Аналитический отчет учителя английского языка
материал на тему

Артемьева Наталья Юрьевна

Аналитический отчет учителя английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_artnyu_orig.docx129.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Аналитический отчет

                           за межаттестационный период 2012-2014 г.

Фамилия, имя, отчество педагога

Артемьева Наталья Юрьевна

Должность

учитель английского языка

Место работы

МАОУ СОШ №16

Стаж педагогической работы

11 лет

Стаж работы в данной должности

11 лет

Стаж работы в данном учреждении

2 года

Педагогическая деятельность                  

в межаттестационный период                 

Профессиональное образование

С 27.08.2012г. - по настоящее время учитель английского языка в МАОУ СОШ №16

Удмуртский государственный университет, присуждена квалификация «Филолог. Преподаватель» по специальности «филология»; специализация «Зарубежная филология (английский язык)»

Наличие квалификационной категории в данной должности

нет

Заявленная квалификационная

категория                                                       

I квалификационная категория

Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.

Цель составления аналитического отчета: анализ и оценка собственной педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи анализа:

  • выявить основные проблемы, решаемые  в межаттестационный период;
  • проанализировать полученные  результаты образования;
  • определить приоритетные направления педагогической деятельности для решения выявленных проблем в следующий межаттестационный период.

                                                  Введение

             

            Важность изучения английского языка является неоспоримой, так как в наше время - это язык культуры, современной техники, науки, спорта, торговли и общения. По крайней мере, половина миллиарда людей в мире используют английский язык дома или на работе.

          Социальный заказ общества делает все более актуальной проблему  формирования иноязычных речевых навыков и умений детей младшего  возраста. По мнению целого ряда ученых, раннее изучение иностранного языка  оказывает благоприятное влияние на развитие психики ребенка, на обогащение его интеллектуальных возможностей. Так, например, Л.В. Щерба и Л.С. Выготский полагали, что изучение второго языка положительно сказывается на развитии родной речи.

Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает  в связи с введением ФГОС, где «развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат    образования». Иностранный язык поистине уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России. 

 Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на ступени начального общего образования.

  Одна из важных целей образовательного стандарта на ступени начального общего образования направлена на формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме, соответственно для общения необходим определенный словарный запас лексики.

Успешное развитие умения читать, говорить или понимать на слух невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой.

 Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения, а в мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется.

 Одним из условий формирования лексической компетенции учащихся  в начальной школе  является владение учителя современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику. Данные технологии:

  • легко вписываются в учебный процесс;
  • позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность,  доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности является:  «Формирование лексической компетенции младших школьников   посредством современных образовательных технологий».

В межаттестационный период реализацию поставленной цели осуществляла через решение следующих задач:

  • изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме;
  • выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования лексических навыков  на начальном этапе изучения иностранного языка;
  • провести апробацию используемых методов в обучении иностранному языку;
  • проанализировать трудности формирования лексических навыков речи;
  • создавать благоприятную психологическую и эмоциональную  среду на уроках и во внеурочной деятельности, поддерживать мотивацию учащихся к обучению языка;
  • развивать собственный уровень творческого потенциала и повышать уровень педагогического мастерства через освоение, внедрение и системное использование современных образовательных технологий;
  • реализовать ФГОС НОО по иностранному языку как необходимое   условие формирования базовых компетенций в урочной и во внеурочной деятельности учащихся;
  • анализировать  свою деятельность и поставить задачи на следующий аттестационный период.

В межаттестационный период мне пришлось работать над

следующими проблемами и противоречиями:

  • трудности в освоении учащимися новой иноязычной лексики;
  • неумение соотнести графический образ слова со звуковым;
  • небольшой словарный запас для реализации коммуникативных задач;
  • низкая познавательная активность учащихся;
  • неспособность  части  учащихся эффективно работать с информацией  (испытывают затруднения при самостоятельном поиске информации, не умеют выделить главное, применить материалы в практической деятельности);
  • недостаточная внутренняя мотивация учащихся к постоянному получению новых знаний в условиях перехода  на качественно новый уровень организации образовательного процесса;

Объектом анализа была выбрана собственная педагогическая деятельность, направленная на формирование лексических навыков в начальной школе. 

Предметом анализа  являются результаты педагогической деятельности по внедрению и использованию методов, стимулирующих формирование лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе с помощью современных образовательных технологий. 

