Игра как способ формирования социокультурной компетентности учащихся начальной школы.
статья на тему
Социокультурные компетенции предполагают умения:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Игра является наиболее эффективным способом формирования социокультурной компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Игра как способ формирования социокультурной компетентности учащихся начальной школы.
Программа развития школы на 2011-2015 годы называется «Социокультурная компетентность учителей и учащихся – основа развития поликультурной школы».
Цель моего выступления рассказать об играх, которые способствуют формированию социокультурной компетенции у младших школьников.
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов.
Социокультурные компетенции предполагают умения:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Игра является наиболее эффективным способом формирования социокультурной компетентности учащихся начальной школы, так как игровые формы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. Игра также является одной из форм отдыха (релаксации) снимает раздражение, служит разрядкой.
Игра помогает вовлечь в процесс даже слабого ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий-все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается новый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это и настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле.
Это и игра по заранее установленным правилам (прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.
При работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игрушки.
Любая игра представляет собой некоторую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры - это отражение ситуации реальной жизни.
Это и игры которые учат этикету например как знакомиться как правильно звонить другу и т.д. Как вести себя в экстренных ситуациях например если ты потерялся.
Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.)
Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
Просмотр фильма по теме игры.
Проведение экскурсии по теме игры.
Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).
Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.
Игры обсуждения других народов их праздников.
Посещение другой продленной группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.
Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали. Поручение родителям посетить с детьми почту, зоопарк, автовокзал, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.
Например
Игра «Почта» . Заранее изготавливаются все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), проводится экскурсия на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников; составляем письма читается стихотворение «Почта» С. Маршака.
Игра «Зоопарк». Читаются детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказы о животных, которых дети могут увидеть только в зоопарке: верблюд, слон, обезьяны и т. д., сопровождая рассказ показом иллюстраций; изготавливаются все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.).
Для организации игры «Дорога» необходимо предварительно оформить автозаправочные станции, путевки для водителей грузового транспорта, перевозящих различные грузы, дорожные указатели; рассказать о различных видах машин (самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка и т. д.), повторяются ПДД.
Игра «Пешеходы»
Рассказать детям:
• об обязанностях пешеходов;
• о том, где разрешается ходить;
• о правилах перехода в установленных местах;
• о том, что запрещается пешеходам;
• о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек, накидки, обозначающие различные виды транспорта, иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации
• Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
• Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
Игра «Пассажиры»
Рассказать детям:
• о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;
• о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой;
• о правилах поведения в легковом автомобиле;
• познакомить с профессией кондуктора
Атрибуты: Шапочка кондуктора, таблички остановок
Создание проблемной ситуации
• Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
Игра «Службы спасения»
Информационная часть
• Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:
движение и переход дороги в неустановленных местах;
погодные условия;
неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;
переход на запрещающий знак светофора;
игры в неустановленных местах.
• Познакомить со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты:
• Набор дорожных знаков,
• пешеходных дорожек;
• Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
• Иллюстрации специального транспорта
Создание проблемной ситуации
• На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных
Дети младшего возраста проявляют активность именно в игре. С помощью игры можно решить многие психолого-педагогические проблемы группы, помочь ее участникам преодолеть трудности и барьеры, выработать адекватные формы поведения. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы коммуникативной компетентности, под которой понимается способн...

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»
На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориентировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на формирование историко-познавательной, инфо...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы коррекции
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальн...

«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться за счет новой тематики и проблематики речевого об...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"
Введение. Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
формирование читательской компетентности...
Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...