Профессиональный стандарт педагога
презентация к уроку на тему
Утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года.
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps_pedagog.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование | 01.001 | ||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) | |||||
Группа занятий: | |||||
2320 | Преподаватели в средней школе | 3320 | Персонал дошкольного воспитания и образования | ||
2340 | Преподаватели в системе специального образования | 3330 | Преподавательский персонал специального обучения | ||
3310 | Преподавательский персонал начального образования | ||||
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | ||
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||||
80.10.1. | Услуги в области дошкольного и начального общего образования | ||||
80.21.1. | Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования | ||||
(код КВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
| |||||
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | 6 | Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | 6 |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | 6 | |||
Развивающая деятельность | A/03.6 | 6 | |||
B | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | 5-6 | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | B/01.5 | 5 |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | B/02.6 | 6 | |||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | B/03.6 | 6 | |||
Модуль «Предметное обучение. Математика» | B/04.6 | 6 | |||
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» | B/05.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций | |||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||||||||
Наименование | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Код | А | Уровень квалификации | 6 | ||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||
Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель | ||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации | ||||||||||
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются | ||||||||||
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем | ||||||||||
Дополнительные характеристики | |||||||||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |||||||||
ОКЗ | 2320 | Преподаватели в средней школе | |||||||||
2340 | Преподаватели в системе специального образования | ||||||||||
3310 | Преподавательский персонал начального образования | ||||||||||
3320 | Персонал дошкольного воспитания и образования | ||||||||||
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | ||||||||||
ЕКС[3] | - | Учитель Воспитатель | |||||||||
ОКСО[4] | 050000 | Образование и педагогика |
3.1.1. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Общепедагогическая функция. Обучение | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | |||||||||
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||||||||||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | ||||||||||
Планирование и проведение учебных занятий | ||||||||||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | ||||||||||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | ||||||||||
Формирование универсальных учебных действий | ||||||||||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) | ||||||||||
Формирование мотивации к обучению | ||||||||||
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | ||||||||||
Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | |||||||||
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | ||||||||||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | ||||||||||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | ||||||||||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | ||||||||||
Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | |||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | ||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | ||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | ||||||||||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | ||||||||||
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | ||||||||||
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | ||||||||||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | ||||||||||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | ||||||||||
Конвенция о правах ребенка | ||||||||||
Трудовое законодательство | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | |||||||||
3.1.2. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Воспитательная деятельность | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | |||||||||
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | ||||||||||
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | ||||||||||
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | ||||||||||
Проектирование и реализация воспитательных программ | ||||||||||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | ||||||||||
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | ||||||||||
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | ||||||||||
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | ||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||||||||
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | ||||||||||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | ||||||||||
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | |||||||||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | ||||||||||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | ||||||||||
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | ||||||||||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | ||||||||||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | ||||||||||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | ||||||||||
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. | ||||||||||
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | ||||||||||
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | ||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | ||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | ||||||||||
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | ||||||||||
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | ||||||||||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Развивающая деятельность | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | |||||||||
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | ||||||||||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ||||||||||
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | ||||||||||
Оказание адресной помощи обучающимся | ||||||||||
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | ||||||||||
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | ||||||||||
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | ||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | ||||||||||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | ||||||||||
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | ||||||||||
Необходимые умения | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | |||||||||
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | ||||||||||
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | ||||||||||
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | ||||||||||
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | ||||||||||
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | ||||||||||
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | ||||||||||
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | ||||||||||
Формировать детско-взрослые сообщества | ||||||||||
Необходимые знания | Педагогические закономерности организации образовательного процесса | |||||||||
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | ||||||||||
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | ||||||||||
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | ||||||||||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | ||||||||||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | ||||||||||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция | ||||||||||||
Наименование | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | Код | B | Уровень квалификации | 5 – 6 | |||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||
Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель | |||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации | |||||||||||
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются | |||||||||||
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем | |||||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ||||||||||
ОКЗ | 2320 | Преподаватели в средней школе | ||||||||||
2340 | Преподаватели в системе специального образования | |||||||||||
3310 | Преподавательский персонал начального образования | |||||||||||
3320 | Персонал дошкольного воспитания и образования | |||||||||||
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | |||||||||||
ЕКС | - | Учитель Воспитатель | ||||||||||
ОКСО | 050000 | Образование и педагогика |
3.2.1. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | Код | B/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | |||||||||
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | ||||||||||
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами | ||||||||||
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | ||||||||||
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | ||||||||||
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | ||||||||||