                              Аналитическая часть

          Использование современных образовательных технологий при

          формировании лексической компетенции младших школьников

           Стремительно меняется время и общество, но неизменной остаётся роль учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопрос «Как и зачем?».

           Не имея опыта преподавания  английского языка в начальной школе (ранее работала лишь в средней школе), я столкнулась с некоторыми трудностями в обучении английскому языку младших школьников. Некоторым  учащимся сложно запоминать  слова, отдельно стоит проблема  в нежелании детей учить новые слова, так как новая лексика нужна для общения, а дети в условиях неязыковой среды не видят потребности общаться. Не  умеют применять уже выученную лексику на практике: в рецептивных и репродуктивных видах речевой деятельности. Не зная слов, мы не сможем построить предложение,  передать информацию, не сможем общаться.

            Возникла проблема. Что же делать? Как сделать так, чтобы ученики запомнили слова и могли ими пользоваться.  Как пишет М.З. Биболетова - “долговременная память ребёнка данного возраста прекрасно развита… Всё, что ребёнок 6–9 лет выучит, надолго запоминается”. Такое свойство памяти ребёнка мы должны активно использовать.

           Проанализировав психолого-педагогическую литературу и основываясь на собственные наблюдения, я пришла к выводу, что существует множество подходов,  но главный принцип в обучении английскому языку  младших школьников - это наглядность и игра. Чем больше затрагиваются эмоции ребенка, тем прочнее закрепляются знания. А применение современных образовательных технологий не только повышает мотивацию, но и делает урок более интересным, увлекательным и эффективным.  Поэтому, чтобы процесс запоминания слов был более полезным, я использую в обучении лексике  следующие образовательные технологии:

  • проектные;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-комуникационные технологии;
  • технологии проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.

Проектная технология

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в определенный период времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных приемов, средств обучения, а с другой стороны, необходимость использования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность метапредметных навыков, которые пригодятся учащемуся во многих жизненных ситуациях.

              В  нашей школе обучение английскому языку осуществляется со 2 класса. В своей работе  я часто применяю метод проектов.  УМК М.З. Биболетовой предполагает создание проекта практически после каждой темы. Проектная работа нравится школьникам,  она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Проект всегда имеет практическую значимость и предполагает не только использование уже знакомого материала, но и поиск новых слов, новых явлений, новой информации и оформление полученных сведений.

            В основном, наши проекты представляют собой индивидуальную самостоятельную  работу учащихся. Дети должны четко понимать, для чего и как они выполняют проект. Рассказываю им на доступном языке, что они будут делать и зачем. Затем даю конкретную и доступную инструкцию на каждый этап выполнения проекта. На каждом этапе работы над проектом  хвалю ребенка за проделанную работу. Ребенок должен чувствовать важность и необходимость своей деятельности. Выполнение проекта основано и на детском творчестве. Поощряю идеи и попытки ребенка привнести что-то свое в проект.

            Несложные проекты заложены авторами учебника в программу. Традиционно,  мои ученики после изучения английского алфавита делают мини – книжку «The ABC», «Я и мои друзья», «Моя семья», «Мой любимый питомец», «Мой класс», «Мой любимый праздник» и многие другие.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

 

Обучение в сотрудничестве

 Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Помогая другим, учимся сами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Если учитель  не в состоянии оказать  помощь каждому конкретному ученику в классе, эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче.

            Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху.

             Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.

            А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать - дело методики.

         Начинать всегда сложно и, работая с детьми разного уровня подготовки и учитывая темперамент ребят, я стараюсь формировать группы следующим образом:

  • равносильные группы, то есть в каждой группе есть ученики разного уровня,  всем группам дается одинаковое задание;
  • группы по уровням «сильные», «средние» и «слабые», которые  выполняют задания разной степени сложности.

В каждой группе есть ответственный, который руководит работой в группе, а затем оценивает работу и вклад каждого члена группы. Группу формирую с учетом психологической совместимости детей.

        Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-у детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества;

-ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают   коммуникативными умениями;

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

   

Информационно-коммуникационная технология 

         Информационно - коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. ИКТ характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Все мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие - на слух. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств. И эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа.

