Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)
статья по английскому языку (6 класс) на тему
Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно убедиться, что процесс обучения английскому языку рассматривается с новой точки зрения и осваивает психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары).
Краткая аннотация:
Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно убедиться, что процесс обучения английскому языку рассматривается с новой точки зрения и осваивает психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Введение.
В последнее время возрастает роль английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Жизнь в современном мире не возможна без Интернета (общение, работа), а знание языка необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Основной и ведущей целью в преподавании языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.
Кто такой обучающийся с ОВЗ? В федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано четкое определение:
-обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В группу школьников с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития:
- Слуха
- Зрения
- Речи
- Опорно-двигательного развития
- Задержкой психического развития
- Умственной отсталостью
- Выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
- Множественными нарушениями развития.
С 2007-2008 учебного года наша школа находилась в республиканском эксперименте по обучению детей с ОВЗ, педагогический коллектив участвовал в реализации различных проектов по социализации детей – инвалидов и детей с ОВЗ. С 2012 года школа работает по данному направлению в штатном режиме. В настоящее время в школе функционирует 8 классов для детей с ОВЗ с задержкой психического развития, в условиях инклюзии в общеобразовательных классах обучается 14 учащихся, организовано индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных технологий (12 учащихся).
Специально для таких детей каждый год мы разрабатываем адаптированную рабочую программу по английскому языку. Это очень важно, ведь подобным детям просто необходим индивидуальный подход. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается. Это обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР, мы придерживаемся следующих методических принципов:
- Обеспечение подвижной деятельности детей
- Частая смена деятельности
- Погружение в языковую среду
- Многократное аудирование вводимых структур
- Преемственность и постоянное повторение материала
- Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
А как же добиться положительных результатов в обучении иностранным языкам?
В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых и здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов, технология сотрудничества и другие.
Игровые технологии.
Игровые технологии являются формой обучения, которая позволяет сделать работу учащихся интересной и увлекательной. Занимательность игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так и на начальном этапе при изучении той или иной темы. Часто на своих уроках мы используем мяч, яркие, озвученные игрушки и пособия, визуально-тактильные упражнения, которые развивают мыслительную деятельность, память и внимание, смотрим небольшие фрагменты из фильмов, мультфильмы на языке, исполняем детские песни. Главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу индивидуальных особенностей развития, дети с нарушениями здоровья отличаются от других детей, поэтому мы представляем материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов.
Возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке. Следующие игры не только повышают уровень лексических знаний, но и развивают память, внимание.
Игра для отдыха:
Four elements (четыре стихии).
Учитель в быстром темпе называет слова: water, earth, air, fire. Дети выполняют различные движения: при слове water-опускают руки вниз, при слове earth –поднимают руки перед собой, при слове air –руки вверх, при слове fire – руки согнуть в локтях и быстро вращать кисти рук.
Игра, способствующая развитию внимания:
Animals.
Речевой задачей данной игры является тренировка учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник в маске животного. Дети называют свое животное и бросают мяч любому участнику в круг.
-I’m a monkey. You are a cat.
-I’m a cat. You are a dog.
С помощью игры «Угадай-ка» мы тренируем употребление лексических единиц, грамматические структуры с глаголами to be, to have, can, do. Ученики задают вопросы в общей форме, ведущий может ответить только Yes, No. Эта игра вызывает повышенный интерес у учащихся, каждому хочется побывать в роли ведущего.
На запоминание новых лексических единиц мы выполняем следующие задания: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра (fill in the word), игра «Снежный ком» (snowball), найти лишнее слово, найти соответствие. Детям очень нравятся air, picture, running dictation, различные виды кроссвордов, сканворды, ребусы и другие упражнения. У детей снижается психо–эмоциональный барьер перед неизвестным материалом, повышается уверенность в своих знаниях и мотивация к изучению иностранного языка. Конечно же, мы не забываем и о поощрениях.
ИКТ.
Сегодня для многих детей с разными формами инвалидности дистанционное обучение является единственным способом получить образование. Однако, недостаточно предоставить ученику необходимое оборудование и условия. Для этого важно правильно спланировать урок с учетом всех возрастных, психофизических особенностей ученика. Дети-инвалиды, как правило, часто ограничены в общении, поэтому мы, по возможности, придаем уроку коммуникативную направленность, что помогает ученику проще включаться в общение со сверстниками, выражать свои мысли как на родном, так и на английском языке.
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки. ИКТ помогает при обучении чтению, фонетике, грамматике, лексике, аудированию и переводу. Для этого мы применяем обучающие презентации, компьютерные программы с обратной связью, которые выступают также как средство самоконтроля.
Заключение.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но оно позволяет ребенку максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни.
Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения учащихся с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционные формы эффективной помощи детям-инвалидам. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Добиться поставленных задач во многом помогают современные педагогические технологии. Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы свободно владеющими английским языком, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им обогатиться духовно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.
Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...
«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».
Данная статья посвящена теме Школа цифрового века и личному опыту В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...
Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...
Диссеминация опыта работы учителей иностранного языка в использовании ИКТ при сдаче экзаменов в форме ГИА
Как и предыдущий конспект-данное выступление из опыта работы в общеобразовательной школе.Когда готовила выступлнение,собирала материал по крупицам.Уверена,чито мои доклад и презентация помогут при так...
Обобщение опыта работы учителя иностранного языка
Обобщение опыта работы учителя включает в себя диагностическую работу учителя по определению уровня сформмированности у учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка, прим...
Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ.
Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...
Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ
Данный материал можно использовать в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку. Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно убедится, что процесс обучения...