting on?  

Беседа будет наиболее эффективной, если организовать управляемый полилог в режиме: T – P1 – P2 – T - P3 – P4 по схеме «стимул-реакция» ( T: Kate, don’t you know  how Ann is today? Will you ask her, please).

     Учителю, выслушав учащихся,  в свою очередь необходимо поделиться  своими новостями  или событиями его жизни.

     Метод мозгового штурма «Brain storming» также относится к одному из эффективных методов интерактивного обучения учащихся с целью формирования ЛГ навыков устной речи. Суть его заключается в следующем – за минимум времени максимум идей. 1 этап - учащиеся за определённое время предлагают как можно больше различных вариантов решения предложенной задачи,  все идеи фиксируются на доске (создание банка данных).  2 – этап. В каждой идее находить полезное, рациональное. В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения (анализ идей), назначают спикера, который оглашает все идеи. Так, при изучении темы «Идём в поход», учащиеся 7 класса стараются назвать всё, что может пригодиться в походе. Затем идет обсуждение самых необходимых вещей в походе и аргументация для чего. В ходе данного вида работы у учащихся не только активизируется лексика по изучаемой теме  и формируются грамматические навыки использования степеней сравнения имен прилагательных, но и формируются личностные, коммуникативные, познавательные УУД.

     Как показывает практика, использование метода «мозгового штурма» даётхорошие результаты. Дети не только учатся общаться на языке, высказывать свою точку зрения, но они становятся более уверенными в себе.

     При постановке цели следует позаботиться о том, чтобы она соответствовала реальным целям общения, чтобы помочь ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения.  Например, рассматривая  фото, где показаны фрагменты из жизни людей, живущих за чертой бедности, десятиклассникам предлагается метод «Мозговой штурм» идей, сразу становится понятна тема урока ‘’Poverty’’.

И в сократическом диалоге (Метод Сократа — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник задает особым образом сформулированные, «наведенные» (но не наводящие) вопросы.  Учащиеся без труда ставят цель урока: “ Helping people to get out from this situation’’, затем проговариваем задачи урока. Только в том случае, если цель занятия принята и осознана всеми учащимися, есть смысл говорить об успешном результате.

     Далее может следовать работа в малых группах или парах: установление и обсуждение причинно-следственных связей данного социального явления в обществе. И,  наконец, поиск путей выхода из сложившейся ситуации в группах сменного состава.

 ( прием технологии проблемного обучения).

     Метод «Займи позицию»:

  • Позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса;
  • Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. Например, учащимся 9 класса учитель задает вопрос: »Вы за или против здорового образа жизни?»;
  • Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях кабинета:

Абсолютно за    

Абсолютно против

Скорее за

Скорее против

  • Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции;
  • Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов (метод технологии проблемного обучения).

Следующий эффективный метод  «Дерево решений» позволяет:

  • Овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.;
  • Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Например, учащиеся 10 класса обсуждают преимущества и недостатки жизни в семье, состоящей из нескольких поколений.
  • «Дерево решений» для  3 вариантов (3 группы) может выглядеть следующим образом:

Проблема:…

Вариант 1                          вариант 2                          вариант 3

      Плюсы   Минусы        Плюсы   Минусы             Плюсы   Минусы

      Метод «Попс-формула»:

  • Позволяет помочь учащимся аргументировать свою позицию в дискуссии.
  • Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой состоит из 4 элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)        мы считаем, что…

О – обоснование (довод в поддержку позиции)        …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)        …например…

С – следствие (вывод)                        …поэтому…

Например, учащиеся 8 класса, при изучении темы «Зачем изучать английский язык? Могут поработать в парах и представить свое свою позицию в дискуссии.