В учебном процессе для достижения больших результатов я использую следующие средства ИКТ: мультимедийные презентации, интерактивные плакаты, обучающие компьютерные программы, образовательные ресурсы интернета (видеоролики, слайды, он-лайн тесты). ИКТ использую на следующих этапах урока:

  •  для разминки (warming- up);
  •  для ввода нового материала;
  •  для отработки учебного материала;
  •  для контроля;
  •  для индивидуализации обучения;
  •  для самостоятельной работы учащихся;
  •  для рефлексии.

Следует отметить то, что я не считаю обязательным использование такого количества и разнообразия компьютерных технологий на каждом уроке. Чаще всего целесообразно применять ИКТ на каком-то отдельном этапе. Обычно я использую  данную технологию для введения и первичного закрепления нового лексического и грамматического материала.

В качестве эксперимента я выбрала  два четвертых класса в параллели. В течение четверти я проводила уроки с разной долей  использования ИКТ.

           В отличие от 4 «З», в 4 «А»  классе использовала различные виды ИКТ на разных этапах урока. Например:

          а) таблица со звуками (на этапе фонетической разминки)

          б) интерактивные плакаты, слайды, презентации (для ввода ЛЕ и ГМ)

          в) также использовала обучающие компьютерные программы,  в которых  информация представляется красочно оформленной, содержит большое количество песен, рифмовок, стихов, которые помогают закрепить и отработать лексический и грамматический материал.

            В процессе работы  проверяла результативность степени усвоения материала учащимися  (лексика, чтение, устная речь).

            Класс, в котором ИКТ использовались регулярно, показал лучшие результаты по сравнению с классом, где ИКТ было использовано частично.

            В процессе работы я пришла к выводу, что использование ИКТ на уроках помогает:

  • привлекать пассивных слушателей;
  • делать уроки более наглядными и зрелищными;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет.

         В своей работе я использую следующие электронные пособия:

- Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями–   времена английского глагола;

-  Мультимедийное электронное пособие – «Наглядный Английский»;

- Мультимедийное приложение к учебникам М.З. Биболетовой «Enjoy English» 2,3,4 класс ”Enjoy Listening and Playing”;

Мною подобраны различные упражнения для фонетической зарядки на уроке - это считалки, песенки, скороговорки,  а также презентации по темам для  введения и закрепления лексического материала.

В своей работе я использую различные цифровые материалы со следующих сайтов:

https://www.learningapps.org

http://www.learningchocolate.com/

http://www.learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/

http://www.englishforkids.ru/

            Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Владею навыками работы с электронной почтой artna7878@mail.ru

В своей педагогической практике использую сетевое взаимодействие с родителями и учащимися, имеющими подключение к сети Интернет через Сетевой город. Образование.

Проблемное обучение 

Перед современным обществом встала задача найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Целью применения технологии проблемного обучения является: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

           Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

          Поскольку методика проблемного обучения тесно связана с активной мыслительной деятельностью, то и ее процесс можно представить в виде соответствующих этапов организации:

  1. Ребенок знакомится с проблемной ситуацией.
  2. Он анализирует ее и выявляет проблему, которая требует решения.
  3. Далее следует непосредственно сам процесс решения проблемы.
  4. Ученик делает выводы, проверяя, правильно ли он решил поставленную перед ним задачу.

          Данный метод проблемного обучения хорошо зарекомендовал себя именно в начальной школе, поскольку иногда бывает трудно перейти от игровой формы обучения, применяющейся в дошкольном образовании, к «серьезной» учебе в школе, а проблемное обучение в какой-то степени напоминает игру. Кроме того, здесь каждый ребенок занимает активную позицию, самостоятельно пытаясь найти ответ на поставленный вопрос или решить задачку, а не просто сидит за партой и изучает непонятный для него материал. Словом, проблемное обучение — это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям.

              Для включения учащихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания  и его последующего закрепления, а также в начале урока при обозначении какой-либо темы.  Использую противоречие, сравнение. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. 

          Ученик, совершающий  открытие самостоятельно,  запоминает учебный материал надолго, т.к. при этом получает положительные эмоции. Данная технология сложная, но каждый выбирает для себя. Младшим школьникам  нравится выводить правила.  Однако есть проблема - нехватка времени.   К сожалению,  учебная программа регламентирована временем.

Здоровьесберегающая технология                       

               На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

          Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.

            Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

           По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.

            В первую очередь на своих уроках я  использую динамические паузы, физкультминутки и  игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал.

           Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, а также для поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий, таких как: 

         Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Упражнения можно проводить как под спокойную, тихую музыку, так и под веселую, задорную. Малыши любят потанцевать во время физкультминутки. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры,  групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами (мяч, кукла), диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.            

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра.

Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями, вносит разнообразие  и смену деятельности в урок. Кроме того, игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и сообразительность и находчивость.

Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом и  преследуют следующие цели:

  • познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях,  приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • развивать речевую реакцию;
  • помочь в приобретении и расширении словарного запаса.

         Использование игры на уроках английского языка, помогает снять усталость и напряжение, создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер. Конечно же, стоит помнить, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.          

          Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языка с первых уроков.  На своих уроках   я использую  как обучающие лексические  игры, предложенные авторами УМК, так и играми, взятыми на различных образовательных сайтах, в том числе британских.

А также использую лексические игры из своей копилки, такие как: Memory game, Match, «Поле чудес», «Продолжи слово», «Кроссворды», «Испорченный телефон», «Путаница», «Угадай», «Переводчик», «Снежный ком», «Пантомима», «Two first letters», «Last Word Chain», «Волшебная коробка»  и так далее.

         Хорошо зарекомендовал себя метод ассоциации при первичном закреплении лексики. Есть слова, которые трудно запомнить, поэтому мы с учениками для таких слов придумываем историю или сказку.  Например: орел по-английски eagle, звучит как [игл], клюв у орла острый,  как игла. Ребята  быстро  запоминают  слово,  которое недавно не  могли запомнить.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

           На уроках английского языка обязательно следует использовать песни.

Песня – хороший вид релаксации, предоставляет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Во время исполнения песен в начальной школе  дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют. Большую помощь оказывает в прослушивании и исполнении песен британский  образовательный сайт http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ ,  http://supersimplelearning.com/, который позволяет не только использовать песни и игры он - лайн,  скачивать их для применения, но и петь в караоке.

Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, песни, скороговорки, рифмовки, веселые четверостишия) снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное  эмоциональное  настроение.  А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.

Индивидуально-дифференцированный подход

             Каждый учитель в своей педагогической деятельности применяет множество различных методов, форм, технологий обучения, чтобы фактически все ученики были заинтересованы его предметом, успешны и имели прочные знания. Но способности учащихся к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.

           Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. С моей точки зрения, правильнее будет отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи;

2 группа - дети, способные справиться самостоятельно;

3 группа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

       

В своей практике я использую следующие формы работы:

Индивидуальная работа.

Приглашаю  учеников из 1 группы во внеурочное время для восполнения пробелов, на консультации, даю им посильные индивидуальные задания. Например, решить небольшой тест или кроссворд. Для индивидуальной работы с учащимися, имеющими  затруднения в обучении и развитии, использую:  демонстрационный материалы, (в электронном и печатном варианте); материалы для устной работы в форме карточек; для объяснения и отработки материала создаю карточки и презентации. Стараюсь создать «ситуацию успеха», чтоб дети поверили в свои силы. Даю посильные домашние задания.

Другой пример: после введения и отработки лексического материала, в качестве контроля лексики даю домашнее задание на выбор:  составить кроссворд, написать слова с пропущенными буквами  или с ошибками на отдельных листах. Соответственно, за кроссворд оценка будет выше. Право выбора остается за учеником.  На следующий урок  ученики меняются своими работами, и  проводится письменный контроль слов. Ребята получают две оценки - за составление и за выполнение работы. 

 

Групповая работа.

              Во время урока подбираю задания для отдельных групп,  привлекаю к обучению «слабоуспевающих» детей более  «сильных» ребят. После введения нового материала, опрашиваю «сильных», далее они садятся к «слабым», и  учеба продолжается.

           Дифференциацию в классе  провожу при работе с текстом. Разбиваю ребят на группы, иногда это равносильные группы, иногда по уровню успеваемости. После самостоятельного чтения рассказа для проверки понимания содержания текста, каждой группе даю задания: более сильной группе - передать содержание рассказа или составить план к тексту. Ученикам со средним уровнем подготовки - ответить на вопросы, учащимся со слабой подготовкой – пронумеровать предложения в правильном порядке, соответствующем содержанию или найти предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту. Если же это равносильные группы, даю задание всем одинаковое, закончив работу, ребята обмениваются ответами и проверяют друг друга.

