Сравнение как учебно-логическое умение на уроках английского языка
статья на тему
Сравнение как способ познания направлено на изучение существенных признаков посредством сопоставления объектов друг с другом. В данном материале представлена детальная рекомендация и алгоритм работы при формировании вышеукзанного логического умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_teoriya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
«Общеобразовательный центр «Школа»»
г.о. Тольятти
кафедра иностранных языков
Сравнение как учебно-логическое умение
на уроках английского языка.
Выполнила: Кривандина А.А.
учитель английского языка
2013-2014гг.
Цели:
- Способствовать формированию целостного представления о сравнении как учебно-логическом умении.
- Способствовать формированию на уровне первоначального применения функциональных знаний и умений: определять объекты сравнения, определять аспекты сравнения объектов, выполнять неполное однолинейное сравнение, неполное комплексное сравнение, полное однолинейное сравнение, полное комплексное сравнение.
Сравнение- это способ познания посредством установления сходства и/ или различия объектов.
Сходство- это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения.
Различие – это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.
Сравнение (наряду с анализом и синтезом) является одним из эффективных инструментов познания. Еще древние мудрецы говорили, что все познается в сравнении: я сравниваю- следовательно, я познаю. Сущность познания посредством сравнения состоит в том, что обязательно выявляется либо сходство в различном, либо различие в сходном. Кроме того, человек изучая что-либо новое, всегда сравнивает его с известным и посредством этого познает новое.
Сравнение как способ познания направлено на изучение существенных признаков посредством сопоставления объектов друг с другом.
Предметы и явления познаются в сравнении не так, как при изолированном рассмотрении: в процессе сопоставления и противопоставления выступают свойства, которые иначе могли бы остаться незамеченными, непознанными. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, открывать в нем новые признаки. Таким образом, изучаемые объекты познаются гораздо более полно, чем при изолированном рассмотрении.
Сравнение позволяет соотносить между собой вещи и процессы, новое об объекте узнается не посредством исследования самого объекта, как в анализе и синтезе, а благодаря установления сходства и / или различия с другими объектами.
Корректное установление сходства и различия объектов осуществляется на основе владения комплексом умений.
Сравнение начинается с определения объекта сравнения, т.е. отграничения вещей или процессов от других вещей и процессов. Суть этого умения состоит не только в определении границ, сравниваемых объектов, но и в определении возможности их сопоставления. Иными словами, далекие друг от друга по своему содержанию объекты, не имеющие общих признаков, не имеет смысла сравнивать.
Следующим умением, имеющим очень важное значение, является определение аспекта сравнения объектов, т.е. установление точки знания, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов. Аспект равнения имеет важное значение для изучения объектов, так как он обуславливает отбор уже известных признаков объектов для сравнения. Если же эти признаки нам не известны. То аспект сравнения выступает в качестве аспекта анализа сравниваемых объектов. В качестве аспекта сравнения может выступать цель сравнения, качественные и количественные, пространственные и временные, причинно-следственные характеристики сравниваемых объектов, те или иные компоненты, отношения, свойства изучаемого объекта. Следует отметить, что объекты должны быть сопоставимы по выбранному аспекту.
Существует несколько видов сравнения, которые определяются количеством аспектов сравнения, а также направленностью на выявление либо сходства, либо различия, либо сходства и различия объектов.
Исходя их этого существуют следующие виды сравнения:
- неполное однолинейное сравнение, т.е. установление либо только сходства, либо только различия по одному аспекту;
- неполное комплексное сравнение, т.е. установление либо только сходства, либо только различия по нескольким аспекта;
- полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливаются сходство и различие объектов по одному аспекту
- полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливаются сходство и различие объектов по нескольким аспекта.
Использование того или иного вида сравнения определяется сложностью объектов и аспектом сравнения.
Алгоритм сравнения:
- Определить объект сравнения.
- Определить аспект сравнения объектов.
- Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. Если существенные признаки сравниваемых объектов известны, то их выбирают в соответствии с аспектом сравнения.
- Сопоставление существенных признаков сравниваемых объектов, т.е. определение общих и/или отличительных существенных признаков сравниваемых объектов. (Если определяется только сходство или различие, то осуществляется неполное сравнение. Если определяются и общие, и отличительные существенные признаки, то осуществляется полное сравнение)
- Определение различия у общих признаков (Если в границах четвертой процедуры определялось только сходство, а затем в границах пятой процедуры в сходном нашлись отличительные признаки, то было осуществлено полное сравнение)
- Вывод. Необходимо представить общие и/или отличительные существенные признаки сравниваемых объектов и указать степень различия общих признаков. В некоторых случаях необходимо выявить причины сходства и различия сравниваемых объектов.
Первые шесть процедур составляют однолинейное сравнение, т.е. сравнение, осуществляемое по одному аспекту. Если проводится сравнение по нескольким аспектам (комплексное сравнение), то седьмой процедурой будет определение нового аспекта сравнения. Затем последовательно осуществляются все остальные процедуры однолинейного сравнения. Комплексное сравнение завершается обобщенным выводом результатов сравнения по всем аспекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9-х КЛАССАХ
9 класс – рубежный этап обучения иностранному языку. На этом этапе происходит базовое формирования основных учебных компетенций. На этом же этапе осуществляется и ...
Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»
В последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...
Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее эффективных способов проявления мета...
"Создание условий для формирования коммуникативных умений на уроках английского языка"
Данная методическая статья поможет учителям иностранного языка соэдать такие условия на уроке, которые помогут ученикам раскрепоститься и забыть про "языковые барьеры" навсегда! Ученик зах...
Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"
Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...
Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка
Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....
РАЗВИТИЕ ДИСКУТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В статье приводятся конкретные приёмы развития дискутивных умений учащихся в средней школе, которые можно использовать на уроках английского языка для подготовки учеников к урокам-дискуссиям на старше...