     На всех уровнях обучения обучения,  по мнению самих учащихся,        залогом не только успешной речевой активности, но и реализации системно-деятельностного подхода,  являются нетрадиционные формы уроков: дискуссии, пресс-конференции, ток шоу, дебаты, праздники, в которых учащиеся с интересом играют какие-нибудь роли. Так, например, в 8 классе успешно проходит дискуссия по теме «Why is English so popular?» По желанию учащиеся распределяют роли: американского бизнесмена, журналиста из Канады, переводчика из России, студента из Индии и т.д. В 11 классе учащиеся всегда с нетерпением ждут пресс-конференцию с иностранными звёздами, интервью «A job interview» приём на работу, ток-шоу «All-Russia TV –Turnoff Week» и т.д.

       Учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

     Сегодня в теории и практике педагогики разработано значительное количество различных технологий, направленных на активную познавательную деятельность учащихся, организацию самостоятельности ребенка, повышение мотивации к учению.  В своей практике я использую следующие эффективные технологии, способствующие реализации системно-деятельностного подхода:

  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;
  • Здоровьесберегающие;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Проектная ;
  • Проблемное обучение,
  • Портфолио.

1). Игровые технологии

      Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

      По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

      В начальной школе можно привести следующие примеры игр для закрепления и активизации изученного материала: “Clever Parrots”, “Game Echo”, “Game Rhythm”, “Guess the letter”, “Let’s count”, “Game Mobile Phone”, “New Identities”, “Circus school bag”, “Guess the colour”, “Mind reading”, “Guess the picture”, “Statues”, “Find a pair”, “Decorate the Christmas tree”, “Unfinished drawings”, “Help Santa Claus”, “Presents from Santa Claus”, “Zip-Zap”, “Feely bag”, “The best advice”, “Toyland” и многие другие.

    В средней и старшей школе в основном в своей практике я использую ролевые игры с целью формирования коммуникативной компетенции прежде всего:”Shopping”, “At the International conference”, “At the library “,“At the meeting of the School Council”, “Animal Friends” Campaign”, “Bongou or English”, “A Job Interview”, “Debates: All Russia TV-Turnoff Week”, “A Student Science Conference”, “Being a good guide”, “A Conference on a particular Incident” и другие.

В результате применения игровых технологий обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета
  • формируется коммуникативная компетенция

     Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

 2). Здоровьесберегающие технологии  

 Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности; работа с угловыми ориентирами для снятия напряжения с позвоночного столба;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

     Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

3. Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

·     использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

·     сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

·     формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

·     направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

·     дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

    Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

     Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. В своей работе я использую следующие возможности ИКТ: поиск любой информации, работа с разными видами электронных словарей, разработка проектов и презентаций.

     В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

4. Педагогика сотрудничества

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

     В моей практике эффективно применяются различные варианты обучения в сотрудничестве, которые способствуют вовлечению учащихся в интерактивную деятельность. Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности детей в различных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

     Основными вариантами метода обучения в сотрудничестве являются: Student Team Learning (STL), Jigsaw (ажурная пила, машинная ножовка»), Learning together («учимся вместе»), исследовательская работа учащихся в группе.  

     Student Team Learning  можно использовать, например, при изучении темы «Защита окружающей среды» в 7 классе. Учитель  делит учащихся на  2 группы: внутри каждой группы – дети с разным уровнем обученности.  Учащимся дается задание составить на листьях  дерева (изготовленных из цветной бумаги) свои  обещания, советы людям, что мы можем ещё сделать, чтобы сохранить нашу планету. Дети, по принципу вертушки высказывают свои идеи, записывают их, сильные учащиеся помогают откорректировать произношение, грамотность речи. По окончании работы учащиеся по очереди выходят к доске, высказывают свои наработанные в сотрудничестве идеи и прикрепляют листочки, в итоге макет дерева оживает. Подводятся итоги, выставляются оценки группе по критериям, которые проговариваются в начале работы. (Здесь важно, чтобы каждый принимал участие).

     В том случае, если группа сильная, данный вариант может быть заменён на исследовательскую работу в группах, где акцент делается на самостоятельную деятельность. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации перед всем классом.

     Вариант Jigsaw или  »ажурная пила».