          Таким образом, осуществляется отработка и закрепление ранее изученной лексики. Учащиеся учатся применять языковой материал в устных и письменных видах речевой деятельности.

          Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:

  • предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся,   выровнять степень подготовки всего класса;
  • развить способности и интересы учащихся;
  • повысить качество знаний;
  • более рационально использовать учебное время каждого;
  • вовлечь всех учащихся в активную, напряжённую умственную деятельность;
  • устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

         При этом реализуется центральная идея базового образования-познания учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

         Решение поставленных задач позволяет сделать вывод о том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для развития их познавательной активности и учебной мотивации, их самореализации, о чем свидетельствует положительная динамика учебных достижений учащихся.

           

           

          Результаты освоения учащимися образовательных  программ

                           Динамика учебных достижений учащихся

                      Качество знаний и процент успеваемости учащихся

                                   за 2012 – 2013 и за 2013-2014 уч.г.г

Полученный результат

Класс

2012 – 2013

учебный год

Класс

2013- 2014

учебный год

успеваемость

КО*

успеваемость

КО*

100%

95%

100%

100%

100%

95%

100%

92%

100%

100%

100%

91%

100%

82%

100%

100%

100%

84%

100%

84%

100%

88%

100%

95%

100%

87%

100%

100%

100%

100%

100%

72%

100%

64%

100%

85%

100%

77%

100%

70%

100%

53%

100%

88%

100%

78%

100%

97%

100%

100%

100%

79%

100%

71%

100%

85%

              КО*- качество обучения

                               

                             

                             Качество знаний и процент успеваемости

школьников за 2012 – 2013  учебный год

Диаграмма №1

                             

                             

                              Качество знаний и процент успеваемости

школьников за 2013 – 2014  учебный год

Диаграмма № 2

                 

                           Качество знаний в динамике за 2012-2014 г.г.

           Диаграмма № 3

Из диаграммы № 3 видна положительная динамика качественной составляющей  общего образования учащихся в целом.  Качество обучения за 2012-2013 составляло 85%, в 2013-2014 составило 87%.

Полученные показатели свидетельствует об эффективности использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся. Использование проектной технологии, апробация информационно-коммуникационных технологий и приемов интерактивного обучения, а также сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы позволило мне создать условия для повышения уровня сформированности учебных компетенций и личностных качеств учащихся с учетом реальных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса.

             

                  Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, особое внимание уделяю развитию внутренней мотивации учащихся к изучению английского языка.

         Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. К сожалению, для начальной школы практически нет конкурсов и олимпиад на уровне города и района, поэтому мои ученики  принимают участие во Всероссийских  дистанционных олимпиадах.   В 2012-2013 принимали участие 10 человек из 6 классов, 2-е классы не участвовали;  в 2013-2014 приняли участие уже 89 учеников со 2 по 4 классы.

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих потребностей. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими учащимися. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, представляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности.

                      Результаты участия  в олимпиадах, конкурсах

Учебный год

       Мероприятие

Кол-во участников

ФИО ученика, класс

Результат участия

2012-2013

Игровой дистанционный конкурс «Британский Бульдог»

10 уч.

Кривенко Илона,   6кл

     1 место

2012-2013

Городской конкурс литературных переводов на английском языке для 5-11классов

5 уч.

Савичева Дарья, 6кл

Иванюк Анна, 6 кл

Постоялко Екатерина, 6кл  

Овчинникова Настя, 6кл

Пасечник Даша, 6кл

Сертификаты участия

2013-2014

Игровой дистанционный конкурс «Британский Бульдог»

26 уч.

Петрова Настя, 3кл

Артем

Матевосян, 3кл

Наташа Гумменная, 3кл.

      3 место

        3 место

         

        3 место

2013-2014

Международный дистанционный конкурс «В гостях у королевы» (Инфоурок)

25 уч.

Паклина Ксения, 2 класс

Аникеева Екатерина, 3 кл.

Калинина Мария, 3 кл.

        1 место

       

        2 место

        3 место

    2014

Международный дистанционный конкурс  «Инфоурок»

38 уч.

Дядюшко Ангелина ,3 кл

Паклина Ксения, 3 кл

Аскарова Анжелика,3кл

Титенко София, 3 кл

Еремеев Владимир, 3 кл

Мазурина Настя,  3 кл.