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | ||||||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению | ||||||||||
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | ||||||||||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | ||||||||||
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | ||||||||||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | ||||||||||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | ||||||||||
Необходимые умения | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства | |||||||||
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации | ||||||||||
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения | ||||||||||
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | ||||||||||
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения | ||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | ||||||||||
Необходимые знания | Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста | |||||||||
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания | ||||||||||
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | ||||||||||
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте | ||||||||||
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | ||||||||||
Современные тенденции развития дошкольного образования | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной | |||||||||
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе | ||||||||||
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования | ||||||||||
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек | ||||||||||
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника | ||||||||||
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек | ||||||||||
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе | ||||||||||
Необходимые умения | Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы | |||||||||
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания | ||||||||||
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования | ||||||||||
Необходимые знания | Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов | |||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ | ||||||||||
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий | ||||||||||
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях | ||||||||||
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира | |||||||||
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития | ||||||||||
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся | ||||||||||
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования | ||||||||||
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения | ||||||||||
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения | ||||||||||
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. | ||||||||||
Необходимые умения | Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы | |||||||||
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения | ||||||||||
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | ||||||||||
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение | ||||||||||
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую | ||||||||||
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности | ||||||||||
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе | ||||||||||
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) | ||||||||||
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием | ||||||||||
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции | ||||||||||
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками | ||||||||||
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | ||||||||||
Необходимые знания | Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) | |||||||||
Программы и учебники по преподаваемому предмету | ||||||||||
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности | ||||||||||
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | ||||||||||
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения | ||||||||||
Основы экологии, экономики, социологии | ||||||||||
Правила внутреннего распорядка | ||||||||||
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Модуль «Предметное обучение. Математика» | Код | B/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность | |||||||||
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств | ||||||||||
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики | ||||||||||
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) | ||||||||||
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример | ||||||||||
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий | ||||||||||
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) | ||||||||||
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики | ||||||||||
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно | ||||||||||
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам | ||||||||||
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. | ||||||||||
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики | ||||||||||
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации | ||||||||||
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов | ||||||||||
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях | ||||||||||
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся | ||||||||||
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | ||||||||||
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики | ||||||||||
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания | ||||||||||
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных | ||||||||||
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения | ||||||||||
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности | ||||||||||
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения | ||||||||||
Необходимые умения | Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся | |||||||||
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения | ||||||||||
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи | ||||||||||
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) | ||||||||||
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации | ||||||||||
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом | ||||||||||
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) | ||||||||||
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях | ||||||||||
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. | ||||||||||
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала | ||||||||||
Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) | ||||||||||
Квалифицированно набирать математический текст | ||||||||||
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся | ||||||||||
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов | ||||||||||
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) | ||||||||||
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры | ||||||||||
Необходимые знания | Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики | |||||||||
Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений | ||||||||||
Теория и методика преподавания математики | ||||||||||
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.5. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Модуль «Предметное обучение. Русский язык» | Код | B/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации | |||||||||
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» | ||||||||||
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») | ||||||||||
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций | ||||||||||
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции | ||||||||||
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате | ||||||||||
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства | ||||||||||
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. | ||||||||||
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся | ||||||||||
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов | ||||||||||
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) | ||||||||||
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка | ||||||||||
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав | ||||||||||
Необходимые умения | Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному | |||||||||
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы | ||||||||||
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона | ||||||||||
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся | ||||||||||
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики | ||||||||||
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека | ||||||||||
Необходимые знания | Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики | |||||||||
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений | ||||||||||
Теория и методика преподавания русского языка | ||||||||||
Контекстная языковая норма | ||||||||||
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды | ||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта | |||
4.1. Ответственная организация – разработчик | |||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» | |||
Ректор Рубцов Виталий Владимирович | |||
4.2. Наименования организаций – разработчиков | |||
1 | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109 |
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...
Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....