     Этот вариант используется при изучении темы «Средства коммуникации» в 8 классе. (Цели могут варьироваться).

Каждый учащийся в подгруппе выбирает один из предложенных текстов. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания и извлечения конкретной информации.

Второй этап работы проходит в “Expert Groups” экспертных группах. Все учащиеся, которые работали на первым текстом, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над вторым – в другую группу и т.д.

Цели работы в экспертных группах:

  1. Сравнить ответы, к которым пришли учащиеся, самостоятельно выполняя задания в “Home Groups”, прийти к единому мнению;
  2.  Совместно подготовить вариант пересказа текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. На данном этапе работы следует обратить внимание учащихся, что ответственность за то, как каждый член экспертной группы будет подготовлен для последующей работы, зависит от совместной работы.

Более подготовленные учащиеся помогают менее подготовленным.

Третий этап работы – возвращение учащихся в свои первоначальные группы, где они по очереди пересказывают свои тексты. Цель работы на данном этапе –  каждый учащийся должен  познакомить других членов группы с содержанием своего текста.

     После того, как выскажутся все, суммируется вся информация (план, схема). В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся, учитель может задать любому ученику вопрос по всему тексту, либо это может быть срез, который оценивается.

     Обучение под девизом »Учимся вместе»  (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве  эффективен при введении нового грамматического материала. Приложение 3 (Карточки).

     Так, например, при  грамматической темы «Past Tenses» в 7 классе учащимся предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления»,

«Указатели» и «Схемы». Группа делится на 3 подгруппы. Каждой команде выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранной так, чтобы первая подгруппа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия, вторая – нашла указатели, слова-помощники; третья – составила схемы утвердительного предложения (по возможности отрицательного).  По окончании работы каждая группа заполняет таблицу на доску, затем объясняет правила классу.  

 В результате интерактивной деятельности учащихся  происходит усвоение материала в полном объёме. Внутри подгруппы учащиеся самостоятельно распределяют роли каждого в выполнении этого общего задания. Подгруппы имеют двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели и социальную – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. Если учащиеся справляются с заданием на одном уроке, выполняют контрольное задание индивидуально, либо это можно сделать в начале следующего урока. Результаты суммируются, выставляется общая оценка.

     Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.

5. Проектная технология

     Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

    В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания.

     Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

     Проектную деятельность можно организовать на любом этапе обучения, но с учётом возрастных особенностей учащихся. Начинать проект лучше с выполнения простых проектов, постепенно увеличивая их степень сложности. Самостоятельное выполнение проектов состоит из следующих этапов: мотивационного, организационного, ориентировочного, исполнительного, контролирующего, презентационного.

      На начальном этапе обучения в качестве примера можно привести проекты учащихся по следующим темам: »Моя семья», «Мой классный альбом», «Мои друзья», «Проект – загадка» (о животных, цветах),  «Книжка-малышка»( Буквы, звуки), открытки, поздравления и другие. Так, например, в  начале 3 класса дети в течение изучения темы «Школа» с удовольствием поэтапно составляют свой классный альбом, в который входят работы каждого ученика группы. (см. Приложение 1)

На среднем этапе обучения: «Дом моей мечты», «Моя школа», «Школа будущего» - проекты презентации, «Планета Земля – наш общий дом», «Моё самое увлекательное путешествие»  - презентации, »Создаем читательский клуб», «Мой кумир», «Мода в твоей жизни» и другие (в форме постеров, журналов, личных дневников) и другие. (см. Приложение2)