        1 место

       

        2 место

        2место

        2 место

        3 место

        3 место

        Познавательная активность обучающихся по предмету

Внеклассные мероприятия по английскому языку, наряду с уроками - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Внеклассная  работа предоставляет исключительно большие возможности для поддержания мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, в рамках которых проходят различные внеклассные мероприятия. Для того  чтобы сделать конкурсы более наглядными и эффективными, при  их проведении я использую ИКТ - технологии.

В межаттестационный период мною были проведены следующие внеклассные мероприятия по английскому языку:

  • Творческий проект «My family» - 2-е классы, 2012;
  • Викторина «Волшебные цифры» - 2-е классы, 2012;
  • Викторина «Знатоки английского языка» - 2 классы, 2012;
  • Внеклассное мероприятие для учащихся 2-го класса «Праздник  английского алфавита», 2013г;
  • Выполнение исследовательской работы с учащимися 3-4 класса «England everywhere» на английском языке (английская символика в родном городе), 2013 г;
  • Внеклассное мероприятие для учащихся 2-4 классов «Christmas: customs and traditions», 2013г;
  • Творческий проект «Новогодняя открытка » - 3 классы, 2013;
  • Творческий проект «Мy ABC» -2 классы, 2013;
  • Творческий проект « Му Pet»- 3 классы, 2013;
  • Конкурс «Крестики-нолики»- 3 классы, 2014.

              Ребята с удовольствием принимают участие в предметной неделе, выполняют творческие проекты, участвуют в конкурсах, викторинах, играх. По результатам анкетирования после предметной недели у учащихся остается положительный настрой на учебу, а я могу проанализировать наиболее часто встречающиеся ошибки у учащихся в различных видах деятельности.

                 Результаты деятельности  в профессиональном сообществе

                             Инновационная деятельность

                   

                В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и систему образования. В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество обучения, качество образования, успеваемость учащихся. Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии и приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? И на сегодня важнейшими факторами, определяющими преобразование в системе образования являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость.

               Одной из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

В межаттестационный период мною была выбрана тема самообразования: «Формирование лексической компетенции младших школьников   посредством информационно-коммуникационных технологий».

С данной темой я выступала на заседании ШМО учителей английского языка в октябре 2013 г., а также давала открытый урок учителям английского языка  по теме: "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе при формировании лексических навыков”.

                                                       Методическая работа

                   Участие в деятельности сетевых сообществах педагогов

            В  век цифровых технологий интернет является незаменимой частью нашей жизни. Всегда можно узнать самые свежие новости, использовать большие возможности самообразования,  миллионы педагогов могут общаться друг с другом в форумах, чатах, ICQ, посылать и получать письма, участвовать в  видеоконференциях и вебинарах.

         Я также стараюсь быть информированной в различных изменениях в системе образования и веду активную сетевую деятельность: использую различные сетевые ресурсы : http://nsportal.ru,  http://www.zavuch.ru, http://pedsovet.su,  http://www.proshkolu.ru,  https://my.1september.ru, http://www.prosv.ru.  На сайтах http://nsportal.ru и  http://www.proshkolu.ru, я создала свой персональный сайт http://nsportal.ru/artemeva-natalya-yurevna,   где я размещаю свои методические разработки, работы учащихся, статьи, презентации к урокам, стараюсь не только брать, но и делиться своими наработками.

            Являюсь членом Всероссийского педагогического клуба «Первое сентября»,  прохожу дистанционные модульные курсы, участвую в вебинарах.

               

      Профессиональные и личные достижения в межаттестационный период

                     Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до

       тех пор, пока он учится». Считаю, что учитель должен постоянно развиваться  

      и быть интересным своим ученикам.

В межаттестационный период  повышала  квалификацию, проходила

различные курсы и семинары, участвовала в вебинарах.

Тема курсов/семинаров

         Дата

   Кол-во часов

Место прохождения

1

«Реализация требований ФГОС в образовательных проектах по иностранным языкам издательства «Просвещение»»

28 марта 2013

      4 часа

МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

2

,,Новое поколение учебной литературы по англ.яз., традиции и    инновации в условиях внедрения ФГОС”

22 апреля 2013

      8 часов

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

3

«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения»

 16.09.2013-  21.11.2013

      120 часов

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

4

«Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям»

9 июня 2014

     6 часов

Модульный дистанционный  курс. Сайт -1september.ru

5

«Путешествие в мир книжных героев с серией книг для начальной школы издательства «Express Publishing»

20 ноября 2014

     6 часов

г. Москва,  вебинар, сайт «Просвещение»

6

Итоговая оценка: метапредметные результаты. Часть 1.

24 ноября 2014

г. Москва,  вебинар, сайт «Просвещение»

7

«Путешествие в мир книжных героев с серией книг для основной школы издательства «Express Publishing»

27 ноября 2014

г. Москва, вебинар, сайт «Просвещение»

             Сертифицированные достижения педагогического работника

                      Год

           Наименование

                Уровень

                 

                 

                 2013-2014

Диплом «Учитель Цифрового Века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта.

Оргкомитет Общероссийского проекта «Школа Цифрового Века»

                       

                   

                      2014

Благодарность за организацию и  подготовку учащихся к участию в Международном дистанционном конкурсе по английскому языку проекта «Новый урок»

 

г.Минск ООО «Новый   урок»

                     2014

Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок»

 г.Смоленск              ООО«Инфоурок»

     

      Проектирование профессиональной деятельности на следующий

                                      межаттестационный период 

             Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме «Современные образовательные технологии в  обучении лексике » и

применяя данные  средства обучения  при формировании лексической компетенции в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что данные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, активизируют   мыслительную деятельность, учат учащихся быть активными участниками процесса обучения, а не наблюдателями.

            Таким образом,  я планирую и в дальнейшем  применять  современные образовательные технологии,  использовать различные формы организации учебной деятельности.

           В процессе анализа своей педагогической деятельности  удалось найти механизм разрешения  проблемы в запоминании новых слов и в умении соотнести графический образ слова со звуковым через использование ИКТ.

               

 Неразрешенными остались следующие противоречия:

  • неспособность  части учащихся эффективно работать с информацией (испытывают затруднения при самостоятельном поиске информации, не умеют выделить главное);
  • недостаточный словарный запас для реализации коммуникативных задач;
  • неумение детей применить лексические знания на практике (трудность заключается в отсутствии языковой среды).

          Исходя из вышесказанного, я определила цель педагогической деятельности на следующий межаттестационный период: «Развитие языковой компетенции в обучении лексике в начальной школе».

Для ее достижения я планирую работу над следующими задачами:

  • создавать условия для  развития языковых компетенций в обучении английскому языку с помощью ролевых и деловых игр и произведений английского фольклора;
  • разработать банк дидактических материалов с ролевыми заданиями для учащихся 2, 3, 4 классов;
  • обобщить опыт педагогической деятельности по использованию современных образовательных технологий в научно-методических разработках, публикациях на уровне района, города.

         Прогнозируемый результат:

  • повышение общей культуры учащихся;
  • сформированность речевого имиджа как средства достижения социальной и речевой компетенции;
  • оптимизация образовательного процесса посредством рефлексии и самоконтроля.

                                           

                                       Список  литературы

  1. Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном  обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.-С.     28-30
  2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
  4. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность Под   ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  6. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Посталюк. – М.: Высшая школа, 1992. – 356 с.
  7. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат. – М.: Просвещение, 2000. – 187 с.
  8. Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя английского языка

В данном творческом отчете представлен анализ педагогической деятельности, своего рода отчет о проделанной работе за 5 лет....

Отчет учителя английского языка

Отчет о работе учителя за год...

Творческий отчет учителей английского языка

Данная презентация содержит отчет с фотографиями о работе учителей английского языка МОУ "Разметелевская СОШ", в ней отражены мероприятия, которые были проведены в нашей школе....

Творческий отчет учителей английского языка

Данная презентация содержит отчет с фотографиями о работе учителей английского языка МОУ "Разметелевская СОШ", в ней отражены мероприятия, которые были проведены в нашей школе....

Аналитическая справка учителя английского языка.

На конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование....

Аналитический отчёт учителя английского языка Гудиной О.В.

Современный образовательный процесс требует пересмотра приоритетов целей обучения. На сегодняшний день особое внимание  уделяется развивающей функции обучения, формированию личности учащихся. а т...

Аналитическая справка учителя английского языка.

Аналитическая справка учителя английского языка учителя Елькиной НМ....