     На старшем этапе: «Праздники», «Жизнь на краю» (о молодежных течениях), «Один день из моей жизни», «Снова в школу»,  «Семейный журнал». Так, например, работая в двух группах, учащиеся 10 класса распределяют роли для создания разных рубрик  журнала: главного редактора, заместителя главного редактора, корреспондента, читателя, психолога, дизайнера. В этом журнале учащиеся освещают вопросы семейных ценностей, рассматривают проблему воспитания в разных семьях, взаимоотношений между родителями и детьми. Первая рубрика  журнала поднимает самые насущные проблемы  непонимания подростков  в современном мире. Авторы обращаются к читателям (подросткам и их родителям ) и убеждают людей не оставаться с проблемами один на один, настоятельно советуя обратиться за помощью к специалистам в их журнал, которые обязательно помогут выйти из трудных жизненных ситуаций. Вторая рубрика освещает вопросы семейных ценностей. В третьей – содержатся примеры писем читателей, обращающихся за помощью. В четвертой рубрике работает специалист-психолог, который разбирает ситуацию и дает советы, как достичь взаимопонимания в семье. Пятая рубрика поднимает проблему воспитания в неполных семьях и дает рекомендации обеим сторонам, как жить в мире и согласии. Работая над таким проектом, помимо всех плюсов вышеперечисленных, у учащихся закладываются  основы детской журналистики.

   При изучении темы «Места и люди» учащиеся предложили попробовать свои силы в создании презентаций “Let’ make our town(region, country) prosper” c целью изучения материала о достопримечательностях нашей страны, родного края, развития туризма в нашем городе, области, стране. Учащиеся 11 класса в своих презентациях высказывают ценные идеи о том, как сделать наши памятники архитектуры популярнее, детей волнует проблема восстановления забытых памятников, не только, чтобы привлечь  в Россию иностранных туристов, но и способствовать развитию экономики страны в целом.

   В одной из презентаций учащиеся 11 класса предлагают комбинированный проект «Спорт и история». Помимо знакомства с  достопримечательностями нашей родной Вологды, как исторического и культурного центра, туристы будут заниматься спортом и отдыхать в лыжном комплексе с развитой инфраструктурой. Здесь будет и закрытая ледовая арена, и открытые площадки для лыжного спорта, сноубординга, комфортабельные гостиницы, фитнесс центр, спа салон, медицинский центр, супермаркеты и сувенирные лавки. Сами авторы убеждены, что это эффективный проект.

На базе комплекса будет создана спортивная лыжная школа, которая даст хороший шанс современной молодежи развивать свои таланты. Это действительно уникальный проект, который привлечет внимание не только российских туристов, но и иностранных для семейного развития и отдыха.

Данный проект несомненно внесет свой вклад в процветание нашего региона и страны в целом. Мы можем по праву гордиться нашей современной молодежью, за ними будущее нашей страны.

(см. Приложение 3)

       Неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. Понимание ошибок, причин неудач создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность в получении новых знаний.

     Метод проектов может использоваться как на уроке (серии уроков), так и во внеурочной деятельности. Учебное проектирование тесно связано с жизнью, практикой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать мир, гармонично дополняет классно-урочную систему.

Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.     особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

         Технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

       

    Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

6). Технология проблемного обучения

      Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

     По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Например: при изучении темы «Fighting for Life» в 10 классе поднимается проблема бедности, выявляются причины и следствия этого социального явления, в ходе групповых обсуждений предлагаются пути выхода из сложившихся проблемных жизненных ситуаций.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

7. Технология «Портфолио»

Система инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

    В своей педагогической практике  я применяю данную технологию в начальной школе. Каждый ученик собирает портфолио своих достижений, в котором содержатся не только проектные работы учащихся, результаты различных тематических мини исследований, но и рефлексивные карты оценки и самооценки уровня владения учебным материалом по разным видам деятельности. Не только учащиеся, но и их родители могут отслеживать динамику достижений своих детей при обучении английскому языку.

     В заключение, хотелось бы отметить, что я продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть новое самостоятельно через эффективные формы, методы, приемы и технологии в обучении английскому языку. Строю учебный процесс с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя учащимся продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, включая учащихся в интерактивную продуктивную деятельность. Использую все формы работы на уроках: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную. (предпочтение парным, групповым). В паре стараюсь использовать принцип подхвата, когда более сильный ученик корректирует и помогает более слабому. В конце каждой темы после контроля провожу уроки взаимопомощи.

     Важным компонентом каждого урока или этапа урока считаю рефлексию. Создаю рефлексивные карточки или карты успеха в конце темы. Рефлексия способствует развитию 3 важных качеств человека:

  • Самостоятельность ( ученик, анализируя, сам делает свой собственный выбор, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности своей деятельности);
  • Предприимчивость (ученик осознает, что может предпринять, чтобы достичь лучшего результата;
  • Конкурентоспособность (умеет делать что-нибудь лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно).

     Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет учиться с интересом, а также дает учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

     Безусловно, рефлексия является и у учителя обязательным условием саморазвития, самосовершенствования.

     Мы, педагоги, должны постоянно помнить, что школа – это не только место, где учатся дети. Здесь они должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью, реализовать свой потенциал, т.к. у каждого учащегося есть способности и таланты.

     Учителю всегда следует помнить, что деятельность учащегося, ее содержание, общение, отношения между участниками учебного процесса – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека.

     

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

Анкета для учащихся.

     Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какие формы работы на уроках английского языка Вам больше нравятся: традиционные или инновационные?
  2. Какие  методы, формы и приемы  обучения английскому языку Вы считаете наиболее эффективными лично для себя?  Почему?

Спасибо!

Результаты анкетирования.

     Было опрошено 82 учащихся с 3 по 11 класс. Результаты анкетирования следующие:

  1. 73 учащихся (89%) выбирают инновационные формы работы.

8 учащихся  (10%) выбирают традиционные формы работы.

1 учащийся ( 1%) выбирает одновременно традиционные и инновационные формы работы на уроке при изучении английского языка.

  1. Среди наиболее эффективных форм, методов и приемов работы на уроках английского языка учащиеся выбирают:

А) групповые, парные  формы работы, проекты – 64 учащихся (78%),

     индивидуальные  формы работы,  проекты – 7 учащихся ( 9%), индивидуальные и      групповые одновременно -  11 учащихся (13%);

Б) просмотр и обсуждение фильмов с целью развития аудитивных умений, отработка правильного произношения;

В) импровизированные диалоги с целью развития речи и мышления;

Г) отработка произношения, изучение лексики и грамматики, выполнение тестов в группе;

Д) исследовательская деятельность;

Е) чтение вслух по ролям;

Ё) нетрадиционные формы уроков.

  1. Учащиеся объясняют свой выбор:

А) разработка проектов и работа на уроке в группе эффективна, т.к.

  •  формируются  речевые навыки;
  • это интересно и весело, увлекательно и познавательно, время на уроке летит незаметно;  
  • учащиеся чувствуют, что они могут помочь друг другу;
  • учащиеся узнают много нового на уроке, сокращается объем и снижается сложность выполнения домашнего задания;
  • узнают много интересного о стране изучаемого языка, обычаях и традициях;
  • такая форма работы сближает одноклассников;
  • легче изучают язык;
  • возможность выбора состава группы по интересам, чувство комфорта;
  • улучшается навык чтения вслух;
  • работает принцип: больше общения – больше знаний, коллективная работа – залог успеха.

Б) традиционная фронтальная форма работы, индивидуальные проекты – эффективны, т.к.

  • учитель разъясняет все четко и ясно;
  • можно сразу после объяснения материала спросить, что непонятно.

          Итак, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

- инновационные формы работы без сомнения являются наиболее эффективными при обучении английскому языку, что отмечает 73% учащихся;

- учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся, не стоит полностью отказываться от традиционных форм обучения иностранному языку.

На мой взгляд с целью повышения качества  обучения иностранному языку следует совмещать системно-деятельностный подход с личностно-ориентированным, продумывая структуру урока, выбирая формы, методы и приемы работы на уроке с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Обучение английскому языку на начальном этапе (из опыта работы)"

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах....

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

Презентация по английскому языку на "Методический семинар"(из опыта работы)

Презентация по английскому языку на "Методический семинар"(из опыта работы)...